26.02.2018 вступили в силу изменения в Декрет N 1, установленные Декретом N 7. В связи с этим к указанной дате некоторые НПА были приведены в соответствие с данными изменениями. В частности, регламентированы правила представления через нотариуса электронных документов для госрегистрации (постановление Минюста от 21.02.2018 № 44), скорректированы многие формы, касающиеся госрегистрации и ликвидации (постановление Минюста от 20.02.2018 № 42).

Госрегистрация через нотариуса

Определенные регистрационные действия сейчас можно инициировать через нотариуса как посредника между регистрирующим органом и заявителем. Речь идет о подаче документов в электронном виде <*>.

Инструкция о порядке совершения нотариальных действий, утв. постановлением Минюста от 23.10.2006 N 63 (далее — Инструкция), дополнена целой главой, предусматривающей госрегистрацию через нотариуса <*>.

Обратите внимание!
Целостность и подлинность документов, представляемых в электронном виде, должна подтверждаться электронной цифровой подписью (ЭЦП). Оформляется она на возмездной основе поставщиком услуг. Таким образом, если заявитель самостоятельно подает электронные документы, ему необходимо заказывать ЭЦП. Нотариус же подает документы с использованием своей ЭЦП <*>.

Нотариус уполномочен представлять электронные документы для госрегистрации <*>:

— юрлица или ИП;

— изменений в устав (учредительный договор), свидетельство о госрегистрации ИП.

Для этого к нотариусу нужно принести соответствующее заявление на бумажном носителе. Иные документы, прилагаемые к заявлению, можно представить на бумаге или в электронном виде <*>.

Процедура приема документов зависит от заявителя, то есть лица, представляющего их нотариусу. Возможны два варианта <*>:

1) документы представляет лицо, имеющее право подписывать заявление <*>. В этом случае заявление подписывается непосредственно в присутствии нотариуса;

2) документы подает лицо, не уполномоченное на подписание заявления. Тогда среди этих документов должно быть уже подписанное уполномоченным лицом заявление. При этом подпись ко времени подачи заявления должна быть засвидетельствована нотариально.

Нотариус составляет опись документов в двух экземплярах. На них ставится подпись нотариуса и заявителя(ей) <*>. После этого нотариус отправляет электронные документы в регистрирующий орган <*>. При этом заявителю выдается свидетельство о представлении электронных документов для госрегистрации и второй экземпляр описи документов <*>.

Регистрирующий орган дает нотариусу обратную связь в виде документов, свидетельствующих о совершении регистрационных действий или об их неосуществлении <*>. Об этом нотариус обязан сообщить заявителю не позднее рабочего дня, следующего за получением документов. Способ сообщения (письмо на e-mail, СМС-сообщение и т.д.) оговаривается с нотариусом заранее <*>.

Поступившие от регистрирующего органа электронные документы нотариус отдает заявителю или его представителю под подпись <*>.

Обратите внимание!
Каждый раз нотариус обязан устанавливать личность заявителя. Поэтому обязательно брать с собой паспорт или иной документ, удостоверяющий личность. Также представитель должен предъявить нотариусу документ, удостоверяющий его полномочия (выписку из протокола общего собрания участников, трудовой контракт и т.п.) <*>.

Внесены изменения в формы

Формы заявлений и уведомлений, связанных с госрегистрацией и ликвидацией, приведены в соответствие с действующим законодательством.

В частности, скорректированы заявления:

— о госрегистрации коммерческой, некоммерческой организации <*>;

— госрегистрации изменений в устав (учредительный договор) <*>;

— согласовании наименования и госрегистрации организации, а также о согласовании наименования и госрегистрации изменений в устав (учредительный договор) — в электронном виде <*>.

В новой редакции изложена форма заявления о прекращении деятельности ИП <*>.

В формы внесена оговорка о том, что соответствующие заявления должны подписываться в присутствии нотариуса, если он подает электронные документы для госрегистрации <*>.

С начала 2018 года прекратил существование координационный план контрольной (надзорной) деятельности, а на смену ему пришел план выборочных проверок <*>. В связи с этим были внесены изменения в Декрет N 1, а недавно — и в соответствующие формы <*>.

Ранее некоторые формы содержали примечание о том, что сотруднику регистрирующего органа необходимо предъявлять документ, свидетельствующий об уплате госпошлины. Сейчас внесено уточнение, что при оплате через ЕРИП предъявлять платежный документ не требуется <*>.

Помимо указанных в формы по госрегистрации и ликвидации внесены и иные изменения.