В России активно обсуждается законодательство для маркетплейсов, через которые уже осуществляется 57% всех онлайн-продаж. Усиление регулирования электронной торговли понадобилось из-за бурного развития этого рынка и возросшего количества проблемных вопросов между маркетплейсами и их контрагентами. Прогнозируется, что некоторые из инициатив прямо или косвенно затронут белорусский рынок. В Беларуси, где активно развиваются два ключевых российских онлайн-продавца, также хотят определить правовой статус маркетплейсов со всеми вытекающими последствиями. Каких изменений ожидать?

В сентябре 2023 г. группа российских депутатов внесла в Госдуму поправки в законы «Об основах государственного регулирования торговой деятельности» и «О защите прав потребителей». Инициатива должна закрепить юридический статус маркетплейсов, ввести ответственность за недостоверную информацию на платформах и некачественный товар. Кроме того, предлагается ограничить количество изменений, которые владельцы площадок могут вносить в договоры один раз в год; запретить им блокировать личные кабинеты партнеров и взыскивать с них штрафы без согласия последних.

В отзыве правительства РФ, с которым ознакомился РБК, не нашел поддержки запрет санкций для контрагентов – из-за этого у площадок исчезнет возможность взыскивать средства с недобросовестных продавцов и владельцев пунктов выдачи заказов, пресекать незаконную деятельность. Вместе с тем в кабмине рекомендуют установить особые условия для изменения существенных положений договоров и порядок их корректировки, например: не чаще одного раза в три месяца или при определенных обстоятельствах. Наряду с этим российские власти считают необходимым придумать альтернативу слову «маркетплейс» (альтернативные термины не приводятся).

Разработчики другого законопроекта призывают установить для маркетплейсов предельную долю на рынке и ограничивать их в открытии новых пунктов выдачи в случае ее превышения, сообщил Forbes. Речь идет о лимите в 25% от объема всех онлайн-продаж товаров за предыдущий финансовый год.

Около 80% рынка маркетплейсов занимают Wildberries и Ozon, оценивала Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Там отметили, что само по себе доминирующее положение (в том числе доля рынка в сегменте интернет-торговли) не является нарушением, а вот злоупотребления господствующим положением – повод принять меры. Однако до конца 2024 г. действует мораторий на проверки компаний, которые так или иначе относятся к IT-сфере. ФАС работает над тем, чтобы вывести из-под моратория антимонопольный контроль. Ведомство получило более 600 жалоб от потребителей и продавцов товаров на маркетплейсах за 2023 г.

Другая идея чиновников состоит в том, чтобы распространить на интернет-торговлю те же требования, которым сейчас подчиняется «Почта России». Так, МВД считает нужным обязать маркетплейсы и транспортно-логистические компании, которые обслуживают интернет-торговлю, проверять посылки. В прошлом году ряд инициатив «Почты России» по регулированию маркетплейсов не нашел поддержки. Компромиссным решением стало расширение коммерческого сотрудничества маркетплейсов и «Почты России», что должно загрузить почтовые отделения и снизить цифровое неравенство – чтобы больше граждан получили доступ к покупкам онлайн.

В России еще разработан законопроект, который разобьет все товары на рынке на российские и иностранные. Он позволяет российским производителям в приоритетном порядке попадать на полки крупных сетевых магазинов. Недавно такие обязанности о «российской полке» решили распространить и на онлайн-платформы. По информации «Коммерсанта», с 1 марта 2024 г. у российских маркетплейсов появится обязанность при поисковой выдаче первые 50 строк отдавать российским или белорусским товарам.

Статс-секретарь – замминистра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов заявил, что в законопроекте нет указания на конкретные группы товаров, а объем квот определят эксперты отраслевого сообщества, включая производителей и ритейлеров, «существенными факторами станут количество устойчивых отечественных брендов и их способность к масштабированию производства».

ФАС не поддержала законопроект о «российской полке».

Власти Беларуси также ведут с российскими маркетплейсами постоянный диалог по поводу более масштабного продвижения белорусской продукции.

Предложения по регулированию работы маркетплейсов в России находятся на стадии обсуждения. Поэтому рано говорить о тех, которые может перенять Беларусь, – сказал ilex.by первый замминистра антимонопольного регулирования и торговли Беларуси Иван Вежновец. – Безусловно, мы следим за изменениями в российском законодательстве, но не все перенимаем. В Беларуси свое законодательство, в России – свое. Какие-то нормы унифицируем, если в каких-то сомневаемся, то смотрим, какая практика будет в РФ.

Он напомнил, что в скором времени в Беларуси утвердят правовой статус маркетплейсов. Это предусмотрено корректировками в законопроект «О государственном регулировании торговли и общественного питания». Кроме того, готовятся изменения в закон «О защите прав потребителей», чтобы сделать одинаковыми требования к маркетплейсам и обычным интернет-магазинам.

Иван Вежновец отметил, что на маркетплейсы распространяется ценовое регулирование, поскольку они реализуют продукцию на территории Беларуси. В МАРТ уже есть несколько протоколов на лиц, продающих товары на Wildberries.

Источник фото в статье https://ru.freepik.com/