С 24.07.2020 начинают действовать изменения в ряде законов по вопросам контрольной (надзорной) деятельности. Цель корректировок – привести НПА в соответствие с положениями иных законодательных актов, в частности Указа от 16.10.2017 № 376 «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности». Рассмотрим некоторые изменения.

1. В ХПК уточняются нормы судопроизводства по заявлениям контролирующих (надзорных) органов <*>. Теперь к подведомственности суда относятся дела:

— о приостановлении деятельности проверяемого субъекта (цеха, участка), объекта строительства, оборудования;

— продлении запрета производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), эксплуатации транспорта.

Раньше к подведомственности суда относились только дела о продлении срока такого приостановления деятельности, запрете производства. Изменения обусловлены тем, что с 01.01.2018 контролирующий (надзорный) орган не вправе самостоятельно приостанавливать деятельность проверяемых субъектов. Он может лишь вынести соответствующее предложение, а при его невыполнении обратиться в суд <*>. Вместе с тем контролирующий (надзорный) орган может запретить производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), эксплуатацию транспорта до устранения выявленных при проверке нарушений. Продлить срок запрета вправе только суд <*>.

Уточняется, что заявление в суд о приостановлении деятельности, продлении запрета производства должно содержать:

— обоснование необходимости таких действий;

— подтверждение угрозы национальной безопасности, причинения вреда жизни и здоровью населения, окружающей среде деятельностью, производством;

2. Из Закона «Об обращениях граждан и юридических лиц» исключается положение о необходимости проставлять печать на обращении юридического лица <*>.

Изменилась норма об органах, которые проверяют порядок ведения и хранения книги замечаний и предложений. Так, соблюдение проверяемыми субъектами законодательства о книге замечаний и предложений контролируют исполкомы (областные, Минский городской), структурные подразделения областных, городских (кроме городов районного подчинения), районных исполкомов, местные администрации. Аналогичное положение содержит Указ № 376. Напомним, что он оставил такой контроль только за перечисленными органами, исключив его из сферы деятельности МНС <*>.

За госорганами, подчиненными (подотчетными) Президенту и Правительству, облисполкомами (Мингорисполкомом) закрепляется проведение анализа эффективности работы с обращениями подчиненных, входящих в их состав (систему).

3. Из Закона «О Госкомитете судебных экспертиз Республики Беларусь» исключается надзор Госкомитета судебных экспертиз за качеством оказания медпомощи организациями здравоохранения <*>. Госкомитет лишь информирует заинтересованные органы и организации о недостатках в оказании медпомощи, выявленных при проведении экспертных исследований.