Пещенко Елена Александровна

Консультант управления организации и мотивации труда главного управления труда и заработной платы Минтруда и соцзащиты

В рамках IV Практической конференции «Социально-трудовые отношения: юридические и бухгалтерские аспекты», проведенной Минтруда и соцзащиты, с докладом «Должностные и рабочие инструкции в рамках оптимизации штатной численности» выступила Елена Александровна Пещенко, консультант управления организации и мотивации труда главного управления труда и заработной платы Минтруда и соцзащиты. Докладчик также приняла участие
в круглом столе «Рабочее время, штатное расписание и оплата труда в коммерческой организации», где ответила на актуальные вопросы. Рассмотрим некоторые из них.

Работник принимается на работу. В его трудовой книжке содержится запись о присвоении 5-го разряда.
Вместе с тем свидетельства о присвоении данного разряда у работника нет (предыдущий наниматель его не выдал).
Можно ли допустить работника к выполнению работы, требующей наличия 5-го разряда?

Без документа, дающего право на выполнение работ (свидетельства о присвоении квалификационного разряда (класса, категории) по профессии), допустить работника к работе нельзя. Наличие записи в трудовой книжке значения в данной ситуации не имеет. Новому нанимателю следует создать квалификационную комиссию, которая проверит знания и умения работника, и выдать соответствующее свидетельство.

Заместитель директора наделен правом подписи документов на время отсутствия директора.
Правомерно ли при подписании документа указывать «исполняющий обязанности» («и.о.»)?

Неправомерно. Необходимо использовать наименование должности лица, подписывающего документ.
В данном случае — заместитель директора.

Можно ли на период отсутствия руководителя структурного подразделения возложить обязанности на подчиненного ему специалиста?

Нет, незаконно возлагать на специалиста (в том числе ведущего) координирующие и иные функции руководителя.
В данной ситуации наниматель может оформить временный перевод <*>.

Каким образом можно ввести в штатное расписание должность HR-бизнес-партнера вместо должности менеджера по персоналу?

Такой возможности нет. Наименование профессий рабочих и должностей служащих должно соответствовать квалификационным справочникам (ЕТКС, ЕКСД) <*>. В настоящее время должность HR-бизнес-партнера
в вышеназванных справочниках отсутствует.

Наниматель планирует взять на работу специалиста на должность, квалификационные требования которой требуют наличия высшего образования. Можно ли принять на такую должность лицо, которое имеет только общее среднее образование?

Можно. В исключительных случаях наниматель может принять на работу лицо, образование и (или) стаж работы которого не соответствует требованиям, предусмотренным квалификационными характеристиками должности,
если иное не установлено законодательством <*>. В том числе и на руководящую должность.

Выпуск 1 ЕКСД предусматривает наименование должности «администратор системный». Можно ли в штатном расписании указать должность «системный администратор»?

Нельзя. Наименование должности служащего должно соответствовать квалификационному справочнику, в том числе недопустимо менять местами слова в наименовании должности <*>. Отметим, что наниматели вправе добавлять к наименованиям должностей служащих, указанным в справочниках, дополнительные сведения <*>. Например, менеджер отдела продаж. Дополнительные сведения можно указывать не только в конце наименования должности служащего, но и в начале и середине.

Работнику установлен неполный рабочий день (4 часа). Должен ли наниматель в предпраздничный день сокращать ему работу на 1 час?

По общему правилу продолжительность работы в рабочий день, непосредственно предшествующий государственному празднику или праздничному дню, наниматель обязан сократить на 1 час <*>. Вместе с тем наниматель в локальном нормативном правовом акте (далее — ЛНПА) может прописать особый порядок сокращения предпраздничного рабочего дня для сотрудников, работающих неполный рабочий день. Например, установить для работающих 4 часа сокращение на 30 минут, для работающих 2 часа — 15 минут и т.д. Если в ЛНПА подобный порядок не установлен, то наниматель обязан сократить сотрудникам, работающим неполный рабочий день, предпраздничный рабочий день на 1 час.

Работнику установлен неполный рабочий день (4 часа) сроком на один день. Обязательно ли устанавливать ему перерыв для отдыха и питания?

Обязательно. Наниматель обязан предоставить перерыв для отдыха и питания каждому работнику независимо от того, работает он полный рабочий день или нет. Также не имеет значения, на какой период работнику установлено неполное рабочее время. Напомним, что перерыв для отдыха и питания не может быть менее 20 минут <*>.

Рабочий день перенесен с понедельника на предшествующую субботу (по решению Правительства).
Необходимо ли работнику выходить в субботу на работу, если с понедельника он уходит в трудовой отпуск?

Нет, в данном случае на работника не будут распространяться правила переноса. Перенесенный день (понедельник) для работника является нерабочим, т.к. он уходит в отпуск. Соответственно, суббота для него — выходной день <*>.

Отметим, что правила переносов, установленные Совмином, применяются при планировании рабочего времени работников, которым установлена пятидневная рабочая неделя с выходными днями в субботу и воскресенье.

Читайте также:

Практические рекомендации по применению законодательства об охране труда