Действующее законодательство Республики Беларусь предусматривает следующие варианты реализации имущества в процедурах экономической несостоятельности (банкротства):

— по прямым договорам, т.е. конкретному покупателю без проведения торгов (если стоимость имущества (лота) не превышает 100 БВ);

— через традиционные торги («торги с молотка»);

— по конкурсу в отношении имущества сельхозорганизации, участвующей в производстве сельхозпродукции;

— через электронные торги.

Другими словами, национальное законодательство не содержит запрета на проведение публичных торгов («торгов с молотка»), а лишь предоставляет возможность выбора: электронные торги или традиционные публичные торги («торги с молотка»).

Значительные объемы имущества, реализуемого в процедурах экономической несостоятельности (банкротства), определяют значимость института электронных торгов как не только эффективного способа перераспределения собственности, но и фактора определения рыночной стоимости через баланс спроса и предложения.

История законодательного регулирования

Правовые основы и предпосылки развития институциональной среды института электронных торгов в процедурах экономической несостоятельности (банкротства) берут свое начало с принятия Закона от 13.07.2012 N 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (вступил в силу 25.01.2013) (далее — Закон о банкротстве). Так, согласно ч. 2 и 3 ст. 127 Закона о банкротстве: «Торги по продаже имущества должника, в том числе его дебиторской задолженности, могут проводиться в электронной форме. Торги в электронной форме в процедурах экономической несостоятельности (банкротства) проводятся в порядке, установленном актами законодательства».

В развитие положений Закона о банкротстве было принято постановление Минэкономики от 21.11.2012 N 100 «Об утверждении Правил проведения торгов в электронной форме в процедурах экономической несостоятельности (банкротства)» (далее — Постановление N 100) (на сегодняшний день оно утратило силу).

Особенностями Постановления N 100 являлись:

1) отсутствие каких-либо требований к электронным торговым площадкам (ЭТП), включая серверное оборудование, собственный софт, наличие квалифицированного персонала;

2) возможность принятия задатка организатором торгов — ЭТП;

3) общая ориентация алгоритма и набора документов при проведении электронных торгов на публичные открытые «торги с молотка». То есть возможность продажи предмета торгов только методом «на повышение»;

4) возможность, в случае отказа или уклонения победителя электронных торгов от подписания протокола и (или) договора купли-продажи, возмещения затрат, связанных с организацией и проведением торгов, приобретения их предмета участником, предложившим наиболее высокую цену по сравнению с ценой, предложенной другими участниками, за исключением победителя торгов.

Первые результативные электронные торги в процедурах экономической несостоятельности (банкротства) были проведены ЗАО «Белреализация». Так, 17.07.2014 была продана сельхозтехника с увеличением начальной цены на 35%.

Принятие Закона о банкротстве и Постановления N 100 явилось отправной точкой формирования системы профессиональных участников рынка услуг по организации электронных торгов.

Среди предпосылок перехода к торгам «методом повышения или понижения начальной цены» можно назвать:

правовые. Принятие новой редакции постановления Совмина от 29.07.2006 N 967 (ред. от 14.12.2018) «Отдельные вопросы Министерства экономики Республики Беларусь» (вместе с «Положением о Министерстве экономики Республики Беларусь»). Так как новая редакция называет новую функцию Минэкономики: «устанавливает порядок организации и проведения электронных торгов по продаже имущества в процедурах экономической несостоятельности (банкротства), а также требования к юридическим лицам, уполномоченным на проведение электронных торгов по продаже имущества в этих процедурах» (абз. 12 подп. 5.7 п. 5 Положения о Минэкономики);

экономические. Анализ практики судопроизводства показал, что в 95% случаев все первые электронные торги (по действовавшей методике, то есть по начальной цене) являются нерезультативными. Вследствие этого существенно затягиваются сроки завершения дел о банкротстве, не обеспечивается процессуальная и материальная экономия (имущество в отдельных случаях реализуется годами).

Учитывая, что Закона о банкротстве содержит соответствующее изъятие для торгов в электронной форме, а также вышеназванные правовые и экономические предпосылки, было принято решение разработать проект постановления, содержащий особенные для электронных торгов нормы, отличные от общего порядка проведения торгов. Итог — принятие постановления Минэкономики от 01.04.2019 N 9 «Об электронных торгах по продаже имущества в процедурах экономической несостоятельности (банкротства)» (вместе с «Инструкцией о порядке организации и проведения электронных торгов по продаже имущества в процедурах экономической несостоятельности (банкротства)» (далее — Инструкция)) (далее — Постановление N 9). Оно вступило в силу 13.11.2019.

Особенности Постановления N 9:

— не предусматривает переходных положений. То есть с 13.11.2019 электронные торги необходимо проводить в соответствии с Инструкцией, в том числе в отношении имущества, ранее продаваемого на электронных торгах в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением N 100. Фактически это означает, что нельзя выставить на электронные торги имущество, стоимость которого ранее снижалась собранием (комитетом) кредиторов в ходе проведения «торгов с молотка». Имущество должно выставляться по первоначальной оценке;

— РУП «Информационный центр Министерства экономики Республики Беларусь» размещает в глобальной компьютерной сети Интернет на сайте список юрлиц, предлагающих услуги по проведению электронных торгов по продаже имущества в процедурах экономической несостоятельности (банкротства) (п. 2.2 Постановления N 9).

Особенности нового порядка проведения торгов в электронной форме:

— в классическом понимании не являются «голландским» аукционом (алгоритм будет описан ниже);

— проводятся без создания комиссии, так как осуществляются в виртуальном пространстве;

вводится новый метод продажи имущества на электронных торгах: если никто не сделал предложение на повышение в течение первого часа торгов, то цена будет идти вниз. Либо пока кто-то не сделает предложение о покупке (если будет несколько покупателей, цена будет снова идти на повышение), либо до того, как сработает минимальная цена продажи на данном этапе (т.е. никто не сделает ставок и торги признаются несостоявшимися);

— вводится понятие «минимальная цена» — цена, ниже которой лот не может быть продан. Правом установления минимальной цены наделяется собрание (комитет) кредиторов, вынесение судебного определения не требуется;

— вводится пороговое значение минимальной цены, а также разъясняется, что минимальная и начальная цены не могут совпадать (письмо Минэкономики от 05.11.2019 N 13-02-08/9531 «О порядке организации и проведения электронных торгов по продаже имущества в процедурах экономической несостоятельности (банкротства)»);

конкретизируются сроки проведения электронных торгов: время проведения — с 9.00 до 16.00 с возможностью продления в оговоренном случае;

основаниями признания электронных торгов несостоявшимися определены следующие случаи: подана заявка на участие в торгах одним участником либо не подана ни одна заявка; не сделано ни одной ставки за время проведения торгов;

— результаты электронных торгов размещаются в свободном доступе для посетителей сайта в течение не менее 6 месяцев со дня завершения торгов.

Алгоритм электронных торгов «методом повышения или понижения цены»:

1) снижение цены начинает происходить в случае, если в течение первого часа торгов (с 9.00 до 10.00) никто из участников не сделал ставку на повышение;

2) снижение цены осуществляется равными долями в начале каждого часа. Так, для первых электронных торгов цена может быть снижена до 40% от первоначальной (оценочной) стоимости, а на вторых возможно снижение до 80%;

3) торги на понижение запускаются только при условии подачи заявки на лот и поступления задатков как минимум от двух участников;

4) в случае подачи заявки и поступления задатка только от одного лица (один участник) торги признаются несостоявшимися и предмет торгов может быть продан единственному участнику по цене, увеличенной на 5%;

5) в случае если на торги по лоту зарегистрировано два и более участника, но никто не сделал ставку на лот, то на следующие электронные торги предмет выставляется по первоначальной цене.

Сравнительный анализ электронных и публичных торгов с позиции сроков осуществления процедур банкротства показывает следующее.

Закон о банкротстве предусматривает, что начальная цена имущества должника, выставляемого на повторные торги, может быть снижена судом по ходатайству управляющего:

— не более чем на 10% — без согласия собрания (комитета) кредиторов при проведении первых повторных торгов;

— не более чем на 50% — с согласия собрания (комитета) кредиторов при проведении вторых и третьих повторных торгов;

— более чем на 50% — с согласия собрания (комитета) кредиторов при проведении четвертых и последующих повторных торгов.

Соответственно, традиционные торги по Закону о банкротстве могут проводиться четыре и более раза до снижения цены на более чем 50%. Процессуальные сроки в такой ситуации могут «растягиваться» от 6 до 12 месяцев.

На электронных торгах имущество может быть выставлено на продажу с дисконтом до 80% в течение 75 дней (30 дней для первых торгов и не более 45 дней до вторых).

Первые успешные электронные торги по новой методике были проведены на ЭТП РУП «Информационный центр Министерства экономики Республики Беларусь».

На заметку
Основными преимуществами реализации имущества на данной торговой площадке являются:
— интеграция площадки с порталом ГИР ИС «Единый государственный реестр сведений о банкротстве» (далее — Реестр). Эта опция является уникальной и на текущий момент реализована только на данной ЭТП, что позволяет обеспечить автоматическое формирование черновика публикации о проведении торгов на портале Реестра. Так, после размещения информации о лотах на ЭТП и до запуска аукциона сведения о таких лотах в автоматическом режиме поступают в личный кабинет управляющего на портале Реестра. Это существенно снижает трудозатраты в формировании текстов извещений о проведении торгов;
— взаимодействие с лизинговыми компаниями. Механизм процесса выглядит следующим образом. Заинтересованное в приобретении лота лицо, не имеющее в достаточном количестве средств, обращается в лизинговую компанию, которая при наличии определенных условий приобретает объект на ЭТП в интересах такого лица. При этом срок принятия решения о финансировании покупки, как правило, составляет 1-2 дня;
— наличие квалифицированного персонала;
— наличие положительного опыта работы;
— мультивалютная мобильность, опыт работы с нерезидентами. Покупателями имущества на ЭТП являлись резиденты Украины, Молдовы, Литвы, Латвии, Эстонии, Голландии, Казахстана.

Очевидно, что алгоритм таких торгов в сочетании с проводимыми рекламно-маркетинговыми мероприятиями позволяет максимально быстро реализовать имущество и привлечь максимальное количество покупателей для участия в торгах. А также сформировать окончательную цену продажи имущества в соответствии с запросами и ожиданиями участников рынка.

Первые итоги и возникающие сложности 

1. Неготовность кредиторов выставлять имущество на торги «на понижение» со значительным дисконтом.

2. Опасения управляющих за возможные последствия выставления имущества на торги без вынесения судебного акта, устанавливающего минимальную цену.

3. «Нежелание» судов устанавливать определением суда минимальную цену имущества. Вынесение такого определения не предусмотрено процессуальным законодательством и Законом о банкротстве.

4. Несоответствие формы и набора сведений, указываемых в извещении о проведении традиционных торгов и электронных торгов.

5. Фактически Постановление N 9 прописывает норму «приведи друга — и торги запустятся на понижение».

6. Наличие права и возможности у продавца снять лот с торгов в любое время до момента их начала без объяснения причин. Порядок снятия имущества с электронных торгов не урегулирован нормами Постановления N 9.

Имеется и ряд так называемых технических сложностей:

— в ряде случаев фактическим владельцем торговой площадки является либо управляющий, либо аффилированные с ним лица (близкие родственники). При этом имущество должников, в отношении которых данный управляющий исполняет свои обязанности, реализуется именно на таких площадках, а сумма вознаграждения площадки несоразмерна с предложениями конкурентной среды. Например, 10% от стоимости лота, а не 3%, как в среднем по рынку;

— управляющим формируется один лот, включающий наиболее ликвидные объекты имущества. При этом каждый объект, включаемый в этот «единый лот», может быть продан при реализации отдельно с существенным повышением цены. Итогом таких «прозрачных» электронных торгов является многократное снижение стоимости имущества с последующей продажей «нужному» покупателю;

— отсутствие у ряда площадок лиц, располагающих на базовом уровне знаниями законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве). Телефонные переговоры с представителями ряда торговых площадок свидетельствуют о полном отсутствии понимания самой процедуры банкротства и невозможности дать ответы на элементарные вопросы;

— отсутствие опции «торги на понижение», что напрямую противоречит требованиям действующего законодательства;

— отсутствие четко регламентированной и доступной шкалы вознаграждения для всех заинтересованных лиц. В ряде случаев имеет место формирование «договорных тарифов», уровень которых зависит от различных ситуаций;

— низкий уровень маркетинговых сервисов и отсутствие продвижения в интернете и социальных сетях. Результатом такой ситуации является выставление управляющим имущества на торги на «дружественную» площадку, количество посетителей которой стремится к нулю. Итогом таких торгов является ничем не обоснованное снижение стоимости и приобретение имущества «нужными» людьми.

Перспективы развития

С учетом вышеизложенного перспективными направлениями развития института электронных торгов и инструментария их организации представляются:

1. Создание маркетплейса для электронных торгов путем агрегации данных о торгах и их результатах на портале Реестра.

2. Интеграция торговых площадок с порталом Реестра в целях получения автоматического фидбэка о реализуемых и реализованных объектах.

3. Выстраивание системы аналитики, позволяющей систематизировать данные о процедурах торгов в стране.

4. Создание на портале Реестра личных кабинетов операторов торговой площадки в целях ускорения оплаты публикаций о проведении торгов и присоединения дополнительных опций (например, проверка данных о том, числится ли имущество в залоге).

5. Создание на портале Реестра опции «кабинет судьи» в целях усиления судебного контроля за ходом осуществления процедур банкротства (соответствующие договоренности уже документально оформлены соглашением об обмене информацией).

Например, концептуальный подход к реализации маркетплейса предполагает создание отдельной платформы-агрегатора, на которой будут отображаться в едином формате все виды имущества, реализуемые всеми торговыми площадками в процедурах банкротства. Данное мероприятие позволит создать единую точку доступа всех заинтересованных, обеспечить единый регламент торговых операций, расширить набор сервисов для пользователя и ускорить торговые процедуры.

Интеграция торговых площадок с порталом Реестра не только решает вопрос защиты добросовестных профессиональных участников рынка электронных торгов, но и позволит сформировать аналитику по торгам в стране. Механизм реализации — закрепление обязанности интеграции торговых площадок с порталом Реестра путем внесения соответствующих изменений в Постановление N 9.

Определенные шаги в реализации обозначенных выше перспективных направлений развития электронных торгов уже частично претворены в жизнь.

Так, Минэкономики было организовано проведение правового мониторинга Постановления N 9. Цель — анализ практики его применения, эффективности правового регулирования им общественных отношений.

По результатам правового мониторинга было отмечено, что при корректировке норм Постановления N 9 целесообразно учесть предложение об интеграции торговых площадок с Реестром как обязательный критерий включения торговых площадок в соответствующий список. Урегулирование данного вопроса позволит обеспечить прозрачность процедур электронных торгов; формирование достоверной статистической и аналитической информации о торгах и их результатах в целях принятия решений о совершенствовании норм законодательства; доступность информации в Реестре.

Справочно
Под интеграцией ЭТП с сайтом понимается организация обмена информацией о выставляемых на торги лотах и результатах торгов между порталом Реестра и торговой площадкой посредством использования набора готовых классов, процедур, функций, структур и констант, предоставляемых приложением или операционной системой для использования во внешних программных продуктах (по принципу «система-система») через защищенные каналы связи в соответствии с регламентом технического обмена, определяемым оператором Реестра.

Также следует отметить, что законодатель предлагает еще более прогрессивную схему, подходы к которой изложены в проекте Закона «О разрешении неплатежеспособности». Он также был вынесен на общественное обсуждение.

Так, ст. 94 законопроекта четко определяет следующее:

— электронный аукцион проводится методом повышения или понижения начальной цены;

— срок проведения электронного аукциона — 25 дней;

— при наличии заявок на приобретение предмет аукциона первые пять дней предлагается к продаже по начальной цене с применением метода повышения начальной цены, при котором начальная цена повышается с объявленным шагом;

— при отсутствии ставок в первые пять дней аукциона начальная цена имущества должника, предложенного к продаже, снижается на:

20% — с 6-го дня проведения электронного аукциона;

40% — с 11-го дня;

60% — с 16-го дня;

80% — с 21-го дня.

Представляется, что такие инновации позволят коренным образом изменить сроки реализации имущества и, по мнению автора, сократить процессуальные сроки осуществления производств по делам об экономической несостоятельности (банкротстве) как минимум на несколько месяцев.