Словосочетание fake news («фейк ньюс») буквально обозначает «поддельные новости». В последнее десятилетие фейковые новости все чаще встречаются на просторах интернета. Иногда они могут быть забавными и вызывать улыбку. Например, как первоапрельские розыгрыши в СМИ. А иногда они вызывают негативные эмоции или могут стать причиной печальных последствий для карьеры участников такой новости, например в ходе предвыборных кампаний.

Интересный факт

В 2017 году Словосочетание fake news получило приз в номинации «Word of the Year»  («Слово года») по версии британского издательства HarperCollins, которое выпускает толковый словарь английского языка Collins English Dictionary. Collins English Dictionary определяет fake news как «ложную, часто сенсационную информацию, распространяемую под видом новости».

Подробнее см.: Названо слово года, Фальшивые новости 

Примеры fake news

Примером fake news является новость о смерти в мае 2017 г. белорусской писательницы, лауреата Нобелевской премии по литературе Светланы Алексиевич, которую распространил итальянский журналист Томмассо Дебенедетти. Считалось, что первоисточником информации стала Министр культуры Франции Франсуаза Ниссен. Она сообщила в своем Twitter о смерти писательницы. Позже выяснилось, что аккаунт в соцсети не принадлежит чиновнику. Сообщение было удалено. Томмассо Дебенедетти признался, что создал фейковую новость, чтобы посмотреть на реакцию правительства, которое без всяких проверок внесло аккаунт в список официальных страниц. Он подчеркнул, что твит о смерти Алексиевич показал, как СМИ, которые не проверяют достоверность информации, становятся жертвами фальшивых новостей.

См. Министр культуры Франции Франсуаза Ниссен сообщила на своей странице в Twitter о смерти Нобелевского лауреата 2015 года Светланы Алексиевич

Еще один пример fake news — трагические события в ТЦ «Зимняя вишня» в марте 2018 г. Ежечасно на лентах информационных ресурсов появлялись пугающие цифры в 100, 200 и 300 погибших в пожаре.

См.: Фейк о «300 погибших» в Кемерово запустил украинский пранкер

Рассмотрим, как разные страны пытаются решить проблему проникновения «Fake news» в нашу жизнь на правовом уровне.

Anti-fake news Act Малайзии

Одной из первых стран в мире, предпринявших попытку ввести и реализовать идею по предупреждению средствами уголовного закона проблемы fake news, стала Малайзия. 11 апреля 2018 г. вступил в силу Anti-fake news Act 2018 (Act 803).

Под «Fake news» согласно Anti-fake news Act Малайзии предлагается понимать любые новости, информацию, сведения и отчеты, которые являются или полностью, или частично ложными, будь они в формате журнальной или газетной статьи, или телевизионной программы, видео- или аудиозаписи, или же в любом ином формате, способном передавать слова и мысли.

Под публикацией законодатель предлагает понимать:

(a) любую письменную публикацию, а равно любую иную публикацию, обладающую аналогичными с письменной публикацией свойствами, а также любое копирование, полное или частичное воспроизведение такой публикации;

(b) любую публикацию, изготовленную цифровым, электронным, магнитным или механическим способом, а равно полное или частичное копирование таких публикаций.

Anti-fake news Act Малайзии применяется в ситуации, если распространение фейковых новостей посягает на интересы Малайзии или затрагивает права лиц, являющихся гражданами Малайзии.

Ответственность за «Fake news» согласно Anti-fake news Act Малайзии

Anti-fake news Act предусматривает уголовную ответственность для всякого лица, которое любыми способами, действуя злонамеренно, создает, предлагает, издает, печатает, поставляет, передает или распространяет любые фейковые новости или публикации, содержащие такие новости.

Суду предоставлено право назначить одно из следующих уголовных наказаний:

— штраф в размере до 500 000 ринггитов  (если исчислять из официального курса НБ РБ на 19 сентября 2019 г. (1 ринггит = 0,49887 бел.руб.), сумма составит 249 435 бел. руб. (дата обращения: 19.09.2019);

— лишение свободы на срок до 6 лет;

— оба указанных наказания единовременно.

Если нарушитель после осуждения продолжает совершать подобные преступления, суд может назначить штраф в размере не более 3 000 ринггитов (1496.61 бел.руб.) за каждый день, следующий за днем осуждения.

Исходя из обстоятельств конкретного дела, суд может, помимо основного наказания обязать нарушителя принести извинения лицу, пострадавшему от распространения «Fake news». Порядок и форму принесения извинения суд определяет самостоятельно. Если нарушитель не исполнит это обязательство, он несет ответственность, в том числе, за неуважение к суду.

Anti-fake news Act Малайзии закрепляет обязанность лиц, имеющих в своем распоряжении или владении публикацию, содержащую фейковые новости, немедленно удалить такую публикацию. Иначе им грозит наказание в виде штрафа в размере до 100 000 ринггитов (49887 бел.руб.). В случае же, если нарушитель после назначения наказания не удаляет фейковую публикацию, он может быть оштрафован на сумму до 3 000 ринггитов за каждый день, следующий за днем вынесения приговора.

Уголовная ответственность по Anti-fake news Act Малайзии  предусмотрена и для лиц, которые прямо или косвенно финансируют распространение «Fake news» .

Особенностью Anti-fake news Act Малайзии является установление корпоративной уголовной ответственности за распространение фейковых новостей. Так, в случае, если преступление совершает юрлицо, то лицо, которое во время совершения преступления являлось директором, исполнительным директором, менеджером, секретарем или занимало аналогичную должность в системе управления корпорацией, может быть привлечено к уголовной ответственности как самостоятельно, так и непосредственно с юрлицом в рамках единого судебного разбирательства.

Пример применения Anti-fake news Act Малайзии

30 апреля 2018 г. состоялся первый приговор в отношении подданного Дании Salah Salem Saleh Sulaiman, который в сети YouTube разместил ролик, содержащий ложные данные о времени прибытия сотрудников полиции во время инцидента со стрельбой на улицах Куала-Лумпура. Виновный указывал, что полиция ехала на выезд около 50 минут, а в действительности время прибытия первого экипажа составило 8 минут.

Справочно
Источник: Fake News как объект уголовно-правовой регуляции: опыт Малайзии А.Д. Щербаков

Anti-fake news Act 2018 (Act 803). Текст нормативного документа доступен по ссылке 

Борьба с фальшивыми новостями в Законе о Facebook Германии

Германия также находится в числе первых стран, которые на законодательном уровне ввели санкции за распространение непроверенной информации. Причиной этому послужили грядущие выборы и печальный опыт США.

30 июня 2017 г. был принят Закон «Об улучшении правоприменения в социальных сетях»  Net Enforcement Act (NetzDG). Его также называют Закон о Facebook. Он направлен на борьбу с фейками, диффамацией и языком вражды в интернете.

Net Enforcement Act заработал с 1 января 2018 года. Он обязал соцсети с более чем 2 миллионами зарегистрированных пользователей следить за своим контентом. На сегодня Правительство ФРГ выбрало 7 таких сетей: Facebook, YouTube, Instagram, Twitter, Google+, Pinterest и Soundcloud. Если соцсеть на жалобу не реагирует и подобный случай не единичный, компании-владельцу грозит до 50 миллионов евро штрафа.

Закон направлен на борьбу с недостоверной информацией в социальных сетях. При этом соцсетями признаны «провайдеры телекоммуникационных услуг, которые в коммерческих целях используют интернет-платформы, предназначенные для обмена контентом среди пользователей, или для его опубликования». Под регулирование не подпадают маленькие социальные сети, так как согласно закону, такая интернет-платформа должна иметь более 2 миллионов зарегистрированных пользователей на территории Германии.

Закон не распространяется на сайты с журналистским или редакционным контентом, а также на платформы для индивидуального общения и платформы для распространения «специфического контента». Таким образом, под действие закона не подпадают комментарии под журналистскими публикациями, электронные почтовые сервисы, Telegram, а также разные Интернет-ресурсы для поиска и установления деловых контактов, например, LinkedIn.

Закон не определяет новые термины незаконного контента. Он устанавливает порядок применения существующих норм Уголовного кодекса к соцсетям.

Основания для блокирования контента согласно Закону о Facebook Германии

Контент, который администрации социальных сетей необходимо будет заблокировать, в зависимости от объекта преступления, можно условно разделить на две группы:

1) посягательство на государство и общественный порядок или нарушение прав отдельного человека:

— публикации, которые содержат пропагандистские материалы и знаки антиконституционных организаций. Согласно Уголовному кодексу Германии такими организациями являются партии или объединения, которые выступают против конституционного строя или против идеи взаимопонимания между народами, а также организации, пропагандирующие нацизм;

— материалы, которые пропагандируют серьезные акты насилия или являются руководством по совершению таких актов. Серьезные акты насилия в данном случае, согласно Уголовному кодексу Германии — преступления против жизни – убийства, а также преступления против личных свобод – похищение или захват заложников;

—  публичные призывы к совершению преступлений, распространение ложной информацию, оскорбление вероисповеданий, религиозных обществ и мировоззренческих объединений, а также распространение детской порнографии;

2) преступления против отдельного человека. Например, оскорбление личности, клевета, нарушение неприкосновенности частной жизни и угрозы.

Жалобы на незаконный контент

Сотрудник соцсети должен незамедлительно принять к сведенью жалобу и проверить, является ли указанный контент незаконным. Для принятия решения о блокировке или удалении незаконного контента установлено 24 часа . Более длительный срок для удаления фейковой информации допускается по соглашению с компетентным правоохранительным органом.

Доступ ко всему незаконному контенту должен быть заблокирован в течение 7 дней с момента получения жалобы. 7-дневный срок может быть продлен в двух случаях:

1) решение о незаконности контента зависит от ложности фактического утверждения;

2) администрация соцсети приняла решение обратиться к органу саморегулирования относительно вопроса незаконности контента и согласилась принять решение такого органа.

Законом предусмотрен срок для хранения удаленного контента в качестве доказательств. Администрация соцсетей должна хранить его 10 недель.

Соцсети, которые получили более 100 жалоб о нелегальном контенте за календарный год, должны каждое полугодие подавать Правительству отчет об удаленном контенте на немецком языке. Этот отчет публикуется в правительственной газете и на сайте соцсети.

 Французские законы о борьбе с манипулированием информации

На французском для обозначения ложных новостей используется термин «infox» — сокращение от «информация» и «интоксикация». Во Франции над проблемой борьбы с фейковыми новостями в серьез задумались после многочисленных вбросов ложной информации во время предвыборной кампании на Президентских выборах 2017 года. Так, например, Марин Ле Пен удалось разнести ложный слух, которым поделились тысячи раз за несколько часов, о существовании у Эммануэля Макрона банковского счета на Багамах, или о том, что его предвыборная кампания финансировалась Саудовской Аравией. Через некоторое время после избрания президент Макрон, в присутствии Владимира Путина, обвинил два СМИ, принадлежащих российскому государству (Russia Today и Sputnik) в том, что они распространяли недостоверные новости во время его предвыборной кампании с целью повлиять на исход выборов.

Справочно
Подобные явления имели место во многих государствах и усиливались в период предвыборных дебатов. В связи с этим ЕвроСоюз и Совет Европы дали рекомендации о принятии закона против fake news. Некоторые СМИ, в силу этических обязательств, стали применять инструменты fact-checking (проверки фактов), чтобы иметь возможность отличать настоящие новости от ложных.

В последствии 22 декабря 2018 г. во Франции приняты законы о борьбе с манипулированием информацией:

Закон № 2018-1202 от 22 декабря 2018 г. о борьбе с манипулированием информацией (LOI № 2018-1202 du 22 décembre 2018 relative à la lutte contre la manipulation de l’information) .

—  Органический закон № 2018-1201 от 22 декабря 2018 года о борьбе с манипулированием информацией  (LOI organique № 2018-1201 du 22 décembre 2018 relative à la lutte contre la manipulation de l’information).

Законы направлены на борьбу с манипулированием информацией в эпоху цифровых технологий и на предотвращение распространения фальшивых новостей в периоды предвыборных кампаний. Они позволяют кандидатам на выборах подать в суд в целях удаления противоречивых новостных сообщений в период выборов, а также заставят платформы, такие как Facebook и Twitter, раскрыть источник финансирования рекламного контента.

Наряду с принятыми в декабре 2018 г. законами во Франции уже действовали:

— Закон от 29 июля 1881 г. «О свободе прессы», который предусматривает наказание за распространение недостоверных сведений, которые могут нанести ущерб «общественному спокойствию», а также устанавливает право на ответ для лица, о котором говорилось в публикации.

В законе указано, что за недобросовестные публикации, распространение или воспроизведение любым путем ложных, сфабрикованных и фальсифицированных сообщений, равно как и сообщений, ложно приписываемых третьим лицам, вызвавших нарушение общественного спокойствия либо имевших возможность привести к такому результату, предусмотрено наказание в виде штрафа в 45 000 евро. Те же действия наказываются штрафом в 135 000 евро, если распространение или воспроизведение недобросовестных публикаций могли по своей природе подорвать дисциплину или моральный дух армии или воспрепятствовать военным усилиям нации.

— Избирательный кодекс, статья L97 которого гласит, что «те, кто с помощью недостоверных новостей, клеветы или других мошеннических действий получат или присвоят голоса, убедят одного или нескольких избирателей воздержаться от голосования, будут заключены в тюрьму сроком на один год и заплатят штраф в размере 15 000 евро».

Законодательство Франции закрепляет право подавать жалобы на клевету или посягательство на частную жизнь в целом. Эти нормы также позволяют бороться с рядом недостоверных сведений. В случае выявления недостоверных фактов, можно подать иск гражданскому судье по срочным вопросам. Сложность подачи жалобы заключается в том, что зачастую невозможно идентифицировать автора сфабрикованной новости.

Закон Филиппин о злонамеренном распространении ложных сведений

В июне 2017 г. в Филиппинах  принят Закон «О злонамеренном распространении ложных сведений и других связанных с этим нарушениях». Закон содержит определение ложной информации. К ней относится информация, «вызывающая панику, хаос, разногласия, насилие или ненависть, а также информация, содержащая элементы пропаганды с целью очернить или дискредитировать человека».

Ответственность. Нарушение вышеуказанного закона влечет за собой штраф в размере до 100 000 долларов или заключение под арест до 5 лет.

Закон о фейках и ответственность за публикацию фейковых новостей в России

18 марта 2019 года Президент РФ Владимир Путин подписал два закона, регулирующих вопросы борьбы с распространением недостоверной информации:

Закон о фейках. Федеральный закон Российской Федерации от 18.03.2019 N 31-ФЗ «О внесении изменений в статью 15.3 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (Закон N 31-ФЗ). Закон N 31-ФЗ вступил в силу 29.03.2019.

Закон о штрафах за фейковые новости. Федеральный закон Российской Федерации от 18.03.2019 N 27-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (Закон N 27-ФЗ). Закон N 27-ФЗ вводит в КоАП нормы об ответственности за публикацию фейковых новостей. Закон N 27-ФЗ вступил в силу 18.03.2019.

Под действие Закона N 31-ФЗ подпадают не любые ложные новости, а только те, которые соответствуют ряду критериев. Это новости, которые:

— не соответствуют действительности;

— распространяются под видом достоверной информации;

— являются общественно значимой информацией;

— создают угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи.

Ответственность по Закону о штрафах за фейковые новости в России

В Законе N 27-ФЗ за публикацию фейковых новостей предусмотрены административные наказания. Некоторые из них указаны в таблице.

Ответственность за распространение недостоверной информации
Нарушение Граждане Юрлица Должностные лица
Распространение в СМИ, а также в информационно-телекоммуникационных сетях заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений, если эти действия лица, распространяющего информацию, не содержат уголовно наказуемого деяния  (ч. 9 ст. 13.15 КоАП РФ) От 30 000 до 100 000 руб. с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой От 200 000 до 500 000 руб. с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой От 60 000 до 200 000 руб
Распространение недостоверной информации, которое  повлекло создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи и если эти действия лица, распространяющего информацию, не содержат уголовно наказуемого деяния (ч. 10 ст. 13.15 КоАП РФ) От 100 000 до 300 000 руб. с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой От 300 000 до 600 000 руб. От 500 000 до 1 млн руб. с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой
Распространение недостоверной информации, которое повлекло смерть человека, причинение вреда здоровью человека или имуществу, массовое нарушение общественного порядка и (или) общественной безопасности, прекращение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи (ч. 11 ст. 13.15 КоАП РФ) От 300 000 до 400 000 руб. с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой От 600 000 до 900 000 руб От 1 млн до 1,5 млн руб. с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой

Возбуждать дела по поводу фейковых новостей будут органы полиции. Они должны будут сообщить об этом в органы прокуратуры в течение 24 часов. А сами дела будут рассматривать суды.

Справочно
В России распространители информации, в том числе соц.сети, обязаны руководствоваться законодательством РФ, в частности:

— Федеральным законом РФ от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;
— Федеральным законом РФ от 29.12.2010 N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Ответственность за fake news в Беларуси

В Беларуси нормы, предусматривающие понятие недостоверной информации и ответственность за ее распространение, вступили в силу с 1 декабря 2018 г. Изменения и дополнения были внесены:

—  в Закон о СМИ — Законом от 17.07.2018 N 128-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь».

КоАП — Законом от 17.07.2018 N 129-З «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях».

Согласно обновленному Закону о СМИ к недостоверной информации относятся не соответствующие действительности информационные сообщения и (или) материалы, распространяемые <*>:

— СМИ;

— интернет-ресурсом.

В Беларуси введен запрет на распространение недостоверной информации, которая может причинить вред государственным или общественным интересам, посредством <*>:

— интернет-ресурса;

— сетевого издания.

Данный запрет распространяется на:

владельца интернет-ресурса — юридическое или физическое лицо, в том числе ИП, реализующее права владения, пользования и (или) распоряжения интернет-ресурсом <*>.

владельца сетевого издания. Таковым является владелец интернет-ресурса, прошедшего госрегистрацию в порядке, установленном Законом о СМИ <*>.

Справочно
СМИ определено как форма периодического распространения массовой информации с использованием печати, вещания теле- или радиопрограммы, глобальной компьютерной сети Интернет, а также сетевое издание как форма распространения массовой информции с использованием глобальной компьютерной сети Интернет
<*>.

Под интернет-ресурсом согласно Закону о СМИ следует понимать  интернет-сайт, страницу интернет-сайта, форум, блог, приложение для мобильного устройства, иной информационный ресурс (его составная часть), размещенный в глобальной компьютерной сети Интернет, посредством которых распространяется массовая информация <*>.

К сетевым изданиям относятся интернет-ресурсы, прошедшие госрегистрацию в порядке, установленном Законом о СМИ <*>.

В Беларуси, в том числе, действует запрет на распространение в СМИ и на интернет-ресурсах <*>:

— информации, направленной на пропаганду войны, экстремистской деятельности или содержащей призывы к такой деятельности;

— порнографии, насилия и жестокости, в том числе пропагандирующей или побуждающей к самоубийству;

— другой информации, распространение которой способно нанести вред национальным интересам Республики Беларусь или запрещено белорусским законодательством.

Ответственность за распространение недостоверной информации в Беларуси

В КоАП с 1 декабря 2018 г. внесены следующие нормы об ответственности за нарушение законодательства о СМИ. 

Ответственность за распространение недостоверной информации с 01.12.2018
Нарушение Ответственность
Распространение СМИ информации, распространение которой запрещено в СМИ в соответствии с законодательными актами *(подп. 3-1 ст. 22.9 КоАП) Штрафа на юрлицо в размере до 200 БВ
Распространение владельцем интернет-ресурса, не зарегистрированного в качестве сетевого издания, информации, распространение которой запрещено на интернет-ресурсах в соответствии с законодательными актами *(подп. 3-2 ст. 22.9 КоАП) Штраф в размере до 20 БВ, а на юрлицо — до 100 БВ

 

 Указанные меры не применяются, если ответственность за распространение информации предусмотрена иными статьями Особенной части КоАП.