Годовая инфляция в Беларуси ускорилась в октябре после продолжительного снижения. Такая динамика может сохраниться до конца 2023 года. При этом в белорусской экономике сохраняется влияние внутренних инфлятогенных факторов, которые могут перенестись на следующий год.

По данным Белстата, потребительские цены на товары и услуги в октябре по сравнению с сентябрем выросли на 0,6%. Продовольственные товары за месяц подорожали на 1,2%, непродовольственные  – на 0,4%, но услуги подешевели на 0,1%.

В октябре наблюдалось снижение цен на макароны (на 1,3%), обувь (1,3%), услуги воздушного (4%) и железнодорожного (2,4%) транспорта.

Дороже стали овощи (на 25,1%), растительное масло (4,2%), лекарственные препараты (2%), услуги культуры (1,2%), бытовая химия (1,2%), яйца (1,1%), холодильники (1,1%).

В МАРТ заявили, что цены на овощи подконтрольны от производителя или импортера до полки магазина. «Некоторое увеличение цен на помидоры и огурцы потребитель может почувствовать, если сравнить их с летним периодом. Но так происходит каждый год, это ожидаемый сезонный рост», — пояснили там. В МАРТ обещают принять жесткие меры в случае «вымывания» белорусской плодоовощной продукции с рынка.

По сравнению с декабрем прошлого года индекс потребительских цен вырос на 4,3%. Цены на продовольственные товары увеличились на 4,1%, на непродовольственные – на 2,4%, а тарифы на услуги – на 7%.

Показатель годовой инфляции в октябре составил 3,7%. Месяцем ранее она была на уровне 2%, в августе – 2,3%, в июле – 2,7%. За год продовольственные товары подорожали на 4,3%, услуги – на 7,9%. Непродовольственные товары стали дешевле на 0,3%.

В Минэкономики отмечают, что «основными факторами умеренной динамики цен являются принимаемые меры как в рамках ценовой политики, так и экономической поддержки производителей». Дополнительным фактором низкой инфляции является замедление роста цен импорта потребительских товаров, удешевление импортируемых сырья и материалов, преимущественно из России.

Свой вклад в ускорение инфляции внесла статистическая база прошлого года. Ведь год назад как раз было ужесточено регулирование ценообразования в Беларуси.

Замминистра экономики Андрей Картун считает, что  до конца года «возможно некоторое увеличение ежемесячных темпов роста цен вследствие сезонного восстановления цен на овощи и фрукты, планового увеличения акцизов на табачные изделия, а также начала отопительного сезона и переноса на цены повышенных ранее тарифов на услуги ЖКХ». Он прогнозирует, что по итогам года инфляция сложится несколько ниже целевых ориентиров в 7-8%.

По расчетам экспертов исследовательского центра BEROC, в условиях  перегрева экономики и усиления внешнего ценового давления инфляция в Беларуси ускорится в IV квартале – до 5–6% на конец 2023 года. Эффекты избыточно стимулирующей внутренней экономической политики увеличатся в следующем году. Инфляция прогнозируется в размере 8–10% по итогам 2024 года.

Ранее в Нацбанке отмечали, что на динамику потребительских цен в Беларуси по-прежнему оказывает влияние ряд внутренних инфлятогенных факторов. Наиболее фундаментальным и долгосрочным из них является повышенная затратоемкость производства отечественных товаров и услуг при недостаточной производительности факторов производства.

Рост реальной заработной платы и реальных располагаемых доходов населения темпами, опережающими динамику производительности труда, формирует предпосылки для усиления инфляционного давления, отмечал регулятор. По данным Белстата, за январь-сентябрь 2023 года индекс производительности труда по ВВП составил в сопоставимых ценах 104,8% к уровню 9 месяцев 2022 года, при этом темп роста реальной заработной платы — 110,1%.

Другим значимым проинфляционным фактором остаются высокие инфляционные ожидания населения и бизнеса.