10.08.2019 вступило в силу постановление Совмина от 05.08.2019 N 515 (далее – постановление N 515). Им внесены изменения в ряд постановлений Совмина, касающихся организации работы МНС и проведения налоговых проверок, а также иных вопросов налогообложения. Рассмотрим корректировки по некоторым из таких постановлений и положений, утвержденных ими.

Что изменилось в постановлении N 1592 о вопросах МНС

 Внесены редакционные правки в постановление Совмина от 31.10.2001 N 1592, а также корректировки в утвержденное им положение о МНС <*>.

В частности, скорректированы функции министерства <*>.

Исключена такая функция, как организация деятельности инспекций МНС по ведению реестра коммерческих организаций и ИП с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере. Это связано с утратой силы Указа N 488 и прекращением действия данного реестра.

Появилась новая функция: заключение соглашения о ценообразовании с плательщиками, указанными в п. 1 ст. 98 НК.

Напомним, с 2019 года организации, включенные в перечень крупных плательщиков и (или) совершившие анализируемые сделки в сумме более 2 000 000 белорусских рублей (без учета НДС, акцизов), вправе обратиться в МНС с заявлением о заключении соглашения о ценообразовании. Оно представляет собой соглашение о порядке определения цен для целей налогообложения и (или) применения методов определения рыночных цен <*>.

Кроме того, в новой редакции изложен п. 6 положения о МНС, определяющий права МНС. Их перечень стал меньше (вместо 25 пунктов осталось 6) за счет того, что появилась отсылочная норма на ст. 107 НК. Именно в ней подробным образом и перечислены права налоговых органов и их должностных лиц.

Отметим, что в новой редакции также изложено приложение 2 к положению о МНС. Это перечень НПА, принимаемых МНС на основании и во исполнение актов большей юридической силы.

Что изменилось в постановлении N 48 о налоговых постах

 Внесены редакционные правки в постановление Совмина от 20.01.2004 N 48, а также корректировки в утвержденное им положение, касающееся порядка создания и организации работы налоговых постов (далее – положение о налоговых постах) <*>.

Напомним, налоговый пост – одна из форм осуществления налогового контроля. Право на его создание имеют налоговые органы <*>.

В частности, в новой редакции изложено определение налогового поста <*>.

Теперь под налоговым постом понимается нахождение должностных лиц налогового органа на территории и (или) в помещениях плательщика налогов в целях контроля, осуществляемого налоговыми органами в сферах контрольной (надзорной) деятельности согласно соответствующему перечню <*>, утвержденному Указом N 510, и НК.

Отметим, что ранее понятие налогового поста дополнительно включало нахождение должностных лиц налогового органа на территории и (или) в помещениях организаций (их структурных подразделений) — производителей табачных изделий. Такой пост вводился по решению Совмина. Кроме того, до 27.07.2019 положение о госрегулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий, утвержденное декретом N 28, также содержало норму о введении налоговых постов в отношении производителей табачных изделий. С 27.07.2019 в связи с внесением изменений в декрет N 28 такая норма из указанного положения исключена <*>.

Исходя из нового определения налогового поста отредактированы п. 3 и 4 положения о налоговых постах. Указанные пункты определяют соответственно порядок создания налогового поста и перечень выполняемых им функций.

Налоговый пост создается по решению МНС на территории и (или) в помещениях плательщика. Срок действия налогового поста также определяет МНС.

Что касается, функций, выполняемых налоговыми постами, то их перечень уменьшен в 2 раза. Из него исключены функции, связанные с производством табачных изделий. Остальные функции налогового поста остались прежними.

Что изменилось в постановлении N 415 о представлении документов ИП — «единщиками»

 Внесены правки в постановление Совмина от 21.04.2005 г. N 415. Рассмотрим некоторые из них. Изменился порядок хранения и представления контролирующим органам документов, подтверждающих приобретение (поступление) товаров у ИП — «единщиков», которые занимаются розничной торговлей и общепитом. Эта правка вызвана корректировками, внесенными с 2019 г. в ст. 22 НК. Теперь оригиналы документов должны <*>:

— быть в наличии по месту госрегистрации ИП;

— предъявляться по письменному требованию, подписанному должностным лицом контролирующих органов с указанием сроков их предоставления.

Ранее указанные документы должны были находиться непосредственно на торговом объекте (объекте общепита). Их следовало предъявлять проверяющим незамедлительно.

Кроме того, из перечня документов, представляемых ИП — «единщиками» контролирующим органам, исключены <*>:

— документы об уплате таможенных платежей, если эти платежи предусмотрены законодательством;

— грузовые таможенные декларации, свидетельства о регистрации статдеклараций на товары, ввезенные ИП на территорию Республики Беларусь;

— ассортиментный перечень продукции общепита.