С 24.10.2021 Декретом N 6 вносятся изменения и дополнения в Декрет N 5. Изменения приводят Декрет N 5 в соответствие с действующим законодательством, в частности с ТК, а также вносят в него определенные новации. Рассмотрим основные из них.

1. Характеристика работника

1. С 5 до 7 календарных дней увеличен срок подготовки характеристики, выдаваемой предыдущим нанимателем по запросу нового нанимателя при приеме работника на работу (ч. 1 п. 11 Декрета N 5 в новой редакции, п. 11 Декрета N 5 в действующей редакции). При этом ТК по-прежнему предусматривает срок 5 дней (ч. 3 ст. 26). В данном случае необходимо руководствоваться нормами Декрета N 5, поскольку он имеет большую юридическую силу по отношению к ТК (ч. 3 ст. 137 Конституции, п. 2 ст. 23 Закона о НПА).

2. Установлена обязанность нанимателей при приеме на работу в госорганы и госорганизации запрашивать (ч. 2 п. 11 Декрета N 5 в новой редакции, п. 11 Декрета N 5 в действующей редакции):

— характеристику работника с предыдущего места работы;

— характеристику из госорганизации, в которой работал работник в течение предшествующих 5 лет. При этом, если за данный период работник поработал в нескольких госорганизациях, характеристика запрашивается из последней;

— сведения из единого государственного банка данных о правонарушениях в отношении кандидатов на руководящие должности. Эти сведения предоставляются нанимателям бесплатно.

Обратите внимание!
Запрос характеристики с предыдущего места работы по-прежнему является правом нанимателя при приеме работника в организацию частной формы собственности (ч. 1 п. 11 Декрета N 5 в новой редакции, п. 11 Декрета N 5 в действующей редакции).

3. Определены четкие требования к характеристике. Это означает, что теперь наниматели по запросу о предоставлении характеристики должны подготовить официальный документ, отражающий профессиональные, деловые и моральные качества работника, сведения о привлечении к дисциплинарной и иной ответственности, отношение к государственным и общественным институтам, иную информацию, составленный по форме, установленной Совмином (подстрочное примечание <*> к ч. 2 п. 9 Декрета N 5 в новой редакции). Полагаем, что вскоре Совмин утвердит данную форму (п. 2 Декрета N 6).

2. Основания, признаваемые дискредитирующими обстоятельствами увольнения

Перечень оснований, признаваемых дискредитирующими обстоятельствами увольнения, дополнен новым основанием из ТК — нарушение работником порядка сбора, систематизации, хранения, изменения, использования, обезличивания, блокирования, распространения, предоставления, удаления персональных данных (подп. 6.14-1 п. 6 Декрета N 5 в новой редакции, п. 10 ч. 1 ст. 47 ТК). Напоминаем, что это основание увольнения введено в ТК с 30.06.2021 (п. 3 ст. 1 Закона N 114-З). Полагаем, что внесенные с этой же даты в п. 7 ст. 42 ТК (абз. 3, 7, 8) три новых основания увольнения также признаются дискредитирующими обстоятельствами увольнения, предусмотренными Декретом N 5, поскольку все они отнесены к однократному грубому нарушению работником трудовых обязанностей (абз. 6 подп. 6.2 п. 6 Декрета N 5).

3. Ответственность должностных лиц

При определенных обстоятельствах ужесточена ответственность должностных лиц нанимателя за нарушение установленного Декретом N 5 порядка приема на работу, назначения на должность, выдачу характеристик, содержащих заведомо недостоверную информацию, а также нарушение сроков их выдачи. Так, за перечисленные действия должностные лица нанимателя по-прежнему могут быть уволены в связи с  грубым нарушением трудовых обязанностей (ч. 1 п. 12 Декрета N 5 в новой редакции, п. 12 Декрета N 5 в действующей редакции):

— руководитель организации (ее обособленного подразделения), его заместители, главный бухгалтер и его заместители — по п. 1 ч. 1 ст. 47 ТК;

— иное уполномоченное должностное лицо нанимателя (например, специалист по кадрам) — по п. 7 ст. 42 ТК.

Однако если данные действия повлекли причинение ущерба госсобственности либо существенный вред государственным или общественным интересам, то виновные должностные лица могут быть привлечены к уголовной ответственности (ч. 2 п. 12 Декрета N 5 в новой редакции). Полагаем, что ответственность может наступить по ст. 424, 425, 426 УК.

4. Приведение в соответствие с ТК

Аналогично ТК руководитель организации вправе незамедлительно отстранять работника от работы в случае, если работник призывает других работников к прекращению выполнения трудовых обязанностей без уважительных причин. Кроме того, в соответствии с ТК конкретизировано, на какой срок отстраняют работника от работы в связи с нарушением дисциплины — до устранения нарушений (подп. 3.4 п. 3 Декрета N 5 в новой редакции, подп. 3.4 п. 3 Декрета N 5 в действующей редакции, ч. 5 ст. 49 ТК).

С официальным комментарием можно ознакомиться здесь.

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex