Во исполнение Указа N 240 Совмин постановлением от 25.03.2022 N 175 внес изменения в целый ряд постановлений, затрагивающих админпроцедуры в отношении субъектов хозяйствования. Коррективы коснулись, в частности, НПА, регламентирующих порядок обращения с отходами и получения комплексного природоохранного разрешения. Названные изменения вступили в силу с 27.03.2022.
1. Что изменилось в НПА, регламентирующих обращение с отходами
По сути, порядок обращения с отходами остался прежним. Вместе с тем в документы, его регулирующие, внесены поправки редакционного характера. В частности, в соответствующие положения включены перечни документов, необходимых для проведения различных админпроцедур в области обращения с отходами.
Например, возьмем процедуру регистрации сделок о передаче опасных отходов на определенный срок, а также об отчуждении опасных отходов другому юрлицу (ИП). Ранее необходимые для ее проведения документы предусматривались п. 6.25 перечня N 156. С 27.03.2022 этот НПА утратил силу. Список же документов без изменений был перенесен непосредственно в Положение о регистрации сделок.
Аналогичные коррективы также коснулись (п. 104 приложения 2 к постановлению N 175):
— согласования инструкции по обращению с отходами производства;
— согласования схем обращения с отходами, образующимися на землях природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;
— выдачи разрешения на хранение (захоронение) отходов производства;
— включения соответствующих объектов в реестр объектов по использованию отходов, реестр объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов.
Обратите внимание!
С 27.03.2022 для включения объекта по использованию отходов (объекта обезвреживания отходов) в соответствующий реестр не надо представлять копии положительных заключений государственной экологической экспертизы по документации. Ранее их подавали в случаях, предусмотренных законодательством в области государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду, если разработка документации требовалась в соответствии с законодательством (п. 6.29 перечня админпроцедур N 156, п. 3 Положения о регистрации объектов в новой редакции).
Кроме того, в положениях, регламентирующих названные выше вопросы, теперь указано, к какому пункту единого перечня админпроцедур нужно обращаться, чтобы определить срок их осуществления (п. 9 Положения о регистрации сделок N 818 в новой редакции, п. 5 Положения о согласовании инструкции в новой редакции, п. 5 Положения о выдаче разрешений на хранение (захоронение) отходов в новой редакции и т.д.).
Схожие изменения внесены и в Положение о порядке ведения реестра организаций, осуществляющих сбор, сортировку и подготовку отходов.
Ранее документы, представляемые для регистрации в данном реестре, устанавливались в п. 6.64 перечня N 156, теперь они перечисляются в самом Положении. Обращаем внимание: с 27.03.2022 перечень этих документов незначительно сократился. На сегодня не нужно подавать:
— копии документов, подтверждающих поверку весового оборудования, применяемого для сбора (заготовки) отходов на пунктах приема (заготовки);
— копии графиков работы (движения) передвижных пунктов приема (заготовки).
При этом заявление надо заполнять по новой форме. Ее должен разработать Минжилкомхоз. Форма из приложения к рассматриваемому Положению больше не применяется.
Еще одно новшество, на котором необходимо сделать акцент, — документ о регистрации. Теперь вместо справки будут выдавать соответствующее свидетельство. Его форму тоже установит названное министерство (п. 4 Положения о реестре в новой редакции, п. 109 приложения 2 к постановлению N 175).
Обратите внимание!
Справки о регистрации в реестре, выданные заявителям до 27.03.2022, сохраняют свое действие. Менять их на свидетельство о регистрации не нужно (п. 3 постановления N 175).
2. Что изменилось в получении комплексного природоохранного разрешения
Во-первых, претерпел изменения список документов, представляемых для получения такого разрешения. Однако, как и прежде, их перечень варьируется в зависимости от того, когда выдается документ: при вводе объекта в эксплуатацию или при его эксплуатации (п. 6.53 перечня N 156).
Теперь, чтобы получить разрешение в отношении объекта, находящегося в эксплуатации, в орган выдачи разрешения надо подать (п. 5 Положения о разрешении в новой редакции):
1) заявление на получение разрешения по установленной форме (на бумажном и (или) электронном носителях);
2) проект нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
3) акт инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (на бумажном и (или) электронном носителях);
4) акт инвентаризации отходов производства;
5) расчет нормативов допустимых сбросов химических и иных веществ в составе сточных вод (в случае сброса сточных вод в поверхностные водные объекты).
Если объект только вводится в эксплуатацию, вместо документов, названных в пунктах 2 — 5, надо без изъятий представить раздел «Охрана окружающей среды», включая копии экологического паспорта проекта, утвержденной в установленном порядке проектной документации по объекту, принимаемому в эксплуатацию.
Примечание
Документы подаются в орган выдачи разрешения по месту госрегистрации природопользователя либо по месту нахождения объекта, оказывающего комплексное воздействие на окружающую среду. При этом постановлением N 175 уточнено, что разрешения выдаются территориальным органами Минприроды на уровне областных (Минского городского) комитетов природных ресурсов и охраны окружающей среды (п. 49 приложения 2 к постановлению N 175).
Во-вторых, нововведения коснулись общественного уведомления. Напомним, до 27.03.2022 такой документ готовил по утвержденной форме и представлял природопользователь. С указанной даты эта обязанность с него снята. Полагаем, теперь соответствующие функции будет выполнять орган выдачи разрешения. Форма документа обновлена (приложение 1 к Положению о разрешении в новой редакции). Порядок работы с уведомлением остался прежним.
В-третьих, сокращен срок админпроцедуры по получению разрешения (продлению срока его действия) — с 2 месяцев до 45 дней (п. 6.53 перечня N 156; подп. 6.27.1, 6.27.2 п. 6.27 единого перечня админпроцедур).
Коснулись изменения и срока, на который выдается разрешение. Прежде он составлял от 5 до 10 лет. Теперь же это безвариантные 10 лет.
Форма разрешения тоже скорректирована. До 27.03.2022 ее устанавливало Минприроды. В настоящее время она утверждена Положением о разрешении в новой редакции (приложение 2).
Кроме того, дополнен перечень случаев, когда действие разрешения прекращается. С указанной даты это происходит в том числе в случае (п. 33 Положения о разрешении в новой редакции):
— смерти ИП, прекращения деятельности юрлица ввиду реорганизации;
— невыполнения в установленный срок условий выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, условий специального водопользования, условий хранения и (или) захоронения отходов производства;
— установления в течение 12 месяцев трех и более фактов причинения вреда окружающей среде в результате выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов с превышением нормативов (временных нормативов) допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов сточных вод в поверхностный водный объект, произведенных с превышением нормативов (временных нормативов) допустимых сбросов химических и иных веществ в составе сточных вод.