XIV Практическая конференция «Влияние правоприменительной практики на развитие предпринимательства в Республике Беларусь» состоялась 6 декабря 2019 года. Выступления многих докладчиков объединила идея главенства принципа добросовестности субъектов хозяйствования и недопустимости злоупотребления правом.

 Нет затягиванию процесса: все доказательства нужно раскрыть первой инстанции 

Юрий Викторович Кобец

заместитель Председателя Верховного Суда

«Право не должно защищать пусть и законное, но нечестное поведение»


 Экономические суды будут неукоснительно исходить из принципа добросовестности субъектов хозяйствования. Только установив истину, можно дать ей должную правовую оценку и справедливо разрешить дело.

При злоупотреблении правом суд может отказать в защите. Насколько полно и правильно в судебном заседании удастся установить все фактические обстоятельства дела, во многом зависит от его участников. Поэтому от сторон суд ждет полноты заявленных позиций.

Меняются подходы экономического судопроизводства, правосудие становится все более мобильным.

1. Все доказательства следует раскрыть суду первой инстанции. Лишь в исключительных случаях, предусмотренных ХПК, их можно будет представить суду апелляционной инстанции. Представление каких-либо доказательств Верховному Суду как надзорной инстанции исключается в принципе.

2. Суды будут требовать от сторон представить доказательства в обоснование своих позиций уже на стадии подготовки дел к судебному разбирательству.

3. Кассационные жалобы будут рассматриваться исключительно с точки зрения правильности применения норм материального и процессуального права судом первой инстанции.

4. Дела будут реже откладываться и приостанавливаться. К минимуму сведется приостановление дел в связи с назначением экспертизы и направлением запросов в компетентные органы. Стороны могут сделать все необходимые исследования в досудебном порядке. Экспертиза в суде будет возможна лишь в исключительных случаях по ходатайству стороны и при полной оплате. Запросы также вполне можно направить в досудебном порядке.

5. Больше внимания будут уделять качеству подаваемых в суд документов, от чего во многом зависит эффективность разбирательства. Сторонам придется максимально полно и точно обосновывать заявленные требования.

6. Уменьшится количество случаев продления дел. По сравнению с предыдущим годом в первой инстанции сроки продлевались в 4 раза реже, в апелляционной инстанции – почти в 3 раза.

Эти тенденции прослеживаются и в проекте единого процессуального кодекса, завершить подготовку которого планируется в 2022 году. Предлагается ограничить возможность обжалования уже вступивших в силу постановлений. В частности, сузить круг лиц, которые могут приносить протесты, и оснований для протестов. Практически все правосудие будет завершаться на стадии апелляции. Близится создание единого апелляционного суда в экономическом блоке правосудия.

Законная оптимизация или уход от налогов: критерии предстоит выработать практике

 Виктор Иванович Чайчиц

председатель Белорусской республиканской коллегии адвокатов

«Справедливость выше закона»


 Пробелы законодательства достаточно часто порождают ситуации, с одной стороны, злоупотребления правом, с другой – ущемления прав и законных интересов. Как следствие, при формальном правоприменении законное по сути решение может оказаться несправедливым.

Поэтому все лица, так или иначе влияющие на формирование судебной практики, обязаны руководствоваться категориями добросовестности, справедливости и разумности.

При разграничении реализации законных прав налогоплательщика и злоупотребления правом с целью ухода от налогов основным критерием должна быть конкретная, разумная деловая цель хозяйственной сделки, а не получение необоснованных налоговых преимуществ.

Налогоплательщик вправе стремиться минимизировать налоговые обязательства. Но в этом случае не должно быть признака искусственности, сделка не может быть лишенной экономического смысла. Иначе говоря, плательщик не должен злоупотреблять своими правами.

Критерии злоупотребления правом, а также справедливости, баланса интересов еще предстоит выработать в процессе правоприменения.

Основная цель и п. 4 ст. 33 НК: оцениваться будет содержание операции, а не ее форма

Светлана Ивановна Дубай

судья Верховного Суда

 «Основная нагрузка по оценке добросовестности или недобросовестности плательщика ляжет на суды»


Добросовестность плательщика — один из принципов, которым должны будут руководствоваться суды при рассмотрении экономических и гражданских дел, возникающих из налоговых правоотношений.

Суть принципа раскрывается в НК только через бремя доказывания, которое несет контролирующий орган. Именно он должен доказать недобросовестность организации. Но это не значит, что организация вправе не представлять доказательств, на которые ссылается.

В случае неясности, сомнений в трактовке нормы суды обязаны будут принимать решение в пользу субъекта хозяйствования.

При оценке совершенных организацией операций суды будут руководствоваться принципом преобладания экономического содержания над формой.

Например, организация попросила работников отдела продаж зарегистрироваться в качестве ИП. Суд посчитает основной целью таких действий неуплату налогов, если:

— эти ИП не занимались самостоятельной предпринимательской деятельностью;

— указание зарегистрироваться в качестве ИП дал руководитель организации;

— бухучет за ИП вела бухгалтерия организации и там же они получали деньги;

— услуги ИП оказывали только своей организации.

Субъект хозяйствования должен обосновать экономический смысл оформления работников ИП. Например, с целью расширить бизнес, развить товаропроводящую сеть, увеличить обороты. Тогда вывод может быть другим.

Приведенные подходы лягут в постановление Пленума Верховного Суда по вопросам применения налогового законодательства, которое планируется принять до конца текущего года.

Незаконная минимизации налогов: МНС приводит примеры корректировки налоговой базы по ст. 33 НК

 Галина Николаевна Ковалёва

заместитель начальника главного управления организации контрольной деятельности МНС

«Минимум вмешательства, минимум последствий, максимум эффекта – основные подходы осуществления контрольной деятельности»


 Основополагающий принцип налогообложения – добросовестность плательщика. Она выражается в самостоятельном и добровольном исполнении налогового обязательства. Плательщик считается априори добросовестным, пока налоговый орган документально не докажет правонарушение.

О добросовестности может свидетельствовать:

— своевременная уплата налогов и сдача налоговой отчетности;

— использование законных способов оптимизации налоговых вычетов;

— необходимая осмотрительность при выборе контрагентов;

— представление информации по запросам налоговых органов.

Отмена Указа № 488 и введение ст. 33 НК усилит правовую защиту добросовестных плательщиков от возможных формальных подходов к корректировке налоговой базы.

Примеры конкретных ситуаций, в которых налоговые органы усматривают основания для корректировки налоговой базы, МНС разместило на своем сайте. Раздел постоянно будет пополняться новыми примерами.

Заключение о корректировке налоговой базы: нужен акт проверки или уголовное дело и веские доказательства

Александр Леонидович Варава

заместитель начальника второго управления Департамента финансовых расследований КГК

 «Подходы контролирующих и правоохранительных органов к оценке тех или иных хозяйственных операций стали более взвешенными и объективными, а для бизнеса – более лояльными и гуманными»


 В текущем году обновлен порядок:

— составления заключений об установлении обстоятельств, влекущих корректировку налоговой базы, сумм налогов и сборов;

— оформления и направления соответствующей информации контрагентам организации.

Составлять заключения и направлять информацию теперь будет только ДФР. Раньше правом направлять заключения и предписания о доначислении налогов обладали все органы финансовых расследований.

Сегодня заключение могут составить только по результатам проверки, назначенной в рамках Указа № 510, или в связи с уголовным делом. При этом необходим акт проверки или постановление о возбуждении уголовного дела, наличие одного или нескольких оснований из п. 4 ст. 33 НК и подтверждение факта правонарушения в экономической сфере. Кроме того, требуется доказать наличие хотя бы одного из обстоятельств, закрепленных ч. 2 п. 3 Инструкции о порядке составления и направления заключений.

С момента принятия данной Инструкции ДФР составил 1 заключение и 10 контрагентам направил предложение о корректировке налоговой базы и уплате сумм налогов и сборов.