Майковский Вячеслав Станиславович, заместитель начальника главного управления — начальник управления электронных систем контроля главного управления контроля реализации товаров и услуг Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь.

Василенко Дмитрий Тарасович, главный государственный налоговый инспектор управления электронных систем контроля главного управления контроля реализации товаров и услуг Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь.


04.05.2023 ООО «ЮрСпектр» провело круглый стол на тему «Электронные накладные». В ходе мероприятия Вячеслав Станиславович Майковский и Дмитрий Тарасович Василенко рассказали об актуальных и проблемных вопросах применения электронных накладных, а также ответили на вопросы участников. В обзоре приведены ответы на некоторые из них.

1. Ответственность в сфере электронных накладных

Вопрос 1: Какие меры ответственности предусмотрены в сфере электронных накладных?

Ответ: Ответственность за отсутствие электронных накладных в тех случаях, когда обязанность их составления установлена законодательно, предусмотрена ст. 13.12 КоАП и является значительной. Так, приобретение, хранение, использование в производстве, транспортировка, реализация товаров в нарушение установленного законодательством порядка (без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях сопроводительных документов, документов, подтверждающих приобретение (поступление) либо отпуск товаров для реализации, или при наличии не соответствующих действительности документов) влекут наложение штрафа в размере до 30 БВ, а на ИП или юридическое лицо — до 50% от стоимости предмета административного правонарушения, суммы выручки, полученной от реализации товаров.

Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами Комитета государственного контроля, налоговых либо таможенных органов и рассматриваются областным (городским) экономическим судом.

Напомним, что, поскольку механизм электронных накладных был новшеством для Республики Беларусь и многие субъекты хозяйствования оказались не готовы к его внедрению, МНС был предложен мораторий на применение этих мер ответственности. Поэтому до конца 2022 г. ответственность за несоставление электронных накладных не применялась. Вместе с тем с января 2023 г. установленная ст. 13.12 КоАП ответственность в полной мере будет применяться ко всем субъектам хозяйствования.

Также следует помнить, что в отношении прослеживаемых товаров у субъектов хозяйствования есть ряд обязанностей:

— представлять в налоговые органы сведения об их остатках, производстве и ввозе с территории государств — членов ЕАЭС (п. 4 Положения о функционировании системы прослеживаемости);

— указывать в электронных накладных помимо GTIN и GLN ряд обязательных реквизитов: код ТН ВЭД, установленные Совмином единицы измерения и количество товаров в этих единицах, номер и дату приходного документа, по которому был получен товар, и др. (ч. 2 и 3 подп. 2.2 п. 2 Постановления N 940).

Непредставление должностным или иным уполномоченным лицом или ИП в установленные сроки документов, отчетов, сведений или иных материалов в случаях, когда обязанность их представления предусмотрена законодательными актами, либо представление таких документов, отчетов, сведений или иных материалов, содержащих заведомо недостоверные сведения, влекут наложение штрафа в размере до 20 БВ (ст. 24.11 КоАП).

Часто субъекты хозяйствования в ситуации, когда они не успели подать необходимые сведения о прослеживаемых товарах, или при обнаружении неточности в поданных сведениях обращаются в МНС с запросом о предоставлении им возможности соответственно подать такие сведения или откорректировать их. Указанные случаи расцениваются как правонарушения (непредставление установленных законодательством сведений, представление информации, содержащей недостоверные сведения). Неуказание в электронных накладных каких-либо обязательных реквизитов по прослеживаемым товарам также расценивается как непредставление необходимых сведений. Ответственность за эти нарушения предусмотрена ст. 24.11 КоАП.

Стоит отметить, что к административной ответственности по этой статье могут быть привлечены и операторы электронного документооборота. Кроме того, для них предусмотрена ответственность в виде лишения аттестата EDI-провайдера в случае систематического нарушения предъявляемых к ним требований (абз. 3 ч. 3 п. 3 Постановления N 940). В частности, при несоблюдении провайдером сроков передачи сведений, установленных Постановлением N 11, структуры и формата сведений, установленных Постановлением N 13, непредставлении в МНС электронных накладных, неосуществлении соответствующего контроля за электронными накладными.

Вопрос 2: Перемещаем новые шины между складами, размещенными в разных районах города. Обязательно ли создаваемая при таком перемещении ЭТТН должна попадать в ПК СПТ или код ТН ВЭД можно в ней не указывать?

Ответ: Код ТН ВЭД указывать нужно, иначе организация будет привлечена к административной ответственности по ст. 24.11 КоАП.

На основании требований законодательства при осуществлении операций, связанных с оборотом прослеживаемых товаров, субъекты хозяйствования обязаны использовать электронные накладные, порядок создания, передачи и получения которых устанавливается Совмином. В частности, такие электронные накладные должны содержать ряд обязательных для функционирования системы ПК СПТ реквизитов, в том числе код ТН ВЭД (абз. 2 ч. 1 п. 14 Положения о функционировании системы прослеживаемости, ч. 2 подп. 2.2 Постановления N 940).

Поэтому независимо от того, какая конкретно хозяйственная операция по обороту прослеживаемого товара оформляется электронной накладной (внутреннее перемещение, реализация или др.), код ТН ВЭД в ней должен быть указан обязательно.

Вопрос 3: При торговле маркированной продукцией грузополучатель не подписывает электронную накладную (в т.ч. и по техническим причинам). Какая ответственность в этом случае может быть применена к грузоотправителю?

Ответ: В данном случае грузоотправитель свою обязанность по составлению электронной накладной, определенную п. 3 Положения о маркировке товаров средствами идентификации, выполнил. Поэтому ответственность, предусмотренная ст. 13.12 КоАП, к нему применяться не будет.

Вопросы у контролирующих органов возникнут к грузополучателю. Ведь без подписанной электронной накладной у него не будет в наличии документа, подтверждающего приобретение и поступление товара.

Если в момент получения товара грузополучатель по каким-то причинам не может подписать электронную накладную (например, из-за технических проблем или переоформления ЭЦП на нового сотрудника), он вправе на основании абз. 9 п. 1 Постановления N 13 создать единоличный ПУД на поступление ТМЦ. Однако такой документ будет иметь силу только при условии последующего внесения информации об этой хозоперации в систему электронного обмена данными. Поэтому для соблюдения норм законодательства грузополучатель впоследствии обязан подписать электронную накладную.

2. Порядок составления электронных накладных в отдельных случаях

Полный обзор ответов лектора читайте в ilex.