Постановлением Совмина и Нацбанка от 07.12.2022 N 841/27 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. N 924/16 и от 3 марта 2022 г. N 114/6» введены новые термины и понятия, определены особенности приема платежей платежными агрегаторами, закреплена обязанность передавать в систему контроля кассового оборудования (СККО) информацию о реализации товаров, которые подлежат маркировке унифицированными контрольными знаками (УКЗ), изменен срок доработки КСА, а также внесены иные изменения.

1. Прием платежей платежными агрегаторами

Добавлена новая глава, в которой определены особенности приема платежей организациями и ИП, которые осуществляют деятельность в качестве платежных агрегаторов (абз. 102 — 103 подп. 1.1.6 постановления N 841/27).

Примечание
Платежный агрегатор — поставщик платежной услуги эквайринга платежных операций, осуществляющий деятельность по приему платежей от инициаторов платежей (переводов денежных средств, электронных денег) в адрес третьих лиц, предоставляющий информацию, необходимую для осуществления указанных платежей, и осуществляющий передачу (перечисление) денежных средств (электронных денег) в пользу их получателей (подп. 1.22 ст. 2 Закона «О платежных системах и платежных услугах»).

В частности, установлено, что если платежные агрегаторы принимают платежи в свой адрес и платежи в адрес третьих лиц, то они должны разделять потоки платежей на используемом кассовом оборудовании, платежном терминале, карточном платежном терминале (абз. 104 подп. 1.1.6 постановления N 841/27).

Примечание
Платежи в адрес третьих лиц — платежи, принимаемые организациями и ИП, являющимися платежными агрегаторами, при оказании ими платежной услуги эквайринга платежных операций (ч. 8 приложения 3 к постановлению N 924/16 в ред. постановления N 841/27).
Эквайринг платежных операций — платежная услуга по приему платежей в адрес третьих лиц, оказываемая платежным агрегатором на основании договора, заключенного с получателем платежа, по результатам оказания которой осуществляется перевод получателю платежа денежных средств расчетным центром или электронных денег соответствующим поставщиком платежных услуг (подп. 1.44 ст. 2 Закона «О платежных системах и платежных услугах»).
Платежи в свой адрес — платежи в адрес организаций и ИП в оплату реализуемых ими товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг, в том числе бытовых услуг, или при осуществлении ими деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр (в том числе при осуществлении авансовых платежей, передаче задатка и предоставлении залога) (ч. 9 приложения 3 к постановлению N 924/16 в ред. постановления N 841/27).

Обеспечить раздельный учет (регистрацию) операций на кассовом оборудовании можно одним из следующих способов (абз. 107 подп. 1.1.6 постановления N 841/27):

— с использованием отдельной секции, если кассовое оборудование предусматривает такую возможность;

— путем применения отдельного кассового оборудования для учета операций по приему платежей в адрес третьих лиц.

Также определено, что платежные агрегаторы принимают наличные денежные средства в общеустановленном порядке, который определен Положением N 924/16 в ред. постановления N 841/27 (абз. 105 подп. 1.1.6 постановления N 841/27).

Для организаторов азартных игр установлена обязанность использовать кассовые суммирующие аппараты с установленным СКНО или программные кассы при оказании платежных услуг по приему платежей в адрес третьих лиц. Напомним, что указанные субъекты при приеме платежей от участников азартных игр для участия в таких играх используют специальные компьютерные кассовые системы (абз. 17, 18, 106 подп. 1.1.6 постановления N 841/27).

Без использования кассового оборудования могут принимать платежи в безналичной форме организации и ИП, которые одновременно являются платежным агрегатором и владельцем сайта, посредством которого обеспечивается (абз. 108 подп. 1.1.6 постановления N 841/27):

— установление контактов и совершение сделок между продавцами, осуществляющими продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг), и покупателями (потребителями);

— прием платежей за указанные товары (работы, услуги) только в безналичной форме, в том числе с использованием карточного платежного терминала.

Изменения вступают в силу с 10.03.2023 (абз. 4 п. 3 постановления N 841/27).

2. Использование платежных терминалов

Разделены понятия «платежный терминал» и «карточный платежный терминал».

Отличие между ними заключается в том, что карточный платежный терминал предназначен для регистрации операций, осуществляемых только с использованием банковских платежных карточек. А платежный терминал регистрирует операции при использовании банковских платежных карточек и (или) любого (любых) из иных платежных инструментов. К ним относятся платежное программное приложение, платежное мобильное приложение, платежный инструмент в форме программного обеспечения, обеспечивающего доступ к электронным деньгам (ч. 5, 6 и 11 приложения 3 к постановлению N 924/16 в ред. постановления N 841/27).

Ранее предусмотренная обязанность использовать платежные терминалы сейчас распространяется на карточные платежные терминалы. Перечень объектов (видов деятельности), в которых (при осуществлении которых) организации и ИП устанавливают и используют карточные платежные терминалы, определен в приложении 1 к постановлению N 924/16 в ред. постановления N 841/27. В этом перечне сохранены все те же объекты и виды деятельности, что и были ранее (абз. 2 подп. 1.1.3 постановления N 841/27).

Добавлено, что платежные агрегаторы с помощью карточного платежного терминала, который используется ими для приема платежей в свой адрес при реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг, могут принимать также и платежи в адрес третьих лиц при условии, что терминал позволяет вести раздельный учет операций приема платежей в свой адрес и в адрес третьих лиц. Количество используемых в объектах оказания платежных услуг карточных платежных терминалов, предназначенных для приема платежей в адрес третьих лиц, организации и ИП определяют самостоятельно (абз. 12 подп. 1.1.1 постановления N 841/27).

При условии соблюдения требований о приеме платежей в свой адрес при использовании банковских платежных карточек, установке и использовании карточных платежных терминалов организации и ИП вправе принимать платежи посредством иных платежных инструментов, электронных денег в соответствии с законодательством в области платежных систем и платежных услуг с проведением таких платежей с использованием кассового оборудования (абз. 17 подп. 1.1.1, подп. 1.1.4 постановления N 841/27).

Организации и ИП, которые принимают платежи в свой адрес также посредством иных платежных инструментов, электронных денег, используют платежные терминалы в объектах и (или) при осуществлении видов деятельности согласно приложению 1-1 к постановлению N 924/16 в ред. постановления N 841/27. К таким объектам и видам деятельности относятся (абз. 18 подп. 1.1.1 постановления N 841/27):

— розничная торговля новыми и подержанными автомобильными транспортными средствами, мотоциклами;

— розничная торговля мехами и меховыми изделиями;

— розничная торговля предметами антиквариата;

— развозная торговля;

— услуги агроэкотуризма;

— услуги ксерокопирования и сканирования;

— аренда легковых и грузовых автомобилей без водителя;

— деятельность хостелов (молодежных гостиниц);

— услуги по доставке продукции общественного питания.

Изменения вступили в силу с 10.12.2022 (абз. 5 п. 3 постановления N 841/27).

3. Выдача наличных денег в объектах торговли (сервиса) держателям карточек

Организации и ИП, которые используют кассовое оборудование, подключенное к СККО, вправе в рамках заключенных с банками договоров эквайринга выдавать наличные деньги не только держателям банковских платежных карточек, как было установлено ранее, но держателям иных платежных инструментов (платежного программного приложения, платежного мобильного приложения, платежного инструмента в форме программного обеспечения, обеспечивающего доступ к электронным деньгам) (абз. 30 — 31 подп. 1.1.6 постановления N 841/27).

Как и ранее, выдаваемая сумма в рамках одной операции не может превышать 5 базовых величин (абз. 36 подп. 1.1.6 постановления N 841/27).

Порядок проведения операции выдачи наличных денег на кассовом оборудовании и платежных терминалах, карточных платежных терминалах не изменился. Кассир при проведении такой операции (абз. 31 — 34 подп. 1.1.6 постановления N 841/27):

— регистрирует на платежном терминале (карточном платежном терминале) операцию выдачи наличных денежных средств;

— проводит на кассовом оборудовании в безналичной форме сумму денежных средств, подлежащую выдаче держателю карточки, иного платежного инструмента, и выдает платежный документ, подтверждающий эту операцию;

— выполняет на кассовом оборудовании операцию регистрации факта возврата денежных средств и выдает держателю карточки, иного платежного инструмента сумму наличных в белорусских рублях и документ, подтверждающий совершение операции возврата денежных средств.

Новшеством является то, что предусмотрена возможность осуществлять такую операцию на кассовом оборудовании также иным способом, а именно путем выполнения операции регистрации изъятия суммы наличных денежных средств из ящика для денег кассового оборудования (абз. 35 подп. 1.1.6 постановления N 841/27).

Изменения вступили в силу с 10.12.2022 (абз. 5 п. 3 постановления N 841/27).

4. Дифференцированный учет

С 10.12.2022 обязанность ведения дифференцированного учета не распространяется на магазины беспошлинной торговли. Связано это с тем, что одним из требований функционирования указанных магазинов является ведение специального учета поступления и реализации товаров, который обеспечивает наличие информации о наименовании, количестве и стоимости товаров (абз. 39 — 43 подп. 1.1.6, абз. 5 п. 3 постановления N 841/27; подп. 1.3 постановления N 11; подп. 2.8 — 2.11 Указа N 175).

Напомним, что дифференцированный учет — автоматизированный учет, предусматривающий наличие у субъекта хозяйствования информации о наименовании, количестве и стоимости предлагаемых к реализации товаров и реализуемых товаров в торговых объектах (ч. 3 приложения 3 к постановлению N 924/16 в ред. постановления N 841/27).

Организации и ИП обязаны вести дифференцированный учет данных о товарах, подлежащих товарной нумерации и штриховому кодированию, в торговых объектах с торговой площадью 200 кв. м и более.

С 10.03.2023 дифференцированный учет данных о реализуемых товарах, подлежащих товарной нумерации и штриховому кодированию, осуществляется с использованием международного идентификационного номера товара (глобальный номер торговой единицы — Global Trade Item Number (GTIN), наносимого на товар (этикетку, упаковку) в виде машиночитаемых символик (штриховых идентификационных кодов). Источником данных о таком номере является межведомственная распределенная информационная система «Банк данных электронных паспортов товаров» (абз. 44 — 45 подп. 1.1.6, абз. 4 п. 3 постановления N 841/27; постановление N 1116).

5. Кассовое оборудование при реализации товаров, подлежащих маркировке

Закреплены нормы, обязывающие передавать в СККО информацию о реализации товаров, которые подлежат маркировке УКЗ.

Так, при реализации товаров, подлежащих маркировке УКЗ, организации и ИП обязаны использовать кассовые суммирующие аппараты с установленным СКНО или программные кассы, которые обеспечивают (абз. 46 — 50 подп. 1.1.6 постановления N 841/27):

— считывание кода маркировки и уникальной последовательности символов в машиночитаемой форме, представленной в виде двумерного штрихового кода DataMatrix, включающей в себя переменную информацию, в том числе серию и номер унифицированного контрольного знака, нанесенных на каждую единицу товара, подлежащего маркировке (далее — информация по маркировке);

— дифференцированный учет данных о реализуемых товарах, предусмотренный в п. 10 Положения N 924/16 в ред. постановления N 841/27;

— передачу в СККО информации о маркировке.

Эти требования не распространяются на платежные агрегаторы, а также организации и ИП, которые реализуют товары, подлежащие маркировке (абз. 51 — 54 подп. 1.1.6 постановления N 841/27):

— в магазинах беспошлинной торговли;

— с использованием специальных компьютерных систем, указанных в абз. 1 — 6 ч. 1 п. 27 Положения N 924/16 в ред. постановления N 841/27;

— без использования кассового оборудования в случаях, установленных ч. 4 п. 1 и п. 35 Положения N 924/16 в ред. постановления N 841/27.

Кассовые аппараты и программные кассы, которые не обеспечивают вышеизложенные требования, запрещается использовать (абз. 62, 69 и 70 подп. 1.1.6 постановления N 841/27).

Организации и ИП, которые принимают платежи в свой адрес только в безналичной форме и не используют для этого кассовое оборудование и платежные терминалы (карточные платежные терминалы), передают в СККО информацию о маркировке посредством открытого интерфейса программирования приложений, предоставленного РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» (абз. 10 — 11 подп. 1.1.6 постановления N 841/27).

Передачу в СККО информации о маркировке товаров посредством открытого интерфейса программирования приложений должны обеспечивать также специальные компьютерные системы, используемые национальным оператором почтовой связи (РУП «Белпочта») для приема платежей при оказании услуг и осуществлении торговли (абз. 73 — 74 подп. 1.1.6 постановления N 841/27).

Продавцы, которые реализуют на маркетплейсах товары, подлежащие маркировке, при получении от платежных агрегаторов платежей за эти товары, также передают в СККО информацию о маркировке посредством открытого интерфейса программирования приложений, предоставленного РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам». В то же время договором между платежным агрегатором и продавцом может быть определено, что такую информацию в СККО передает платежный агрегатор (абз. 109 — 110 подп. 1.1.6 постановления N 841/27).

Автоматические электронные аппараты, торговые автоматы не используются для реализации товаров, подлежащих маркировке (абз. 75 — 76 подп. 1.1.6 постановления N 841/27).

Указанные нормы вступают в силу с 01.07.2025 (абз. 3 п. 3 постановления N 841/27).

6. Прием платежей автомобилями-такси

С 22.07.2023 вступают в силу изменения в сфере автомобильных перевозок пассажиров, предусмотренные Законом N 196-З. В том числе исключается обязанность по обязательному использованию кассовых суммирующих аппаратов, совмещенных с таксометрами. Но при этом вводится обязанность по обеспечению приема средств платежа и (или) использованию кассового и иного оборудования в порядке, установленном Совмином и Нацбанком (абз. 2 и 6 п. 18 ст. 1 Закона N 196-З).

В связи с этим в Положении N 924/16 в ред. постановления N 841/27 закреплены следующие нормы, которые вступают в силу с 22.07.2023:

— при выполнении автомобильных перевозок пассажиров автомобилями-такси прием платежей осуществляется с использованием кассового суммирующего аппарата, совмещенного с таксометром, с установленным средством контроля налоговых органов, или программной кассы (абз. 28 — 29 подп. 1.1.6, абз. 2 п. 3 постановления N 841/27);

— требование в части необходимости использования кассового оборудования и (или) карточных платежных терминалов не распространяется на организации и ИП, которые принимают платежи в свой адрес в безналичной форме за услуги автомобильных перевозок пассажиров автомобилями-такси, заказанные и оплаченные посредством электронной информационной системы только с использованием реквизитов банковских платежных карточек (абз. 14 — 15 подп. 1.1.6, абз. 2 п. 3 постановления N 841/27);

— автомобили-такси, осуществляющие перевозку пассажиров, заказ и оплата которой осуществляются только посредством электронной информационной системы с использованием реквизитов банковских платежных карточек, исключаются из перечня объектов (видов деятельности), в которых (при осуществлении которых) организации и ИП устанавливают и используют карточные платежные терминалы (абз. 3 подп. 1.1.3, абз. 2 п. 3 постановления N 841/27).

7. Прием платежей владельцами электронных информационных систем

Организации и ИП, которые являются владельцами электронных информационных систем (ЭИС) и осуществляют прием платежей за услуги по автомобильной перевозке пассажиров автомобилями такси, заказанных и оплаченных посредством ЭИС с использованием только реквизитов банковских платежных карточек, направляют заказчику автомобильной перевозки посредством ЭИС электронную квитанцию на адрес электронной почты, указанный заказчиком такой перевозки при ее заказе. Определен перечень сведений, которые должна содержать эта квитанция (абз. 111 — 119 подп. 1.1.6 постановления N 841/27).

Владельцы ЭИС, которые одновременно также являются платежными агрегаторами, принимающими платежи посредством ЭИС с использованием только реквизитов банковских платежных карточек в адрес третьих лиц за выполненные услуги автомобилями-такси, должны обеспечивать раздельный учет операций по приему платежей в отношении каждого субъекта хозяйствования, оказывающего услуги по перевозке пассажиров автомобилями-такси (абз. 120 подп. 1.1.6 постановления N 841/27).

Указанные нормы вступают в силу с 22.07.2023 (абз. 2 п. 3 постановления N 841/27).

8. Прием платежей в свой адрес без использования кассового оборудования и платежных терминалов

Реализация проездных документов, билетов, жетонов в метрополитене возвращена в перечень случаев, когда при приеме платежей в свой адрес можно не использовать кассовое оборудование (абз. 85 подп. 1.1.6 постановления N 841/27).

ИП — плательщики единого налога с ИП и иных физических лиц, осуществляющие деятельность такси, могут принимать выручку без использования кассового оборудования в течение 3 месяцев с даты их государственной регистрации (абз. 89 — 90 подп. 1.1.6 постановления N 841/27).

Организации и ИП оформляют прием наличных денег в свой адрес без применения кассового оборудования квитанцией о приеме наличных денежных средств, если стоимость единицы любого продаваемого товара (как непродовольственного, так и продовольственного) составляет или превышает одну базовую величину (БВ) в случаях:

— ремонта кассового оборудования или при временном отсутствии электроэнергии;

— осуществления розничной торговли продовольственными товарами, в том числе сельскохозяйственной продукцией, на ярмарках, торговых местах;

— осуществления разносной торговли (за исключением продажи плодоовощной продукции).

Если же в этих случаях стоимость единицы продаваемого товара составляет менее одной БВ, то оформляют ПКО на общую сумму выручки (абз. 96 и 97 подп. 1.1.6 постановления N 841/27).

Ранее было установлено, что в вышеуказанных случаях квитанцию о приеме наличных денежных средств оформляют, если стоимость единицы продаваемого непродовольственного товара составляет или превышает одну базовую БВ. Сейчас слово «непродовольственных» исключено.

Изменения вступили в силу с 10.12.2022 (абз. 5 п. 3 постановления N 841/27).

9. Недопущение смешения различных видов кассового оборудования

С 01.07.2025 установлен запрет на использование кассового аппарата в виде отдельных агрегируемых устройств, соединенных между собой по беспроводным интерфейсам, если такие агрегируемые устройства расположены вне одного торгового объекта, объекта общественного питания, объекта сферы услуг, в которых используется такой кассовый аппарат (абз. 60 и 61 подп. 1.1.6, абз. 3 п. 3 постановления N 841/27).

10. Срок доработки КСА

С 11.12.2022 вступили в силу требования к кассовым аппаратам, определенные МНС и Госстандартом (постановление МНС и Госстандарта от 14.10.2022 N 29/99).

Организациям и ИП нужно доработать кассовые суммирующие аппараты согласно этим требованиям. С 01.07.2025 запрещено использовать КСА, которые не отвечают этим требованиям. Также установлено, что до этой даты допускается выпуск в обращение (реализация и передача иным способом) КСА, которые соответствуют этим требованиям (абз. 121 — 122 подп. 1.1.6 постановления N 841/27).

Читайте этот материал в ilex >>*
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex