Ольга Королькова

Заместитель начальника управления методологии
антимонопольного регулирования, конкуренции и ценообразования
Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь

Закон «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (Закон) с 3 августа заработает в новой редакции <*>. Вместе с представителем МАРТ разберемся в тенденциях развития конкуренции в Беларуси.

Какие изменения коснулись понятия «доминирующее положение» хозяйствующего субъекта на товарном рынке?

Снижено значение совокупной рыночной доли хозяйствующих субъектов, позволяющее квалифицировать их положение как доминирующее.

С 3 августа доминирующим признается положение каждого из нескольких хозяйствующих субъектов, если совокупная доля не более чем 3 субъектов, доля каждого из которых больше долей других субъектов на рассматриваемом товарном рынке, превышает 50%, или совокупная доля не более чем 5 субъектов, доля каждого из которых больше долей других субъектов на товарном рынке, превышает 75 %. При этом неизменным осталось правило, что доля каждого из таких хозяйствующих должна быть не менее 15%.

Это позволит антимонопольному органу более эффективно пресекать злоупотребления в отношении потребителей и конкурентов, оперативно реагировать на необоснованное повышение цен, ограничение конкуренции на рынке.

Как антимонопольный орган будет устанавливать наличие монопольно высокой или низкой цены (тарифа)?

Установить факт монопольно высокой или низкой цены поможет:

  • метод сопоставимых рынков, когда сравнивается цена на товар доминанта с ценой на аналогичный товар в другом регионе либо за пределами страны;
  • затратный метод. При его использовании сравнивается цена товара доминанта и экономически оправданные расходы на изготовление (производство) и (или) реализацию с учетом получаемой прибыли.

Цена признается монопольно высокой при нарушении одного из этих двух критериев. Предлагаемый подход актуален, например, при анализе цен на импортные товары. Он сближает подходы стран для проведения такой работы в рамках ЕАЭС.

В каком случае хозяйствующий субъект признается находящимся в монопсоническом положении?

Закон ввел нормы, позволяющие противостоять диктату одного или нескольких покупателей на рынке, иначе говоря, монопсоническому положению <*>. Это прежде всего запрет на монопсонически низкие цены (тарифы) при закупке товаров.

Таким образом, если на рынке существует один потребитель – доминант, к нему будут предъявляться те же требования, что и к обычному субъекту-доминанту (предписания и штрафы). Наиболее актуальна эта норма для рынков розничной торговли (по отношению к поставщикам), закупки электроэнергии, закупки сельскохозяйственной продукции.

Какие изменения произошли в части запретов на антиконкурентные соглашения?

Гармонизированы подходы к запрету антиконкурентных соглашений вместе с Договором о ЕАЭС от 29 мая 2014 г. Законом разграничены запреты на картельные соглашения (соглашения между конкурентами на рынке), согласованные действия хозяйствующих субъектов, вертикальные и иные соглашения.

При этом картельные соглашения являются запретом per se <*>.

В Беларуси практика выявления картелей пока отсутствует. Гармонизация подходов необходима для совместного противодействия нарушениям со стороны транснациональных и крупных компаний в рамках ЕАЭС, обеспечения единых и понятных условий для ведения бизнеса на трансграничных рынках.

Изменились ли подходы к недобросовестной конкуренции?

Правоприменительная практика антимонопольного органа и участия в судебных заседаниях стала основанием для детализации перечня форм недобросовестной конкуренции. На основании конкретных фактов уточнены запреты:

на введение в заблуждение о месте нахождения изготовителя (производителя) товара, предлагаемого к продаже. Данная форма недобросовестной конкуренции встречается при проведении госзакупок. Отдельные хозяйствующие субъекты могут заявлять, что товар происходит из Беларуси, хотя фактически он импортный. Просто для белорусского товара применяется преференциальная поправка;

копирование или имитацию фирменного стиля (фирменной одежды, оформления торгового зала, витрины), который индивидуализирует конкурента и (или) его товар. Такие действия приводят к смешению в глазах потребителя конкурентов либо реализуемого ими товара.

Подробное описание форм недобросовестной конкуренции позволит антимонопольному органу обеспечить единообразие в применении регулирующих норм, а лицам, пострадавшим от недобросовестных действий хозяйствующих субъектов, – более эффективно защищать свои права.

Обращаем внимание, что перечень форм недобросовестной конкуренции, как и в действующей редакции Закона, не является исчерпывающим.

 Какие требования антимонопольное законодательство содержит к закупкам?

Вводится запрет на действия, которые при закупках приводят или могут привести к ограничению конкуренции. Такая же позиция наблюдается и в других государствах – членах ЕАЭС.

В частности, под запрет попали:

— координация деятельности участника организатором и (или) заказчиком;

— заключение соглашений между организатором и (или) заказчиком и (или) участником;

— предоставление участнику доступа к информации или создание для него преимущественных условий <*>;

— участие организатора и (или) заказчика либо их работников в качестве участников закупок.

Нарушение антимонопольного законодательства при проведении закупок вне зависимости от источника их финансирования может повлечь признание закупки недействительной в судебном порядке.

Какими полномочиями обладает антимонопольный орган при контроле госзакупок?

С целью эффективного контроля за процедурами госзакупок антимонопольный орган в рамках антимонопольного законодательства будет вправе:

выдавать предписания для устранения нарушений антимонопольных требований;

обращаться в суд за признанием процедуры госзакупки недействительной, если установлено, что она проведена с нарушением требований антимонопольного законодательства.

 Какие предупредительные меры антимонопольный орган может предпринять в отношении нарушителя антимонопольного законодательства?

Существуют превентивные и разъяснительные меры реагирования на возможные нарушения антимонопольного законодательства. Это важно в рамках последовательно проводимой в стране работы по улучшению бизнес-среды. К таким мерам относятся:

предостережение (выдается в целях недопущения действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства на основании информации СМИ, публичных заявлений должностных лиц);

предупреждение (выдается в целях оперативного и добровольного устранения уже имеющегося ограничения конкуренции). Причем субъект, который оперативно отреагировал на предупреждение, освобождается от достаточно больших административных штрафов. Антимонопольный же орган не несет процессуальных издержек.

Совмин получил право устанавливать по предложению антимонопольного органа правила недискриминационного доступа к товарам доминанта. В этом случае доминант не должен относиться к субъектам естественных монополий, а его доля на товарном рынке должна составлять более 70 %.

Антимонопольный орган вправе выдавать предписания об утверждении и опубликовании правил торговой практики.

Данные меры позволят обеспечить понятные и прозрачные условия деятельности доминантов, предупредить дискриминацию по отношению к потребителям.

Изменились ли условия получения согласия антимонопольного органа на экономическую концентрацию?

В два раза увеличились пороговые значения балансовой стоимости активов (с 100 000 до 200 000 базовых величин) или выручки (с 200 000 до 400 000 базовых величин), при превышении которых необходимо получить согласие антимонопольного органа на покупку акций (долей в уставном фонде), реорганизацию в форме слияния и присоединения, иные действия по укрупнению бизнеса.

Бизнес поддержал увеличение пороговых значений, поскольку это позволит снизить административную нагрузку на него. Причем эффективный контроль за вышеназванными действиями со стороны антимонопольного органа будет сохранен.

Какой порядок и сроки установлены для рассмотрения заявлений о нарушениях антимонопольных требований?

Впервые вводится отдельный процессуальный порядок рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства. Законом установлены порядок принятия решений, выдачи предписаний, порядок и сроки обжалования решений и действий антимонопольного органа. Установлен порядок приостановления действия предписаний, разъяснения решений и предписаний.

Например, срок рассмотрения дел составит 3 месяца. Срок обжалования решений и предписаний антимонопольного органа – 30 дней.

Данный порядок учитывает специфику дел о нарушении антимонопольного законодательства, четко регламентирует полномочия антимонопольного органа, права заявителей и лиц, в отношении которых рассматривается дело.

Заявление о нарушении подается в антимонопольный орган в письменной или электронной форме. К нему прилагаются доказательства. Если отсутствует возможность представить доказательства, заявитель должен указать причину этого, а также предполагаемое лицо, у которого такие доказательства могут быть. Основанием для отказа в представлении антимонопольному органу доказательств не может служить наличие в них информации, составляющей коммерческую тайну.

Какие последствия повлечет расширение сферы действия Закона на некоммерческие организации (союзы, ассоциации)?

На такие организации будут распространяться отдельные запреты на недобросовестное поведение. Это связано с повышением роли союзов и ассоциаций и наличием у них реальной возможности координировать экономическую деятельность своих организаций-членов, препятствовать доступу на рынок других продавцов продукции.

Принятые изменения и дополнения учитывают специфику формирования внутренних экономических отношений, соответствуют подходам ЕАЭС и его государств-членов, общемировому опыту.

 Опубликовано в журнале «Промышленно-торговое право», 2018, № 3