Коллегия ЕЭК в октябре 2022 г. утвердила рекомендацию по улучшению условий создания совместных предприятий (далее — СП), в том числе в промышленности, агропромышленном секторе и сфере услуг (далее — Рекомендация коллегии ЕЭК N 39). Документ разработан как мера по повышению устойчивости экономик стран ЕАЭС и направлен на стимулирование взаимных инвестиций. В нем заложены подходы по либерализации условий создания и работы предприятий, включая снижение затрат, информационное сопровождение, внедрение наилучших практик, модернизацию производства и господдержку.

Рекомендация коллегии ЕЭК N 39 нацелена на формирование наиболее благоприятного инвестиционного климата для создания и деятельности предприятий с капиталом инвесторов стран Союза.

Рекомендация коллегии ЕЭК N 39 предполагает улучшение делового и инвестиционного климата в государствах — членах ЕАЭС, в том числе:

1) по максимальному упрощению процедуры регистрации СП;

2) снижению контрольно-надзорной нагрузки на СП;

3) обеспечению установления в законодательстве стран ЕАЭС единого перечня разрешений и уведомлений на учреждение, деятельность и (или) действия;

4) оптимизации внутреннего регулирования и максимального использования уведомительного порядка в отношении учреждения, деятельности и (или) действий СП (абз. 6 Рекомендации коллегии ЕЭК N 39).

По первому законодательством государств — членов ЕАЭС предусмотрены положения по взаимодействию компетентных органов в рамках разрешительных процедур, в том числе применение механизма одного окна. Также установлена обязанность компетентных органов по проверке в кратчайшие сроки полноты представляемых заявления и документов.

Упрощению процедуры регистрации СП также будет способствовать использование в государствах — членах ЕАЭС принципа «молчание — знак согласия», применение которого предусмотрено в Республике Армения, Республике Казахстан и Кыргызской Республике.

Внедрение принципа «молчание — знак согласия» в государствах — членах ЕАЭС направлено на обеспечение своевременного получения ответа от компетентного органа (как положительного, так и отрицательного), являясь гарантией соблюдения сроков выдачи разрешений. Оно исключает дополнительные издержки для заявителей, принявших необходимые меры для получения разрешения.

Реализация Рекомендации коллегии ЕЭК N 39 в максимальном объеме будет способствовать наращиванию взаимных устойчивых связей, активизации инвестиционного сотрудничества, созданию совместных импортозамещающих производств и повышению конкурентоспособности государств — членов ЕАЭС.

В государствах — членах ЕАЭС принимаются меры по снижению контрольно-надзорной нагрузки на СП.

Так, в Казахстане и России отменены плановые проверки деятельности субъектов предпринимательства.

В Казахстане в целях кардинального улучшения условий для предпринимательской деятельности введен в действие с 01.01.2015 Закон N 269-V, согласно которому полностью отменены плановые проверки.

В России постановлением Правительства N 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» установлено, что в 2022 г. не будут проводиться плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки при осуществлении видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Главным итогом принятия указанных выше мер стала отмена в России 200 000 из 292 000 контрольных мероприятий, запланированных на 2022 г. Введенный мораторий на проверки бизнеса предпринимателями оценивается как одна из наиболее эффективных мер поддержки компаний. Согласно опросу бизнеса лишь 12 с небольшим процентов с начала года столкнулись с проверками.

В части оптимизации внутреннего регулирования и максимального использования уведомительного порядка в отношении учреждения, деятельности и (или) действий следует отметить, что во всех странах ЕАЭС разрешительная деятельность регламентирована НПА.

При мониторинге законодательства России не установлено наличие перечня всех разрешений на деятельность или действия, выдаваемых на ее территории.

Анализ законодательства государств — членов ЕАЭС в сфере разрешительной деятельности позволил сделать вывод, что именно в Казахстане установлен исчерпывающий перечень разрешений и уведомлений. Наличие данного перечня, а также предусмотренный законодательством Казахстана запрет для компетентных органов на истребование и выдачу не установленных в этом перечне разрешений или уведомлений имеют важное значение для деятельности бизнеса, поскольку обеспечивает стабильность его функционирования.

В части либерализации внутреннего регулирования и введения уведомительного порядка в отношении учреждения и деятельности СП следует отметить следующее.

В соответствии со ст. 67 Договора о ЕАЭС при либерализации государства — члены ЕАЭС руководствуются принципом «оптимизация внутреннего регулирования» — поэтапное упрощение и (или) упразднение избыточного внутреннего регулирования, в том числе разрешительных требований и процедур для поставщиков, получателей услуг, лиц, осуществляющих учреждение или деятельность, и инвесторов с учетом наилучшей международной практики регулирования конкретных секторов услуг, а в случае ее отсутствия — путем выбора и применения наиболее прогрессивных моделей государств-членов.

С учетом стремления государств — членов ЕАЭС к обеспечению необременительного регулирования предпринимательской деятельности все большую популярность приобретает переход от жесткого регулирования к более мягкому. То есть в отношении деятельности или действий, на которые требовалось получение разрешения, вводится уведомительный порядок.

Так, в Армении проведены реформы по упрощению разрешительных процедур. В частности, принят Закон Республики Армения об уведомлении об осуществлении деятельности (далее — Закон N 120), которым лицензирование 17 видов деятельности было заменено уведомлением об осуществлении деятельности (соответственно на столько же сократилось количество лицензируемых видов деятельности).

Законом N 120 предусмотрен порядок осуществления уведомительной процедуры, в частности направления уведомления, его учета компетентным органом, открытость сведений, содержащихся в регистрационном журнале, и др. Формы уведомления, порядок опубликования регистрационных журналов и сведений зарегистрированных лиц, осуществляющих деятельность, подлежащую уведомлению, устанавливает Правительство Армении.

Согласно Закону N 120 юридические и физические лица, а также ИП могут заниматься деятельностью, подлежащей уведомлению, через пять рабочих дней после представления уведомления, если право заниматься деятельностью, подлежащей уведомлению, не было отклонено.

Декретом Президента Республики Беларусь N 7 утвержден перечень видов экономической деятельности, о начале осуществления которых субъектом хозяйствования представляется уведомление в местный исполнительный и распорядительный орган.

Вопросы уведомительных процедур в России в настоящее время регулируются Федеральным законом N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Федеральный закон N 294-ФЗ устанавливает перечень видов предпринимательской деятельности, для начала осуществления которых требуется подача уведомления. При этом постановлением Правительства Российской Федерации N 584 определен перечень работ и услуг в составе отдельных видов предпринимательской деятельности, подпадающих под уведомительную процедуру.

Постановлением N 584 утверждены Правила представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, предусматривающие порядок подачи и учета уведомлений согласно требованиям Правил регулирования торговли услугами, учреждения и деятельности, утвержденных Решением Высшего Евразийского экономического совета N 24.

Кроме того, в период пандемии коронавирусной инфекции все страны ЕАЭС использовали уведомительный порядок по отношению к субъектам бизнеса.

Государства — члены ЕАЭС по-разному подходят к гарантирующей функции уставного капитала. В Армении и Казахстане уставной капитал АО должен быть сформирован в значительном размере. Также довольно значительные требования предъявляются к минимальному размеру уставного капитала ООО в Армении. В иных странах, а также в Казахстане в отношении ООО требования к уставному капиталу в основном символические, а в некоторых случаях вовсе отсутствуют.

В России минимальный уставный капитал публичного общества должен составлять 100 000 руб. Минимальный уставный капитал непубличного общества должен составлять 10 000 руб. (ст. 26 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ).

Именно в такой сумме обязательно требуется внести денежные средства в уплату капитала.

Оплатить акции нужно после внесения в Единый государственный регистр данных о регистрации по цене не ниже их номинальной стоимости. Но в любом случае срок уплаты не может превышать один год с момента госрегистрации акционерного общества (но может быть меньше по договору о его создании).

Но есть сферы с повышенным размером минимального уплаченного уставного капитала (уставного фонда). Например, для организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции (за исключением организаций общественного питания), в г. Москва устанавливается в размере 1 000 000 руб. (подп. 4.1 п. 4 постановления Правительства Москвы от 28.12.2005 N 1069-ПП).

Одним из обязательных требований аккредитации частных агентств занятости на право осуществления деятельности по предоставлению труда работников (персонала) является наличие уставного капитала в размере не менее 1 000 000 руб. (подп. 1 п. 6 ст. 18.1 Закона РФ о занятости населения).

В Беларуси при создании коммерческой организации формируется уставный фонд этой организации в порядке, установленном законодательством, которая самостоятельно определяет размер уставного фонда, за исключением коммерческих организаций, для которых законодательством устанавливаются минимальные размеры уставных фондов (п. 1 ст. 47-1 ГК).

Минимальный размер уставного фонда устанавливается в сумме, эквивалентной: 100 БВ для ЗАО — 3200 бел. руб. (около 80 000 росс. руб.); 400 БВ для ОАО — 12 800 бел. руб. (325 000 росс. руб.) (п. 8 Положения о госрегистрации субъектов хозяйствования).

Требования к размеру уставного капитала — это один из наиболее важных факторов, от которого зависят издержки на создание общества. Соответственно, это может стимулировать либо, наоборот, препятствовать созданию таких компаний в государствах — членах ЕАЭС, что в конечном итоге приводит к преобладанию определенных организационно-правовых форм участия компаний в предпринимательской деятельности. От возможности создания АО также зависят перспективы привлечения капитала путем открытого размещения акций (при создании общества либо путем размещения дополнительных акций).

С учетом недостаточной эффективности уставного капитала как средства обеспечения интересов кредиторов предлагается при формировании организационно-правовых форм снизить требования к минимальному размеру уставного капитала.

Такая неэффективность уставного капитала в том числе как средства защиты прав кредиторов видна из практики. Так, потребители ввиду роста тарифов произвели в 2022 г. предоплату за образовательные услуги, оказываемые частной школой (на дистанционной основе). Впоследствии ввиду выявленных нарушений одна из таких организаций образования была ликвидирована в упрощенном порядке без какого-либо возврата уплаченных гражданами средств. Следует отметить, что жалобы в надзорные органы никаких результатов не принесли. Учредители организации не вернули необоснованно полученные средства населения и продолжают осуществлять в том числе образовательную деятельность посредством других организаций.

При этом государства — члены ЕАЭС и так имеют возможность установить более высокие требования к минимальному размеру уставного капитала отдельных видов (в отдельных секторах).

При этом в случае, если будет необходимо обеспечить более высокий уровень гарантий для кредиторов, участники могут предусмотреть в уставе положения о более высоком размере уставного капитала и более высокий уровень ограничений на начисление дивидендов либо распределение и выплату прибыли.

В связи с этим данные направления (по максимальному упрощению процедуры регистрации СП, снижению контрольно-надзорной нагрузки на СП, формированию законодательно утвержденного перечня разрешений и уведомлений на учреждение и деятельность СП, минимизация или оптимизация размера уставного капитала и др.) отражены в Рекомендации коллегии ЕЭК N 39.

В Рекомендации коллегии ЕЭК N 39 предусмотрен посыл по рассмотрению возможностей по применению мер государственной поддержки СП (на недискриминационной основе) при условии создания и развития локализованных производств в соответствии с законодательством каждого государства — члена ЕАЭС.

В соответствии с приложением N 2 к приложению N 16 к Договору о ЕАЭС сохраняется ряд «горизонтальных» ограничений в отношении секторов услуг.

Так, согласно п. 1 принятых государствами — членами ЕАЭС «горизонтальных» ограничений условия и порядок доступа, включая ограничения такого доступа к субсидиям и иным мерам господдержки, устанавливаются законодательством стран ЕАЭС.

В соответствии с разд. XV Договора о ЕАЭС и приложением N 16 к Договору о ЕАЭС:

любые меры, в том числе меры господдержки лиц государств — членов ЕАЭС, должны быть недискриминационными;

услуги как лизинга, так и торговли сельхозтехникой находятся в формате единого рынка услуг, где запрещены любые изъятия и ограничения; производители и сборочные производства, расположенные на территории государств-членов и являющиеся ее резидентами, не могут быть ограничены в поставке техники на равных условиях.

Несмотря на указанные правовые нормы, в настоящее время имеются перманентные ограничения доступа для продукции предприятий одних государств-членов на территории других, а именно СП, занимающихся производством сельхозтехники, к действующим программам господдержки производителей путем установления требования высокой степени локализации производства.

Такие дискриминационные меры являются барьерами, препятствующими свободному перемещению товаров, услуг, а также обеспечению равных условий и гарантий к действующим в государстве создания СП программам господдержки.

В связи с этим данное направление отражено в Рекомендации коллегии ЕЭК N 39.

В Рекомендации коллегии ЕЭК N 39 предусмотрено рассмотрение возможностей по модернизации производственной инфраструктуры, мощностей с учетом использования преимуществ единого рынка и гарантий Договора о ЕАЭС.

Серьезной проблемой экономического развития государств — членов ЕАЭС на современном этапе является незагруженность производственных мощностей (по итогам 2020 г. производственные мощности в Беларуси были загружены на уровне 70%, Казахстане — 52%, Кыргызской Республике — 50%, России — 62%).

Износ основных фондов в Армении в 2019 г. составил 41,7%, Беларуси в 2020 г. — 40,7%, Казахстане в 2020 г. — 42,8%, Кыргызской Республике в 2019 г. — 33,6%, России в 2020 г. — 38%.

Важное значение приобретают качественное технологическое обновление промышленного оборудования, модернизация производственной инфраструктуры.

По оценке ЕЭК, увеличение среднего уровня использования производственных мощностей в обрабатывающей промышленности на 10% способно привести к увеличению темпов роста объемов промышленного производства в государствах — членах ЕАЭС на 6 — 15% в зависимости от структуры национальных экономик.

Реализация данного направления возможна при условии форсированного наращивания инвестиций в рамках Союза.

Договор о ЕАЭС предоставляет соответствующие правовые условия для обеспечения прав и гарантий инвесторов.

Использование в соответствии с п. 38 приложения N 16 к Договору о ЕАЭС только преимуществ единого рынка услуг существенно снизит затраты бизнеса по модернизации производственных мощностей.

В Рекомендации коллегии ЕЭК N 39 предусмотрено создание более преференциальных условий для учреждения и деятельности СП для инвесторов государств — членов ЕАЭС (в том числе путем уменьшения или отмены требований по размеру уставного капитала СП), включая использование потенциала финансовых центров стран ЕАЭС.

В соответствии с Договором о ЕАЭС инвесторам государств — членов ЕАЭС предоставляется национальный режим и режим наибольшего благоприятствования.

Так, каждое государство — член ЕАЭС предоставляет лицам любого государства — члена ЕАЭС в отношении учреждения и деятельности режим не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый при таких же (подобных) обстоятельствах своим собственным лицам на своей территории (п. 24 приложения N 16 к Договору о ЕАЭС).

Каждое государство — член ЕАЭС предоставляет при таких же (подобных) обстоятельствах лицам любого другого государства — члена ЕАЭС, а также лицам, учрежденным ими, в отношении учреждения и деятельности на своей территории режим не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый лицам третьих государств, а также лицам, учрежденным ими (п. 29 приложения N 16 к Договору о ЕАЭС).

Ни в одном из секторов услуг и видов деятельности недопустимо ухудшение условий взаимного доступа по сравнению с условиями, действующими на дату подписания Договора о ЕАЭС, и с условиями, закрепленными в Договоре о ЕАЭС (абз. 2 п. 4 ст. 67 Договора о ЕАЭС).

Активизации инвестиционного сотрудничества государств — членов ЕАЭС будет способствовать создание для инвесторов государств — членов ЕАЭС более преференциальных условий для учреждения и деятельности, чем для инвесторов третьих стран.

При этом важное значение приобретают уменьшение или отмена требований по размеру уставного капитала СП (что, в частности, отражено в индивидуальных национальных перечнях ограничений, изъятий, дополнительных требований и условий, утвержденных Решением ВЕЭС N 112, для Российской Федерации по авиастроительным предприятиям).

Также важным фактором развития инвестиционного сотрудничества государств — членов ЕАЭС является совершенствование механизмов по финансированию совместных проектов, в том числе с использованием потенциала финансовых центров стран ЕАЭС, что предусмотрено п. 2.9 Перечня мер по повышению устойчивости экономик государств — членов ЕАЭС.

Развитие высокотехнологичных отраслей как фактор повышения конкурентоспособности государств — членов ЕАЭС является важнейшим приоритетом экономической политики стран ЕАЭС.

По итогам 2021 г. высокотехнологичные отрасли демонстрировали наиболее высокий рост.

В целях активизации развития в государствах — членах ЕАЭС высокотехнологичных отраслей распоряжением Евразийского межправительственного совета N 10 создана Комиссия по кооперации и импортозамещению в приоритетных и высокотехнологичных отраслях промышленности в рамках ЕАЭС.

Направление по стимулированию развития высокотехнологичных отраслей путем создания в рамках ЕАЭС производственных цепочек предложено Республиканской ассоциации предприятий промышленности «БелАПП» на заседании Президиума Делового Совета ЕАЭС 26.05.2022. Это направление может являться возможностью активизации инвестиционного сотрудничества государств — членов ЕАЭС по созданию СП в секторе высокотехнологичных отраслей промышленности.

В Рекомендации коллегии ЕЭК N 39 предусмотрено создание совместных инженерных центров для производства высокотехнологичной продукции с высоким уровнем добавленной стоимости. Целью создания инженерных центров является производство инновационной высокотехнологичной продукции.

Предусмотрена в Рекомендации коллегии ЕЭК N 39 и активизация деловых контактов между бизнес-структурами государств — членов ЕАЭС.

Важное значение имеют развитие сотрудничества между отраслевыми ассоциациями и заключение соответствующих меморандумов, что будет способствовать углублению взаимодействия между бизнес-структурами и развитию инвестиционного сотрудничества в части создания СП в производственных видах деятельности.

26.05.2022 на заседании Президиума Делового Совета ЕАЭС Республиканской ассоциацией предприятий промышленности «БелАПП» было предложено направление по активизации деловых контактов между бизнес-структурами государств — членов ЕАЭС. По мнению автора, данное предложение можно рассматривать как возможность активизации инвестиционного сотрудничества государств — членов ЕАЭС по созданию СП в производственных секторах услуг.

В Рекомендации коллегии ЕЭК N 39 предусмотрено обеспечение информационного сопровождения инвесторов государств — членов ЕАЭС с целью активизации создания СП в рамках Союза.

Развитие инвестиционного сотрудничества государств — членов ЕАЭС является важнейшим приоритетом евразийской интеграции.

На фоне нарастающего инфляционного давления, связанного с резким ростом стоимости энергетических ресурсов и иных сырьевых товаров, а также с разрывом логистических цепочек из-за геополитической напряженности, возрастает необходимость интенсификации интеграционных процессов в рамках ЕАЭС, углубления инвестиционного взаимодействия стран Союза.

По итогам 2021 г. прирост инвестиций в основной капитал государств — членов ЕАЭС составил 6,8%, что стало важным фактором восстановления экономического роста. Вместе с тем, по оценке ЕЭК, для достижения среднемировых значений прирост должен составлять не менее 8 — 12% в год.

Основным фактором, сдерживающим рост взаимных инвестиций в государствах — членах ЕАЭС, следует выделить административные барьеры, в частности бюрократизацию процедур взаимодействия инвесторов с госорганами, а также ограниченный доступ инвесторов к информации о планируемых к реализации и реализуемых в государстве — члене ЕАЭС инвестиционных проектах.

Пунктом 2.5 Перечня мер по повышению устойчивости экономик государств — членов ЕАЭС предусмотрено стимулирование взаимных инвестиций в экономику государств — членов ЕАЭС.

В связи с этим важное значение приобретает разработка и внедрение механизмов информационного сопровождения инвесторов государств — членов ЕАЭС на основе лучших практик в сфере сопровождения инвесторов, реализуемых в государствах — членах ЕАЭС.

В Рекомендации коллегии ЕЭК N 39 предусмотрено использование и внедрение наилучшей иностранной практики в сфере создания и деятельности СП.

Использование международной практики инвестиционного взаимодействия государств имеет важное значение для активизации сотрудничества государств — членов ЕАЭС в сфере создания СП в производственных секторах услуг.

Весьма актуальна применяемая в КНР практика поощрения государством СП в виде предоставления государством налоговых льгот в случае производства ими конкурентоспособной, экспортно ориентированной продукции.

Кроме того, совместные предприятия-экспортеры и предприятия с передовой технологией получают преимущество в предоставлении краткосрочных займов в возобновляемые фонды, других необходимых кредитов. Получаемая указанными предприятиями прибыль освобождается от подоходного налога.

Важнейшим преимуществом для деятельности иностранных инвесторов в Сингапуре являются принятые соглашения о свободной торговле с крупнейшими экономиками мира, что наряду с высокими рейтингами Сингапура позволяет беспрепятственно выходить на мировые рынки посредством учреждения компаний в Сингапуре.

В соответствии с законодательством Сингапура в стране определены упрощенные процедуры открытия бизнеса, что является важным фактором наличия в Сингапуре благоприятного делового климата.

Государства — члены ЕАЭС при использовании наилучшей практики на основании норм разд. XV Договора о ЕАЭС смогут обладать более существенным инвестиционным потенциалом и получат значительные возможности для активизации сотрудничества по созданию СП в производственных секторах услуг.

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex