22.11.2021 подписан Указ N 451, в котором определен порядок формирования органов управления при введении чрезвычайного положения на всей территории страны или в отдельных местностях. Он вступает в силу с 25.11.2021.

1. Органы управления и их руководители

Указ N 451 принят в развитие Закона N 117-З.

Указом N 451 утверждено Положение об органах управления при введении чрезвычайного положения (далее — Положение N 451), которое определяет порядок формирования органов управления в зависимости от обстоятельств, которые явились основаниями введения чрезвычайного положения (далее — ЧП). Следует отметить, что новый порядок формирования органов управления гораздо шире по содержанию и в значительной степени отличается от предыдущего, который предусматривал только порядок образования комендатур (Положение N 402).

В Положении N 451 установлен перечень органов управления для различных режимов ЧП и определены их руководители (ч. 2 п. 1 и п. 5 Положения N 451). Для наглядности они представлены в виде таблицы.

Наименование органа управления Руководитель органа управления
Комиссия по чрезвычайным ситуациям при Правительстве (Комиссия) Заместитель Премьер-министра
Ситуационный штаб управления ликвидацией чрезвычайных ситуаций республиканского уровня (Ситуационный штаб) Министр МЧС (заместитель председателя Комиссии)
Республиканский объединенный оперативный штаб (РООШ) Руководитель органа госуправления, определяемого Президентом
Комендатура территории (области (г. Минска), района) Комендант

Напомним, что по общему правилу в нашей стране ЧП может быть введено в случаях, когда имеют место:

ситуации природного и техногенного характера (абз. 2 ст. 3 Закона N 117-З);

беспорядки (абз. 3 ст. 3 Закона N 117-З).

Органы управления будут формироваться для каждого конкретного случая ЧП в зависимости от обстоятельств, ставших основанием для введения ЧП (п. 2 и 3 Положения N 451). Органы управления, формируемые для различных ситуаций, отличаются между собой не только по составу, но и в зависимости от территории, на которой вводится режим ЧП.

Для наглядности органы управления для различных ситуаций представлены в виде таблицы.

Органы управления (в зависимости от оснований введения ЧП)
При ситуациях природного и техногенного характера При беспорядках на территории
всей страны отдельных местностей
Комиссия РООШ при органе госуправления, определяемом Президентом Комендатура территории
Ситуационный штаб Комендатуры областей (г. Минска) Комендатуры областей (г. Минска)
Комендатуры областей (г. Минска) Комендатура области (г. Минска)
Комендатуры районов Комендатуры районов
Комендатура района

В случае полного или частичного приостановления деятельности госорганов на территории, где введен режим ЧП, вышеназванные органы управления осуществляют полномочия госорганов в части устранения обстоятельств, приведших к введению ЧП (п. 6 Положения N 451).

2. Порядок формирования органов управления

Порядок назначения (формирования) органов управления можно представить в виде таблицы (п. 8 — 9, ч. 1 п. 10 Положения N 451).

Наименование госоргана (уполномоченного лица), который правомочен назначать (формировать) порядок создания органов управления Наименование органов управления, назначаемых (формируемых) уполномоченным госорганом
Президент Руководитель РООШ, коменданты всех уровней
Правительство Комиссия, Ситуационный штаб
Руководитель РООШ РООШ
Комендант Комендатура

В зависимости от оснований введения ЧП порядок формирования комендатур следующий (ч. 2 п. 10 Положения N 451).

Основания введения ЧП Формируемый орган управления Подразделения, из которых формируется орган управления, указанный в колонке 2 Способ формирования
1 2 3 4
Чрезвычайная ситуация техногенного и природного характера Комендатура области (г. Минска) Комиссия по ЧС при облисполкоме (Мингорисполкоме) и Ситуационный штаб областного уровня Путем объединения
Комендатура района Комиссия по ЧС при райисполкоме и Ситуационный штаб базового уровня
Беспорядки РООШ Республиканский оперативно-ситуационный штаб Путем преобразования
Комендатура Оперативно-ситуационные штабы (области, города, района)

Определены госорганы, которые обязаны инициировать создание структурных подразделений РООШ, комендатур территорий. В зависимости от обстоятельств такими госорганами выступают (п. 11 Положения) следующие.

Ситуация Наименование госоргана-инициатора
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера МЧС
Беспорядки МВД

3. Основные задачи и функции органов управления

Основные задачи органов управления изложены в п. 16 Положения N 451. Отметим, что часть новых задач органов управления ранее относилась к задачам комендатур (ч. 1 п. 10 Положения N 402). Так, среди прежних задач актуальными являются:

— организация и осуществление контроля за обстановкой на территории, на которой введено ЧП;

— координация работы по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений режима ЧП гражданами и организациями, а также иной противоправной деятельности на территории, на которой введено ЧП;

— организация взаимодействия с республиканскими и местными органами власти, действующими на территории, на которой введено ЧП, а также со СМИ;

— организация учета лиц, участвующих в обеспечении режима ЧП.

Среди новых задач органов управления можно отметить следующие:

— организация учета финансовых расходов на мероприятия по обеспечению режима ЧП;

— подготовка предложений Правительству по дополнительному финансированию мероприятий по обеспечению режима ЧП.

Основные функции органов управления изложены в п. 17 Положения N 451. Отметим, что значительная часть функций органов управления ранее относилась к функциям комендатур (п. 11 Положения N 402).

Обращаем внимание, что основные задачи органов управления, а также их основные функции в равной степени относятся ко всем вышеперечисленным органам управления, а не только к сотрудникам комендатур.

Официальный комментарий читайте здесь.