С 16.11.2022 по 25.11.2022 Правовой форум Беларуси вынес на общественное обсуждение проект Указа «Об изменении Указа Президента Республики Беларусь», изменяющий некоторые положения Указа от 16.10.2009 N 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее — проект).

Среди предлагаемых изменений отметим следующие.

1. Перечень проверяемых субъектов

Предлагается:

— «представительства иностранных организаций» заменить на «иностранные организации и иностранные ИП, подлежащие постановке на учет в налоговых органах Республики Беларусь»;

— исключить из перечня лиц, осуществляющих ремесленную деятельность (ч. 2 п. 1 проекта, подстрочное примечание <2> к п. 1 Указа N 510).

2. Мораторий на проверки

Предусматривается отменить мораторий (запрет) на проверки представительств иностранных организаций в течение двух лет с момента создания (абз. 4 п. 7 Указа N 510, подп. 1.4 проекта). При этом введение моратория в отношении «иностранных организаций и иностранных ИП, подлежащих постановке на учет в налоговых органах Республики Беларусь» не предусматривается.

Двухлетний срок моратория на проверку деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма предлагается исчислять со дня принятия райисполкомом решения о ее осуществлении. Сейчас срок исчисляется со дня первоначальной уплаты сбора за осуществление этой деятельности (подп. 1.4 проекта, абз. 6 п. 7 Указа N 510).

3. Назначение внеплановых проверок

Предлагается расширить перечень случаев, при которых может назначаться внеплановая проверка, а именно:

— по поручению суда;

— для оперативного пресечения нарушений законодательства в момент совершения на ограниченной территории либо в отношении торговых объектов, транспортных средств, иных мест осуществления деятельности (внеплановая тематическая оперативная проверка);

— в случае неустранения субъектом выявленных в ходе мониторинга нарушений и (или) невозможности их устранить и не допускать в дальнейшем;

— в рамках контроля за деятельностью проверяемых субъектов при получении, распределении иностранной безвозмездной помощи и ее целевом использовании; за деятельностью, связанной с оздоровлением детей в местах временного пребывания за рубежом (абз. 5 ч. 1 п. 8 Указа N 510, подп. 1.5 проекта).

Предусматривается возможность нескольких внеплановых тематических оперативных проверок одного и того же субъекта в течение календарного года. Проводить их смогут также областные (Мингорисполком), городские, районные исполкомы, местные администрации (абз. 5 ч. 1 п. 8, п. 14 Указа N 510; подп. 1.5, 1.8 проекта).

При внеплановой проверке дополнительно будут изучаться вопросы, по которым контролирующий (надзорный) орган в ходе этой проверки установил факты нарушения законодательства (ч. 2 п. 11 Указа N 510, подп. 1.6 проекта).

Внеплановая проверка по решению руководителя контролирующего (надзорного) органа не будет назначаться при проведении процедур экономической несостоятельности (банкротства) (абз. 2 подп. 12.3 Указа N 510, ч. 2 подп. 1.7 проекта).

4. Порядок проведения мероприятий технического (технологического, поверочного) характера

Определяется, что контрольная (надзорная) деятельность будет осуществляется в том числе путем проведения мероприятий технического (технологического, поверочного) характера (ч. 5 подп. 1.2 проекта, ч. 5 п. 3 Указа N 510).

Указ N 510 констатирует, что у мероприятий технического (технологического, поверочного) характера предупредительно-профилактическая направленность. Предусматривается, что перечень и периодичность таких мероприятий, а также наименование объектов, в отношении которых они могут проводиться, будет определять Совмин по согласованию с КГК. Иные положения о таких мероприятиях из п. 6 Указа N 510 планируется исключить (ч. 6 подп. 1.2 проекта).

Указ N 510 предлагается дополнить Типовым положением о порядке проведения мероприятий технического (технологического, проверочного) характера (подп. 1.12, ч. 8 подп. 1.13 проекта). Оно определит единый порядок назначения и проведения данных мероприятий, включая:

— разъяснение термина «проведение мероприятий технического (технологического, поверочного) характера»;

— перечень должностных лиц, наделенных правом принимать решение об их проведении;

— требования к документам (например, к содержанию решения о проведении подобных мероприятий, к акту (при выявлении нарушений или вреда) либо справке (при отсутствии нарушений и вреда);

— сроки проведения мероприятий;

— порядок применения технических средств (в том числе звуко-, видеозаписи, кино- и фотосъемки);

— права и обязанности субъектов и должностных лиц контролирующих органов;

— порядок обжалования решений по результатам мероприятий и т.д.

Справочно
Перечень мероприятий технического (технологического, поверочного) характера утвердило постановление Совмина 30.11.2012 N 1105. Порядок их осуществления республиканские органы госуправления определяют самостоятельно. Например, утвержденная постановлением МЧС от 19.02.2019 N 24 Инструкция закрепила порядок осуществления мероприятий технического (технологического, поверочного) характера органами государственного пожарного надзора.

5. Порядок проведения мониторинга

Предлагается не назначать мониторинг деятельности конкретного субъекта (его объектов) ранее шести месяцев с даты окончания в отношении его проверки или предыдущего мониторинга, в ходе которых не удалось выявить нарушения законодательства. Нововведение не касается мониторингов территории и мониторингов в рамках тем социально-экономического развития региона (страны) (п. 19-1 проекта).

Положение о порядке проведения мониторинга предлагается изложить в новой редакции (подп. 1.19 проекта, абз. 3 п. 22 Указа N 510). Как и прежде, оно будет определять порядок проведения контролирующими (надзорными) органами (кроме таможенных) мониторинга как формы контроля (надзора). При этом разъяснит:

1) значение используемых терминов (должностное лицо субъекта, представитель субъекта, технические средства и т.д.);

2) способы осуществления мониторинга;

3) порядок:

— принятия решения о проведении мониторинга, включая форму такого решения;

— проведения мониторинга в иных местах, кроме общедоступных;

— оформления результатов мониторинга;

— действий контролирующих (надзорных) органов при выявлении неустранимых нарушений;

— обжалования решений, действий (бездействия) при проведении мониторинга;

4) требования к рекомендациям по результатам проведения мониторинга;

5) права и обязанности субъектов, контролирующих (надзорных) органов и их должностных лиц и т.д.

6. Перечень случаев, когда Указ N 510 не применяется

К таким случаям планируется отнести:

— проверки при проведении процедур экономической несостоятельности (банкротства);

— мониторинг массовой информации;

— проведение госорганами, подчиненными (подотчетными) Президенту и Правительству, облисполкомами (Мингорисполкомом) анализа эффективности работы подчиненных (входящих в состав (систему)) организаций. Под подчиненными (входящими в состав (систему) организациями понимаются организации, имущество которых находится в республиканской (коммунальной) собственности, а также организации, в уставных фондах которых более 50% акций (долей) находятся в республиканской (коммунальной) собственности;

— проверки (мониторинги) госорганов, проводимые Департаментом по гуманитарной деятельности Управления делами Президента;

— государственный пробирный надзор;

— контрольные мероприятия для подтверждения, что субъект (проверяемый субъект) устранил нарушения, выявленные в ходе мероприятий технического (технологического, поверочного) характера (подп. 1.13 проекта, п. 23 Указа N 510).

7. Перечень грубых нарушений требований Указа N 510

Под грубыми понимаются нарушения, допущенные должностным лицом контролирующего (надзорного) органа. К ним дополнительно предлагается причислить:

— проведение мониторинга без письменного согласия представителя субъекта на территории и (или) объектах осуществления деятельности, которые не являются общедоступными;

— требование представить в ходе мониторинга документы, за исключением документов, нахождение которых в местах осуществления деятельности и представление для ознакомления неопределенному кругу лиц по первому требованию предусматривает законодательство (подп. 1.14 проекта, ч. 7 п. 23-1 Указа N510).

8. Положение о порядке организации и проведения проверок

Вносимыми в него изменениями предлагается (подп. 1.18 проекта):

1) уточнить содержание понятия «контрольный список вопросов (чек-лист)» и перечень утверждающих такой список контролирующих (надорных) органов;

2) исключить термин «мероприятие технического (технологического, поверочного) характера» (абз. 8 п. 2 Положения о проверках). Особенности таких мероприятий предусматривает вышеупомянутое Типовое положение о порядке проведения мероприятий технического (технологического, проверочного) характера;

3) исключить норму о принципах в связи с ее перемещением в текст Указа N 510;

4) предоставить контролирующим (надзорным) органам и проверяющим право на изъятие документов до окончания проверки (сейчас их можно изымать на срок, не превышающий срок проведения проверки);

5) обязать контролирующие (надзорные) органы:

— при вынесении требований (предписаний) об устранении нарушений и установлении срока на выполнение учитывать наличие у проверяемого субъекта возможности (ресурсов) для устранения нарушений;

— по результатам встречной проверки принимать меры ответственности при выявлении нарушений, допущенных контрагентами или третьими лицами при получении и расходовании бюджетных средств;

— приостанавливать срок оформления акта проверки по причине отсутствия проверяющего из-за временной нетрудоспособности на срок такой нетрудоспособности, причем обязательно уведомлять об этом проверяемого субъекта (см. п. 59 Положения о проверках);

6) конкретизировать сроки получения акта (справки) проверки, его подписания проверяемым субъектом (в п. 68, 69 Положения о проверках). Так, акт (справку) проверки проверяемый субъект (его представитель) должен будет подписать в течение двух рабочих дней со дня получения. В случае отказа от подписи акт (справка) будет считаться подписанным по истечении трех дней со дня направления проверяемому субъекту заказным письмом с обратным уведомлением;

7) предоставить проверяемым субъектам (их представителям) возможность подавать возражения по промежуточному акту проверки (в п. 71 Положения о проверках). Уточняется, что дополнительные документы проверяющие примут, если субъект представит их в ходе проверки и (или) при подаче возражений по акту проверки. Документы, представленные после составления письменного заключения по результатам рассмотрения возражений, приниматься не будут;

8) дополнить п. 73 Положения о проверках основаниями для внесения изменений и (или) дополнений в решение по акту проверки и в требование (предписание) об устранении нарушений;

9) предусмотреть в п. 74 Положения о проверках, помимо прочего, возможность направлять проверяемому субъекту (его представителю) предложения, требования (предписания) любыми видами связи;

10) привести п. 76 Положения о проверках в соответствие с нормами УК; уточнить случаи и порядок передачи материалов в органы уголовного преследования, содержание сопроводительного письма и приложений к нему, порядок уведомления контрольного (надзорного) органа о принятом решении;

11) в ходе внеплановой тематической оперативной проверки дополнительно проверять вопросы соблюдения:

— законодательства о ценах и ценообразовании;

— требований о наличии документов, подтверждающих приобретение (поступление) ТМЦ, их отпуск в места реализации;

12) не составлять акт внеплановой тематической оперативной проверки, если в ее ходе проверяющие вынесли постановление об освобождении от административной ответственности с вынесением предупреждения, и т.д.

Читайте этот материал в ilex >>*
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex