25 ноября 2017 г. официально опубликован Декрет от 23.11.2017 N 7 «О развитии предпринимательства» <1>, предусматривающий минимизацию вмешательства должностных лиц госорганов в работу субъектов хозяйствования и усиливающий механизмы саморегулирования бизнеса.

Ряд положений Декрета, вступающих в силу с 26 февраля 2018 г. <2>, касается непосредственно транспортной деятельности. Рассмотрим основные из них.

1. Вводится уведомительный порядок начала осуществления деятельности по предоставлению услуг по перевозкам пассажиров и багажа автомобильным транспортом <3>.

Уведомительный порядок заключается в следующем: субъект хозяйствования, намеревающийся оказывать услуги по автомобильным перевозкам пассажиров и багажа, направляет письменное уведомление по установленной Совмином форме в местный исполнительный и распорядительный орган. Начать соответствующую деятельность можно будет со дня, следующего за днем направления уведомления <4>.

В настоящее время автомобильный перевозчик допускается к городской и пригородной автомобильной перевозке пассажиров, междугородной автомобильной перевозке пассажиров, перевозке пассажиров автомобилями-такси, международной автомобильной перевозке пассажиров только после получения лицензии <5>.

Уведомительный порядок не будет распространяться на деятельность по автомобильной перевозке пассажиров и багажа <6>:

— в регулярном сообщении;

— для обеспечения собственных нужд юрлиц и ИП.

В отношении последнего отметим, что получение лицензии для внутриреспубликанских автомобильных перевозок пассажиров для собственных нужд не требуется <7>.

Обратите внимание!
Уведомительный принцип начала осуществления деятельности не отменяет необходимости прохождения субъектом хозяйствования иных административных процедур после начала осуществления деятельности <8>.

2. Отменяется оформление путевых листов при выполнении автомобильных перевозок <9>.

В настоящее время организации обязаны заполнять путевой лист при использовании транспортных средств для автомобильных перевозок пассажиров и грузов. Исключение составляют внутриреспубликанские автомобильные перевозки для собственных нужд <10>.

Сведения путевых листов, в том числе о пробеге автомобиля и израсходованном топливе, используются при составлении ПУД на его списание. Кроме того, стоимость топлива, израсходованного при эксплуатации автомобиля в производственных целях, включается в учитываемые при налогообложении прибыли затраты только с учетом установленных норм <11>. Поэтому, полагаем, что в случае неиспользования путевого листа необходимые данные о транспортной работе нужно будет отразить в ином документе.

3. Водителей <*> можно допускать к выполнению международных автомобильных перевозок грузов независимо от стажа их работы в качестве водителя транспортных средств или составов транспортных средств соответствующей категории <12>.

В настоящее время субъекты хозяйствования могут допускать к выполнению международных автомобильных перевозок грузов на транспортных средствах категорий «B» и «C» (разрешенный максимальный вес которых не превышает 7500 кг), составах транспортных средств категорий «BE», «CE» водителей при условии наличия у них стажа работы в качестве водителя транспортного средства соответствующей категории не менее двух лет <13>.

4. Изменяется порядок контроля состояния водителей при допуске к выполнению международной автомобильной перевозки грузов.

Состояние водителей механических транспортных средств перед выездом в рейс при допуске к выполнению международной автомобильной перевозки грузов контролируется. Этот контроль будет осуществляться с использованием приборов, предназначенных для определения концентрации паров абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе, и экспресс-тестов (тест-полосок, экспресс-пластин), предназначенных для определения наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических и других одурманивающих веществ (далее — приборный контроль). Проведение предрейсовых и иных медицинских обследований (далее — предрейсовое обследование) отменяется <14>. При этом Декрет не устанавливает требований к квалификации лица, проводящего контроль. Им в том числе может быть не медицинский работник.

На заметку
Вышеуказанный приборный контроль состояния водителей будет производиться на предмет их нахождения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических и других одурманивающих веществ.

Аналогичный приборный контроль состояния водителей в настоящее время проводится при осуществлении деятельности в области автомобильного транспорта, не требующей лицензирования. Порядок его проведения определен <15>.

В сферу действия данного порядка не входят случаи приборного контроля состояния водителей при международных автомобильных перевозках грузов (лицензируемая деятельность). Возможно, область его применения <16> будет расширена либо соответствующие разъяснения будут приведены госорганами в рекомендациях по применению Декрета.

В настоящее время субъекты хозяйствования, выполняющие международные автомобильные перевозки грузов, обязаны обеспечивать предрейсовое обследование водителей транспортных средств. Такой осмотр проводится медицинским работником, состоящим в штате организации, или медицинским работником организации здравоохранения, с которой заключен договор на проведение обследований. При этом помимо контроля с использованием приборов и экспресс-тестов проводятся и иные обследования (опрос водителя, измерение пульса и др.) <17>.