23.11.2017 подписан Декрет N 7 «О развитии предпринимательства» (далее — Декрет N 7). Он станет краеугольным камнем в либерализации государственного регулирования бизнеса. В частности, реформе подвергается процесс начала осуществления некоторых видов деятельности, подход к субсидиарной ответственности в банкротстве. Помимо того, вносятся изменения в основной документ, регулирующий порядок госрегистрации и ликвидации субъектов хозяйствования <1>.

Начало деятельности по уведомительному принципу

Декрет N 7 устанавливает ряд либеральных принципов, на которых будут строиться взаимоотношения государства с предпринимательским сообществом. Среди них назван принцип сочетания заявительного и уведомительного порядка начала осуществления отдельных видов деятельности <2>. Их перечень прилагается к Декрету N 7 <3>. Это наиболее распространенные сегодня виды деятельности, такие как производство, торговля, общепит, бытовое обслуживание и пр.

Обратите внимание!
Заявительный принцип начала деятельности заключается в том, что по общему правилу субъект хозяйствования в первую очередь обязан пройти госрегистрацию, которая производится по заявлению заинтересованного лица <4>.

Юридическим лицам и ИП для начала осуществления указанных видов экономической деятельности достаточно будет подать в местный исполнительный и распорядительный орган уведомление одним из следующих способов:

— через службу «одно окно»;

— заказным письмом с уведомлением о вручении;

— через единый портал электронных услуг.

В этом уведомлении субъекту хозяйствования необходимо будет указать, что он обеспечил организацию своего бизнеса надлежащим образом. В частности, используемая недвижимость, транспортные средства, трудовые ресурсы соответствуют требованиям законодательства <5>. Данное правило реализует еще один важный принцип, отраженный в Декрете N 7, — презумпцию добросовестности субъекта хозяйствования <6>. То есть изначально он считается добросовестно соблюдающим требования законодательства, пока не будет доказано иное.

Декрет N 7 не устанавливает форму уведомления и порядок его направления. Данные вопросы еще будут урегулированы Совмином <7>.

Субъекту хозяйствования не нужно будет дожидаться обратной связи от государства. В день, следующий за отправкой уведомления, он вправе начинать деятельность. Для этого от него не требуется соблюдения различных административных процедур. Не важно, включена ли информация о нем, его деятельности в существующие реестры, регистры, информационные банки и пр. <8>

Однако это не означает, что после начала деятельности не нужно будет пройти некоторые административные процедуры, предусмотренные законодательством <9>. Так, Декрет N 7 устанавливает обязанность производителей пищевой продукции в месячный срок после подачи уведомления обратиться за получением санитарно-гигиенического заключения <10>.

Обратите внимание!
Для начала осуществления некоторых видов деятельности и теперь не требуется дополнительных действий. Например, оказание услуг по восстановлению компьютеров после сбоя, их ремонту, техобслуживанию <11>. Из норм Декрета N 7 можно сделать вывод, что для таких видов деятельности помимо госрегистрации субъектов хозяйствования также потребуется дополнительно подавать уведомление в исполнительные и распорядительные органы.

Прекращение, приостановление и возобновление указанных в Декрете N 7 видов экономической деятельности также будут осуществляться с уведомлением местного исполнительного и распорядительного органа <12>.

Субсидиарная ответственность в банкротстве

В настоящее время действует норма, согласно которой лица, вызвавшие экономическую несостоятельность (банкротство) субъекта хозяйствования, несут субсидиарную ответственность по его долгам. Речь идет об учредителях, участниках, собственнике, руководителе и прочих лицах, имеющих возможность определять действия должника <13>.

Правоприменительная практика пошла путем удовлетворения подавляющего большинства исков по данному основанию. К субсидиарной ответственности лица привлекаются как за действия, так и за бездействие. При наличии как умысла, так и неосторожности.

Такой подход, с одной стороны, служит сдерживающим фактором для недобросовестного ведения бизнеса. С другой стороны, осознание почти неизбежной субсидиарной ответственности в случае неудачи может напугать потенциальных бизнесменов, в том числе и иностранных инвесторов.

Декрет N 7 смягчил рассматриваемую норму. К субсидиарной ответственности будут привлекаться лица, умышленные виновные действия которых вызвали экономическую несостоятельность (банкротство) <14>.

На заметку
По аналогии с административным правом <15> отметим, что действия являются умышленными в двух случаях:
1. Лицо, их совершившее, сознавало, предвидело и желало наступления их последствий (прямой умысел).
2. Совершившее их лицо сознавало, предвидело, но не желало наступления их последствий. Однако оно сознательно допускало их наступление или относилось к ним безразлично (косвенный умысел).

Изменения в Декрете N 1

Декрет N 1 приводится в соответствие с последними изменениями законодательства. В том числе с нормами самого Декрета N 7, который отменяет обязательное использование печати субъектами хозяйствования. Печать необходимо будет применять лишь в случаях, предусмотренных международными договорами Республики Беларусь <16>. В связи с этим из Декрета N 1 исключены упоминания об обязательном наличии печати <17>.

Обратите внимание!
Декрет N 7 является временным <18>. Такие декреты издаются в случае особой необходимости и имеют силу Закона <19>. Таким образом, со вступлением в силу норм Декрета N 7 иные нормы законодательства действуют в части, не противоречащей ему. В том числе не будут применяться правила ГК относительно обязательного использования печати. Например, при оформлении доверенности от имени юрлица <20>.

Уточнены нормы, регулирующие подачу документов для госрегистрации и ликвидации в электронном виде <21>. Так, установлено, что этим способом документы на госрегистрацию в том числе можно подать через нотариуса <22>. Целостность и подлинность документов на ликвидацию, представляемых в электронном виде, должны быть подтверждены электронной цифровой подписью <23>. Данные нормы не являются новшеством и уже установлены действующим законодательством <24>. Теперь они будут прописаны и в Декрете N 1.

Напомним, что с 01.01.2018 <25> на смену плановым проверкам придут выборочные. В связи с этим прекращает свое существование координационный план контрольной (надзорной) деятельности, размещаемый на сайте Комитета госконтроля Республики Беларусь. Теперь там будет находиться план выборочных проверок <26>. Данное нововведение отразилось и на содержании Декрета N 1: определенные регистрационные действия, включая ликвидацию, не должны будут совершаться до проведения выборочной проверки, включенной в план <27>.

Помимо указанных, в Декрет N 1 внесены и иные изменения.

Рассмотренные в настоящей статье нормы Декрета N 7 начинают действовать с 26.02.2018 <<28>.

Официальный комментарий