Ситуация. Организация проводит акции. В первом случае по условиям акции каждый покупатель, купивший чашку кофе, вторую чашку кофе получает бесплатно.

Во втором случае по условиям акции каждый покупатель покупает две чашки кофе по цене одной.

Можно ли в двух случаях учесть стоимость двух чашек кофе при налогообложении прибыли? Или же в первом случае имеет место безвозмездная передача?  

По мнению автора, оба случая – это реклама.

Вообще определения термина «рекламная акция» в законодательстве не содержится. Косвенно данное понятие комментируется в Положении о проведении рекламных игр на территории Республики Беларусь, утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 30.01.2003 N 51 «О проведении рекламных игр в Республике Беларусь». Согласно п. 4 данного Указа не являются рекламными играми рекламные акции в форме проводимых в целях стимулирования реализации товаров (работ, услуг) мероприятий, в процессе которых все их участники, выполнившие условия, установленные проводящей эти мероприятия организацией или индивидуальным предпринимателем, а также представительством иностранной организации, получают одинаковые подарки. Указ N 51 в этом определении рекламной акции подтверждает возможность получения подарков.

В силу вышеуказанного в рассматриваемой ситуации речь, по мнению автора, целесообразно вести о наличии рекламной деятельности как таковой без акцентирования внимания на акционности в том понимании, которое мы имеем, и корректнее не оперировать выражением «рекламная акция», поскольку существо вопроса от этого не меняется, а рассматривать проблематику в отношении рекламы в целом.

Законом Республики Беларусь от 10.05.2007 N 225-З «О рекламе» (далее — Закон о рекламе), что:

— реклама — информация об объекте рекламирования, распространяемая в любой форме с помощью любых средств, направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке;

— объект рекламирования — продукция, товар, работа или услуга (далее, если иное не предусмотрено настоящим Законом, — товар), организация или гражданин, права, охраняемые законом интересы или обязанности организаций или граждан, средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, результаты интеллектуальной деятельности, конкурсы, лотереи, игры, иные игровые, рекламные и иные мероприятия, пари, явления (мероприятия) социального характера;

— рекламодатель — организация или гражданин, деятельность или товары которых рекламируются либо которые определили объект рекламирования и (или) содержание рекламы.

Применительно к рассматриваемой ситуации вышеуказанные элементы рекламы так или иначе присутствуют.

С другой стороны, в отношении безвозмездной передачи п. 1 ст. 543 Гражданского кодекса Республики Беларусь (ГК) указывает, что по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность, либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу, либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.

Из этого возможно утверждать, что дарение (безвозмездная передача) вовсе не предполагает в качестве цели, например, привлечение внимания к объекту дарения, формирование или поддержание интереса к нему, и в этом смысле, несмотря на внешнюю безвозмездность операции передачи рекламного продукта, подтекст «корыстности» в ней присутствует. Так или иначе реклама выступает как по существу самостоятельный от дарения процесс.

То есть в рассматриваемом случае очевидны признаки рекламы, определенные Законом о рекламе, и, соответственно, правомерно вести речь об осуществлении расходов организации на рекламу.

В данной ситуации, по мнению автора, можно обойтись и без апеллирования к этому принципу. Ведь принцип преобладания экономического содержания означает, что хозяйственные операции отражаются в бухгалтерском учете и отчетности исходя не столько из их правового, сколько из их экономического содержания (п. 7 ст. 3 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 N 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности».

На основании п. 35 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 29.06.2011 N 50, в организациях, осуществляющих торговую и торгово-производственную деятельность, на счете 44 «Расходы на реализацию» отражаются в т.ч. расходы на рекламу.

Для целей исчисления налога на прибыль расходы на рекламу включаются в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав исходя из общих правил, установленных п. 1 и 3 ст. 169, п. 1 ст. 170 НК Республики Беларусь.

Таким образом, бухгалтерское и налоговое законодательство дают экономические основания для отнесения расходов на рекламу в состав бухгалтерских расходов и налоговых затрат. А являются ли те или иные расходы рекламными? Ответ при всех возможных нюансах необходимо искать в специальном законодательстве, в частности, Законе о рекламе.

Читайте также

Налогообложение и бухучет акций с бесплатным кофе