Постановлением N 476 Нацбанка изложена в новой редакции Инструкция о банковском переводе (далее – Инструкция N 66), определяющая порядок проведения безналичных расчетов в белорусских рублях и иностранной валюте. В новом виде Инструкция N 66 «заработает» с 1 января 2020 г.
Основные изменения, внесенные в Инструкцию N 66, обусловлены в том числе началом функционирования с 01.01.2020 автоматизированной системы исполнения денежных обязательств (АИС ИДО).
На заметку
АИС ИДО – это централизованная система, аккумулирующая информацию о неисполненных денежных обязательствах плательщиков, а также информацию о их счетах (электронных кошельках) в банках <*>.
В связи с этим в обновленной Инструкции N 66 предусмотрены соответствующие положения по порядку проведения безналичных расчетов через АИС ИДО и одновременно исключен порядок ведения картотеки по учету документов, не оплаченных в срок. Рассмотрим некоторые из новых положений.
Передача платежных инструкций в банк и их исполнение
Как и ранее расчетные документы (платежные инструкции в виде платежного требования, платежного поручения) клиенты могут формировать и представлять в банк <*>:
— на бумажном носителе;
— в виде электронных документов;
— в виде электронных сообщений.
Обратите внимание!
Расчетные документы на бумажном носителе необходимо оформлять по формам внешнего представления электронных расчетных документов, предусмотренным стандартами проведения расчетов (СПР) <*>.
Расчетные документы, сформированные в виде электронных документов (сообщений), клиенты направляют посредством систем дистанционного банковского обслуживания (далее — ДБО) в свой обслуживающий банк в порядке, предусмотренном договором, заключенным с банком <*>.
В этом случае в договоре должно быть определено в том числе <*>:
— способ формирования платежных инструкций и порядок их представления в банк;
— порядок направления банком клиенту документов о результатах обработки платежных инструкций и информации об их исполнении;
— виды систем ДБО, используемых для обмена электронными документами (сообщениями), и требования к ним;
— средства идентификации клиента и порядок их применения;
— право банка в одностороннем порядке прекратить или приостановить оказание услуг посредством систем ДБО в случаях, предусмотренных законодательством о предотвращении легализации доходов, а также порядок информирования клиентов;
— основания возобновления приема электронных документов (сообщений);
— возможность представления в виде электронного документа (сообщения) дополнительной информации, необходимой банку для осуществления банковского перевода;
— иные условия.
Установлено, что передача платежных инструкций и иных документов в банк в виде электронных документов (сообщений) будет проводиться с соблюдением процедур безопасности и требований законодательства <*>.
Банкам также предоставлено право устанавливать для каждого клиента максимальную сумму <*>:
— одной платежной инструкции, в том числе сформированной в виде электронного документа (сообщения);
— платежей, совершаемых плательщиком в течение определенного периода по платежным инструкциям, в том числе сформированным в виде электронных документов (сообщений).
Определен порядок передачи банком платежных инструкций клиентов в АИС ИДО
В АИС ИДО банки направляют:
— платежные поручения плательщиков на перечисление платежей в бюджет — при недостаточности на счете плательщика денежных средств, необходимых для их исполнения в полном объеме <*>;
— платежные требования взыскателей — независимо от наличия у плательщиков денежных средств на счетах в банках <*>.
На заметку
При оформлении платежных требований взыскателями могут выступать <*>:
— клиенты;
— уполномоченные ими лица;
— уполномоченные органы, инициирующие списание денежных средств со счетов плательщика в бесспорном порядке в соответствии с законодательством;
— банки.
Определен порядок представления в обслуживающий банк платежного требования без акцепта плательщика и исполнительного документа, на основании которого оно составлено. Эти документы могут представляться в банк взыскателя <*>:
— одновременно;
— отдельно друг от друга в случаях, предусмотренных договором, заключенным с обслуживающим банком.
Если платежное требование без акцепта представляется одновременно с исполнительным документом, то оно должно быть оформлено таким же образом, что и данный исполнительный документ (на бумажном носителе или в виде электронного документа) <*>.
При представлении платежного требования без акцепта и исполнительного документа отдельно друг от друга платежное требование может оформляться как на бумажном носителе, так и в виде электронного документа (сообщения) независимо от того, в каком виде представлен в банк исполнительный документ <*>.
На основании принятого платежного требования без акцепта банк, обслуживающий взыскателя, будет формировать и направлять в АИС ИДО электронный документ (сообщение) с реквизитами платежного требования <*>.
Банк, обслуживающий взыскателя, впоследствии информирует взыскателя в соответствии с заключенным между ними договором:
— о направлении платежного требования без акцепта в АИС ИДО <*>;
— об исполнении либо отзыве платежного требования без акцепта, направленного в АИС ИДО <*>.
Исполнение платежных инструкций, поступивших через АИС ИДО
При поступлении на исполнение платежной инструкции АИС ИДО с реквизитами платежного поручения, платежного требования без акцепта плательщика, банк плательщика <*>:
— исполняет платежным ордером указанные в платежной инструкции АИС ИДО соответствующие расчетные документы и направляет в АИС ИДО электронный документ (сообщение), подтверждающий их исполнение;
— направляет клиенту (плательщику) в соответствии с заключенным договором документ (сообщение), подтверждающий списание денежных средств с его счета, с отметками банка.
Банк может также проинформировать своего клиента <*>:
— о находящихся в АИС ИДО расчетных документах, подлежащих оплате данным клиентом (плательщиком);
— об их частичном или полном исполнении;
— об отзыве (изменении) расчетных документов;
— о приостановлении их исполнения.
Принимать платежные инструкции клиентов банки будут с учетом <*>:
— режима работы системы расчетов (передачи информации), посредством которой данные платежные инструкции подлежат исполнению (передаче), если иное не предусмотрено законодательством или НПА Нацбанка;
— приказов (распоряжений) руководителя банка (уполномоченного им лица), устанавливающих время начала и окончания банковского дня;
— иных установленных требований.