22.11.2021 подписан Указ N 451, в котором определен порядок формирования органов управления при введении чрезвычайного положения на всей территории страны или в отдельных местностях. Он вступает в силу с 25.11.2021.
1. Органы управления и их руководители
Указ N 451 принят в развитие Закона N 117-З.
Указом N 451 утверждено Положение об органах управления при введении чрезвычайного положения (далее — Положение N 451), которое определяет порядок формирования органов управления в зависимости от обстоятельств, которые явились основаниями введения чрезвычайного положения (далее — ЧП). Следует отметить, что новый порядок формирования органов управления гораздо шире по содержанию и в значительной степени отличается от предыдущего, который предусматривал только порядок образования комендатур (Положение N 402).
В Положении N 451 установлен перечень органов управления для различных режимов ЧП и определены их руководители (ч. 2 п. 1 и п. 5 Положения N 451). Для наглядности они представлены в виде таблицы.
Наименование органа управления | Руководитель органа управления |
Комиссия по чрезвычайным ситуациям при Правительстве (Комиссия) | Заместитель Премьер-министра |
Ситуационный штаб управления ликвидацией чрезвычайных ситуаций республиканского уровня (Ситуационный штаб) | Министр МЧС (заместитель председателя Комиссии) |
Республиканский объединенный оперативный штаб (РООШ) | Руководитель органа госуправления, определяемого Президентом |
Комендатура территории (области (г. Минска), района) | Комендант |
Напомним, что по общему правилу в нашей стране ЧП может быть введено в случаях, когда имеют место:
— ситуации природного и техногенного характера (абз. 2 ст. 3 Закона N 117-З);
— беспорядки (абз. 3 ст. 3 Закона N 117-З).
Органы управления будут формироваться для каждого конкретного случая ЧП в зависимости от обстоятельств, ставших основанием для введения ЧП (п. 2 и 3 Положения N 451). Органы управления, формируемые для различных ситуаций, отличаются между собой не только по составу, но и в зависимости от территории, на которой вводится режим ЧП.
Для наглядности органы управления для различных ситуаций представлены в виде таблицы.
Органы управления (в зависимости от оснований введения ЧП) | ||
При ситуациях природного и техногенного характера | При беспорядках на территории | |
всей страны | отдельных местностей | |
Комиссия | РООШ при органе госуправления, определяемом Президентом | Комендатура территории |
Ситуационный штаб | Комендатуры областей (г. Минска) | Комендатуры областей (г. Минска) |
Комендатуры областей (г. Минска) | Комендатура области (г. Минска) | |
Комендатуры районов | Комендатуры районов | |
Комендатура района |
В случае полного или частичного приостановления деятельности госорганов на территории, где введен режим ЧП, вышеназванные органы управления осуществляют полномочия госорганов в части устранения обстоятельств, приведших к введению ЧП (п. 6 Положения N 451).
2. Порядок формирования органов управления
Порядок назначения (формирования) органов управления можно представить в виде таблицы (п. 8 — 9, ч. 1 п. 10 Положения N 451).
Наименование госоргана (уполномоченного лица), который правомочен назначать (формировать) порядок создания органов управления | Наименование органов управления, назначаемых (формируемых) уполномоченным госорганом |
Президент | Руководитель РООШ, коменданты всех уровней |
Правительство | Комиссия, Ситуационный штаб |
Руководитель РООШ | РООШ |
Комендант | Комендатура |
В зависимости от оснований введения ЧП порядок формирования комендатур следующий (ч. 2 п. 10 Положения N 451).
Основания введения ЧП | Формируемый орган управления | Подразделения, из которых формируется орган управления, указанный в колонке 2 | Способ формирования |
1 | 2 | 3 | 4 |
Чрезвычайная ситуация техногенного и природного характера | Комендатура области (г. Минска) | Комиссия по ЧС при облисполкоме (Мингорисполкоме) и Ситуационный штаб областного уровня | Путем объединения |
Комендатура района | Комиссия по ЧС при райисполкоме и Ситуационный штаб базового уровня | ||
Беспорядки | РООШ | Республиканский оперативно-ситуационный штаб | Путем преобразования |
Комендатура | Оперативно-ситуационные штабы (области, города, района) |
Определены госорганы, которые обязаны инициировать создание структурных подразделений РООШ, комендатур территорий. В зависимости от обстоятельств такими госорганами выступают (п. 11 Положения) следующие.
Ситуация | Наименование госоргана-инициатора |
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера | МЧС |
Беспорядки | МВД |
3. Основные задачи и функции органов управления
Основные задачи органов управления изложены в п. 16 Положения N 451. Отметим, что часть новых задач органов управления ранее относилась к задачам комендатур (ч. 1 п. 10 Положения N 402). Так, среди прежних задач актуальными являются:
— организация и осуществление контроля за обстановкой на территории, на которой введено ЧП;
— координация работы по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений режима ЧП гражданами и организациями, а также иной противоправной деятельности на территории, на которой введено ЧП;
— организация взаимодействия с республиканскими и местными органами власти, действующими на территории, на которой введено ЧП, а также со СМИ;
— организация учета лиц, участвующих в обеспечении режима ЧП.
Среди новых задач органов управления можно отметить следующие:
— организация учета финансовых расходов на мероприятия по обеспечению режима ЧП;
— подготовка предложений Правительству по дополнительному финансированию мероприятий по обеспечению режима ЧП.
Основные функции органов управления изложены в п. 17 Положения N 451. Отметим, что значительная часть функций органов управления ранее относилась к функциям комендатур (п. 11 Положения N 402).
Обращаем внимание, что основные задачи органов управления, а также их основные функции в равной степени относятся ко всем вышеперечисленным органам управления, а не только к сотрудникам комендатур.
Официальный комментарий читайте здесь.