В Закон об исполнительном производстве, ХПК и другие акты по вопросам исполнительного производства внесены изменения. Основные новшества начнут действовать через 6 месяцев – 15.07.2021.

Исполнительный документ необязательно будет направлять в банк.

Для взыскания долга с субъекта хозяйствования не придется предварительно обращаться в банк. Исполнительный документ можно сразу направить судебному исполнителю для возбуждения производства. Тот обратит взыскание на денежные средства должника через ОАИС ИДО <*>.

Появится шесть очередей для удовлетворения требований взыскателей.

Напомним, что сейчас выделено 4 очереди.

В первой очереди – без изменений. В ней останутся алименты, расходы на детей на гособеспечении, вред жизни или здоровью. Деньги, если их недостаточно, распределят между взыскателями пропорционально.

Во второй очереди будут требования о взыскании:

заработка или вознаграждения за работу, услуги, создание объекта интеллектуальной собственности на основании гражданско-правового договора с работодателя;

— ущерба от преступления или правонарушения.

Перечисленные требования будут погашаться приоритетно по сравнению с взысканиями в бюджет. При этом деньги между взыскателями распределят пропорционально.

В третью очередь взыщут взносы на государственное социальное страхование.

В четвертую очередь войдут обеспеченные залогом требования, которые погашаются за счет продажи предмета залога. При этом эти требования будут удовлетворяться наряду с требованиями о взыскании сумм в республиканский и местные бюджеты. Также в этой очереди будут долги по выплате:

— сумм в случае потери кормильца, страховых выплат по обязательному страхованию, выплат по госсоцстрахованию граждан;

— авторского вознаграждения, морального вреда.

В пятой очереди – кредиты под гарантии Правительства или исполкомов, долги перед Банком развития Республики Беларусь (долги за приобретенные этим банком активы или выданные кредиты под госпрограммы).

Все остальные требования войдут в шестую очередь <*>.

Долги каждой следующей очереди будут погашаться только после закрытия предыдущей очереди. Тут без изменений. Если денег не будет хватать всем взыскателям одной очереди (с третьей по шестую), то сначала погасят долг по возбужденному ранее исполнительному производству. Учтут и номер производства, если их возбудили в один день.

Урегулировали порядок распределения денег, поступивших от продажи товаров, находящихся под таможенным контролем. Например, это товары, ввезенные без уплаты таможенных пошлин по Декрету  N 6 о стимулировании предпринимательства на селе. Деньги будут направлять на уплату таможенных пошлин вне очереди и прежде взыскания расходов по исполнению и принудительного сбора.

Заменять сторону будут только в отсутствие спора о правопреемстве.

Судебный исполнитель заменит должника или взыскателя в случае реорганизации, перевода долга, уступки требования, смерти одного из них на правопреемника. Это будет возможно, если между сторонами не будет подведомственного суду спора о праве относительно круга правопреемников и самого факта правопреемства. При замене судебный исполнитель будет основываться на документах, подтверждающих в том числе и этот факт <*>. Сейчас должника могут заменить, даже если взыскатель против и, например, оспаривает в суде разделительный баланс или договор перевода долга.

Также прописали, что при замене стороны исполнительного производства на несколько лиц суд выдаст по их числу нужное количество исполнительных документов. Основанием станет постановление судебного исполнителя <*>.

Если вместо выбывшего взыскателя в производство вступят несколько лиц, то деньги между ними будут распределяться пропорционально <*>.

Станут возможны четыре переоценки при продаже имущества должника на 20, 40, 60 и 80%.

Сейчас предусмотрена одна переоценка с понижением цены не более чем на 20% от стоимости такого имущества.

Переоценка имущества будет проводиться, если оно не реализовано:

— в течение одного месяца со дня передачи его на реализацию;

— в течение одного месяца после первой переоценки;

— в течение одного месяца после второй переоценки;

— в течение одного месяца после третьей переоценки;

— с торгов (электронных торгов).

За взыскателями сохранится право оставить имущество за собой перед каждой переоценкой. Если взыскателей несколько, то имущество им предложат принять в порядке очередности. При этом взыскатель-залогодержатель будет иметь преимущество перед иными взыскателями с требованиями четвертой – шестой очередей <*>.

Переоценки не будет в отношении имущества, находящегося под таможенным контролем, если в результате его цена станет равна и меньше суммы платежей, взыскиваемых таможенными органами.

Размер принудительного сбора будет уменьшаться в случае мирового или медиативного соглашения.

В этом случае подлежащий уплате принудительный сбор уменьшится на 50%.

Также уточнена формулировка принудительного сбора по имущественным требованиям. Это 10% от суммы именно исполненного в пользу взыскателя требования или стоимости переданного взыскателю имущества.

При этом установлен минимальный размер принудительного сбора по имущественным требованиям – 0,5 базовой величины <*>.

Изменятся ограничения по удержаниям из заработка, иного дохода должника.

Наниматель при удержаниях по исправительным работам, назначенным работнику в качестве уголовного наказания, должен будет учитывать другие исполнительные документы на этого работника. Т.е. даже в этом случае за работником будет сохранено не менее 50% заработка <*>.

Сейчас удержания по исправительным работам происходят независимо от наличия других исполнительных документов. То есть такие удержания не входят в установленное ограничение в 50%.

Также наниматели должны будут удерживать не более 50% заработка по исполнительным документам о взыскании с работника ущерба от преступления, морального вреда и вреда жизни и здоровью в связи с преступлением <*>. Пока в таких случаях можно удерживать до 70% заработка.

Постановления руководителя ОПИ можно будет обжаловать сразу в суде.

Так, постановление руководителя ОПИ, которым удовлетворена полостью или частично жалоба на действия (бездействие) судебного исполнителя, можно будет обжаловать сразу в суде. Не потребуется обжаловать ее в порядке подчиненности <*>.

Мировое соглашение по исполнительной надписи утвердит суд по месту исполнения.

Соответствующие положения прописаны в порядке утверждения судом мировых соглашений на стадии исполнительного производства и в компетенции суда <*>.

Действующее сейчас законодательство данный момент не регулирует. В связи с этим возникали вопросы. В частности, может ли суд утвердить мировое соглашение, заключенное в рамках исполнительного производства по исполнительной надписи, в какой суд обратиться за этим?

Урегулирован институт медиации в рамках исполнительного производства.

Прямо прописана возможность сторон заключить медиативное соглашение на стадии принудительного исполнения. Это повлечет прекращение исполнительного производства <*>.

На заметку!
С 15 января вступили в силу изменения в законы по вопросам медиации. Урегулирован механизм признания и приведения в исполнение на территории страны международных медиативных соглашений, достигнутых в результате внесудебной медиации.