Участники правового форума журнала «Промышленно-торговое ПРАВО» 18.01.2018 обсудили Декрет о развитии предпринимательства. Профильные госорганы ответили на вопросы, волнующие субъектов хозяйствования. Предлагаем вашему вниманию наиболее интересные ответы представителей МЧС, Департамента по предпринимательству Минэкономики и Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья.

Гайдученок Анатолий Владимирович

главный юрист управления правового обеспечения
Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь

Абзац 5 п. 1 Декрета № 7 <1> ограничивает случаи, когда специальное разрешение (лицензия) необходимо, экономической деятельностью, сопряженной с угрозой причинения вреда государственным или общественным интересам, окружающей среде, жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан.

С учетом этого положения вправе ли организация с 26.02.2018 самостоятельно и без лицензии обслуживать собственную систему пожаротушения?

Декрет № 7 – законодательный акт, определяющий основные направления государственной политики в области предпринимательской деятельности. Иные акты законодательства будут приводиться в соответствие с его положениями.

Вопросы лицензирования отдельных видов деятельности регулирует Указ № 450 <2>. Предполагается, что при его корректировке Положение о лицензировании отдельных видов деятельности <3> дополнит новая норма. Она исключит требование об обязательном наличии у субъектов хозяйствования лицензии для техобслуживания на принадлежащих им объектах систем автоматической пожарной сигнализации, автоматического пожаротушения, противодымной защиты, оповещения о пожаре и управления эвакуацией.

Таким образом, после вступления обновленного Указа № 450 в силу (если указанная норма будет поддержана) субъекты хозяйствования смогут самостоятельно, без лицензии, осуществлять техобслуживание этих систем на своих объектах.

Арушаньянц Петр Борисович

директор Департамента по предпринимательству Министерства экономики Республики Беларусь

Подпункт 5.6 п. 5 Декрета № 7 устанавливает субсидиарную ответственность собственника имущества юридического лица, его учредителей (участников), иных лиц, имеющих право давать обязательные для этого юридического лица указания либо возможность иным образом определять его действия, только если причиной банкротства стали виновные (умышленные) действия таких лиц.

Означает ли это, что с 26.02.2018 бездействие (даже умышленное) не будет основанием для привлечения указанных лиц к субсидиарной ответственности?

С 26 февраля, полагаем, можно говорить лишь об одном случае привлечения лиц к субсидиарной ответственности – умышленные действия указанных в норме подп. 5.6. п. 5 Декрета № 7 лиц.

Пункт 6 Декрета № 7 вводит ответственность руководителя юридического лица, не принявшего мер для надлежащей организации его деятельности. Как будет применяться это положение?

Ответственность руководителя юридического лица будет наступать при одновременном наличии определенных обстоятельств, а именно:

  • непринятие мер по надлежащей организации деятельности юридического лица;
  • причинение вреда государственным или общественным интересам, окружающей среде, жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан. Причем потребуется доказать именно вред, а не, например, упущенную выгоду;

К тому же в деянии не должно быть состава иного административного правонарушения или состава преступления. Это значит, двойной ответственности должностного лица не будет.

При наличии вышеуказанных признаков в совокупности руководителя можно будет привлечь к ответственности в виде штрафа в размере от 10 до 200 базовых величин.

Учредители (участники) юридического лица по п. 6 Декрета № 7 к ответственности привлекаться не будут.

Рассмотрим такую ситуацию. Продукция производится в России, декларируется по требованиям ТНПА ЕАЭС <4>. Ввозя эту продукцию на территорию Беларуси, импортер обязан соблюдать ее соответствие ТНПА, отраженным в декларации.

Закон «О защите прав потребителей» содержит дополнительное требование указывать на товаре наименование (фирменное наименование), место нахождения импортера <5> и другие требования, которых нет в ТНПА.

Согласно подп. 3.7, 3.8 п. 3 Декрета № 7 для применения обязательны только технические регламенты Беларуси и только основополагающие технические требования, предъявляемые к продукции и процессам, связанным с жизненным циклом продукции. Как с 26.02.2018 должны соотноситься вышеупомянутые акты?

Закон «О защите прав потребителей» устанавливает обязательные для применения правила. В том числе отличные от требований техрегламента. И субъекты хозяйствования должны применять эти правила.

Более того, Закон представляет собой нормативный правовой акт. Соответственно, он по умолчанию обязателен для применения на территории Беларуси.

Скуранович Анжела Леонидовна

заместитель главного врача Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья

Объект общепита поставляет пищевую продукцию клиентам на автомобиле. Требуется ли на него санитарный паспорт?

Минздрав отменил обязательность санитарного паспорта на грузовое транспортное средство <6>. Из Правил автомобильных перевозок грузов <7> это требование исключили с 11.03.2016. Однако на территории ЕАЭС, в частности в России, санитарный паспорт по-прежнему требуется. Поэтому Минздрав Беларуси выдает такой документ в случае обращения субъекта хозяйствования.

Деятельность грузового автотранспорта (перевозка продовольственного сырья и пищевых продуктов) входит в перечень работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для жизни и здоровья населения <8>.

Декрет № 7 не требует получать санитарно-гигиеническое заключение. Однако в предложенной ситуации необходимо (по крайней мере до пересмотра перечня административных процедур) пройти санитарно-гигиеническую экспертизу автомобиля (при необходимости – всего автопарка).

 Декрет № 7 закрепил принцип саморегулирования бизнеса и минимизации вмешательства госорганов в предпринимательскую и иную экономическую деятельность субъектов хозяйствования. Как будет реализовываться этот принцип?

Если говорить о применении Указа № 376<9>, то разрабатываются новые критерии оценки степени риска для выборочной проверки. Они включают:

  • определение степени санитарно-эпидемиологического риска;
  • исполнение требований санитарно-эпидемиологического законодательства;
  • результаты предыдущих проверок.
  • наличие условий для неназначения выборочной проверки.