На общественное обсуждение вынесен проект Закона Республики Беларусь «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (далее – проект Закона).

В основу проекта Закона положены нормы Декрета <*> о госрегистрации и ликвидации, Указа <*> о вопросах госрегистрации и ликвидации, а также Положения о ЕГР.

Важное о госрегистрации.

1. Отмена процедуры согласования наименования. Сейчас обязательно согласовывать наименование организации до ее госрегистрации. Проект предлагает отказаться от этой административной процедуры. В то же время проектом вводится новое основание неосуществления госрегистрации юрлица (госрегистрации изменений в устав) — несоответствие наименования юрлица требованиям, установленным законодательными актами.

2. Использование официального электронного адреса субъекта хозяйствования. Со вступлением Закона в силу информация об адресе электронной почты юрлица и ИП будет указываться в заявлении о госрегистрации. При изменении электронного адреса в регистрирующий орган нужно будет направить соответствующее уведомление.

3. Возможность юрлицу действовать на основании типового устава. Информация об этом будет включена в ЕГР и размещена на веб-портале ЕГР. Это позволит сократить перечень документов, представляемых в регистрирующий орган при госрегистрации юрлица.

Обратите внимание!
На основании типового устава cмогут регистрироваться и действовать только ООО как наиболее распространенная организационно-правовая форма коммерческих организаций.

4. Отмена свидетельства о госрегистрации юрлица как неинформативного документа. ИП свидетельства будут выдаваться, как и сейчас. Для юрлиц основным документом станет выписка из ЕГР, которая будет выдаваться по результатам госрегистрации юрлица.

5. Сокращение сроков. Изменения в устав в определенных случаях нужно будет вносить не в течение двух месяцев, а в течение 15 дней. Аналогичный срок установлен и для ИП при необходимости внести изменения в их свидетельство. Уведомления об изменении места нахождения, назначении (замене) руководителя и другие нужно будет подавать не в 10-дневный, а в 3-дневный срок. Сокращение указанных сроков обосновано необходимостью поддержания сведений в ЕГР в актуальном состоянии.

6. Выход – через нотариуса. Проект Закона предлагает установить, что заявление участника о выходе из хозобщества нужно будет подавать не этому обществу, а нотариусу. Нотариус же в свою очередь должен будет это заявление удостоверить и сообщить обществу и регистрирующему органу. Последний внесет в ЕГР информацию об изменении состава участников общества, дата внесения такой информации и станет фактически моментом выхода участника.

На заметку
Данное нововведение обосновано следующим. На практике зачастую участник подает заявление о выходе, а общество никак на это не реагирует, в частности не вносит изменения в устав по количеству участников. А механизм принудительного внесения изменений в устав в законодательстве отсутствует. «Посредничество» нотариуса поможет решить сложившуюся проблему.   

7. Если учредителей организации более двух, подписать заявление о госрегистрации сможет один из них. Его нужно будет уполномочить соответствующим документом, оформляемым до госрегистрации (например, протоколом собрания учредителей). Сейчас такое возможно только при количестве учредителей 4 и более.

8. Расширен перечень оснований для неосуществления госрегистрации. Кроме такого основания, как несоответствие наименования юрлица требованиям законодательства, проект Закона предлагает не осуществлять госрегистрацию в случае наличия в регистрирующем органе судебного постановления или постановления судебного исполнителя, устанавливающих запрет на осуществление госрегистрации, связанной с реорганизацией юрлица, а также на отчуждение доли участника в уставном фонде ООО (ОДО).

9. С иском о признании госрегистрации недействительной вправе будут обратиться не только уполномоченные госорганы (КГК, прокуратура, налоговая и т.д.), но и иные лица, в том числе кредиторы, чьи права и законные интересы нарушены в результате осуществления госрегистрации.

Важное о ликвидации (прекращении деятельности).

1. Вводится возможность ликвидировать юрлицо (прекратить деятельность ИП) по решению суда за нарушение только порядка ликвидации либо только срока ликвидации. Это представляется обоснованным, т.к. сейчас в случае нарушения, например, только порядка ликвидации, но при соблюдении при этом всех сроков ликвидировать субъект хозяйствования в судебном порядке нельзя.

Пример
Юрлицо ликвидируется с соблюдением всех установленных законодательством сроков. При этом у него имеется кредиторская задолженность, а ликвидатором назначен участник этого юрлица, что является нарушением порядка ликвидации <*>. Согласно действующему законодательству в такой ситуации обратиться в суд с иском о ликвидации нельзя, т.к. для этого нужна совокупность условий – нарушение порядка и сроков ликвидации.  

2. Некоммерческие организации также могут быть ликвидированы регистрирующим органом на основании неосуществления деятельности в течение 24 месяцев подряд. Это обосновано тем, что некоторые некоммерческие организации длительное время не осуществляют деятельность, не принимая решение о ликвидации. Таким образом, в ЕГР зачастую значится недостоверная информация о статусе таких организаций как действующих.

3. Регистрирующий орган откажет во внесении записи о ликвидации субъекта хозяйствования в ЕГР, если запрет на ликвидацию установлен судом или судебным исполнителем. Не внесет регистрирующий орган запись только в случае добровольной ликвидации, кроме случаев принятия решения о ней в связи с:

— истечением срока, на который создано юрлицо;

— достижением цели, ради которой оно создано;

— признанием госрегистрации созданного юрлица недействительной.

Обратите внимание!
Предлагаемое ограничение права юрлиц и ИП на добровольную ликвидацию не исключает возможность прекращения их деятельности через процедуру банкротства.

4. Вместо ликвидационного баланса в регистрирующий орган нужно будет представлять уведомление о завершении ликвидации юрлица с указанием сведений о завершении расчетов с кредиторами и отсутствии кредиторской задолженности.

5. Для ликвидации (прекращения деятельности) установлен предельный срок – 12 месяцев со дня принятия соответствующего решения, без возможности продления данного срока.

Свои замечания и предложения по поводу проекта можно оставлять по 6 декабря 2019 г. Сам же Закон вступит в силу через год после его официального опубликования.