С 08.07.2021 в новой редакции вступит в силу Закон о торговле. В нем учтены нормы Декрета N 7. Есть и новшества. Например, введены единые правила размещения нестационарных и передвижных объектов, установлен уведомительный принцип открытия торговых объектов, объектов общественного питания и других объектов.

Рассмотрим основные изменения.

Понятийный аппарат

Понятийный аппарат, используемый в Законе о торговле, претерпит ряд изменений:

1. Появятся новые определения терминов — например, летняя площадка, передвижной объект общественного питания, передвижной торговый объект, форма торговли <*>.

2. Ряд понятий будет уточнен. Примеры уточнений определений терминов отражены в таблице.

На заметку
Некоторые определения терминов, содержащиеся в разных статьях действующего Закона о торговле, перенесены в новой редакции Закона о торговле в ст. 1 «Основные термины, используемые для целей настоящего Закона и их определения» — и наоборот из ст. 1 в текст Закона. Ряд из них при этом уточнен.

Таблица

Закон о торговле в действующей редакции Закон о торговле в новой редакции
Администрация рынка — юридическое лицо, ИП, создавшие рынок Администрация рынка — юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, организующие работу рынка
Администрация торгового центра —  юридическое лицо, ИП, создавшие торговый центр. Администрация торгового центра — юридическое лицо, ИП, организующие работу торгового центра
Ассортимент товаров — совокупность товаров в определенном соотношении по видам, моделям, размерам, цветам и иным признакам

 

Ассортимент товаров — совокупность товаров в определенном соотношении по видам и разновидностям, объединенным по определенному признаку (функциональному назначению, модели, размеру, цвету, способу производства и иному признаку)
Ассортиментный перечень товаров — перечень товаров, которые должны быть в продаже в торговом объекте, в котором осуществляется розничная торговля (далее — розничный торговый объект), постоянно или в течение периода, предназначенного для их продажи Ассортиментный перечень товаров — перечень товаров, которые должны находиться в продаже в торговом объекте постоянно или в течение определенного периода
Интернет-магазин — информационный ресурс субъекта торговли в глобальной компьютерной сети Интернет, позволяющий осуществить заказ на приобретение или выбор и приобретение товаров без/вне торгового объекта Интернет-магазин — информационный ресурс, позволяющий в сети Интернет выбрать товары и с использованием этого информационного ресурса сформировать заказ на приобретение товаров для личного, семейного, домашнего и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью
Магазин — стационарный торговый объект, имеющий торговое помещение Магазин — стационарный торговый объект, имеющий торговый зал (торговые залы)
Нестационарный объект общественного питания — временная конструкция, не являющаяся капитальным строением (зданием, сооружением) или его частью, вне зависимости от присоединения или неприсоединения к инженерным коммуникациям и летнее (сезонное) кафе, оснащенные специальным оборудованием

 

Нестационарный объект общественного питания — объект общественного питания, представляющий собой временную конструкцию, не являющуюся капитальным строением (зданием, сооружением), изолированным помещением или их частями, вне зависимости от присоединения или неприсоединения к инженерным коммуникациям
Нестационарный торговый объект — временная конструкция, не являющаяся капитальным строением (зданием, сооружением) или его частью, вне зависимости от присоединения или неприсоединения к инженерным коммуникациям и передвижные средства развозной торговли, оснащенные торговым оборудованием, а также передвижные средства разносной торговли Нестационарный торговый объект — торговый объект, представляющий собой временную конструкцию, не являющуюся капитальным строением (зданием, сооружением), изолированным помещением или их частями, вне зависимости от присоединения или неприсоединения к инженерным коммуникациям, а также палатка, тележка, лоток, корзина, торговый автомат и иное приспособление (далее — передвижные средства разносной торговли)
Развозная торговля — розничная торговля, осуществляемая вне стационарных торговых объектов с использованием передвижных средств развозной торговли, представляющих собой специально оборудованные для торговли транспортные средства (автомагазины) Развозная торговля — форма розничной торговли, при которой продажа товаров осуществляется с использованием специально оборудованного для продажи товаров транспортного средства
Разносная торговля — розничная торговля, осуществляемая вне стационарных торговых объектов с использованием передвижных средств разносной торговли, представляющих собой специальные приспособления для торговли (торговые автоматы, тележки, лотки, корзины и иные приспособления), либо без них Разносная торговля — форма розничной торговли, при которой продажа товаров осуществляется с использованием передвижных средств разносной торговли
Торговая площадь — площадь торгового помещения Торговая площадь — площадь торгового зала (торговых залов) магазина, павильона

3. Будут исключены определения таких терминов, как например, группа лиц, дискриминационные условия, ассортиментный перечень продукции общественного питания.

На заметку
Закреплено, что значение терминов «группа лиц», «дискриминационные условия» будет использоваться согласно Закону о противодействии монополистической деятельности <*>.

Уведомительный принцип открытия различных объектов

 С 08.07.2021 будет введен уведомительный принцип в отношении начала осуществления <*>:

— торговли в торговом объекте;

— общественного питания в объекте общественного питания;

— работы торгового центра, рынка, интернет-магазина;

— торговли без использования торгового объекта.

Субъекты торговли, субъекты общественного питания, администрации торгового центра, администрации рынка будут обязаны представить уведомления для включения сведений в Торговый реестр не позднее 5 календарных дней с даты начала осуществления указанной деятельности (т.е. уже после открытия торгового объекта, объекта общественного питания, интернет-магазина и т.д.).

На данный момент стационарный торговый объект, стационарный объект общественного питания, торговый центр и рынок считаются созданными со дня внесения сведений о них в Торговый реестр <*>. Осуществлять торговлю через интернет-магазин можно только после его регистрации в Торговом реестре <*>. Аналогичное правило закреплено и для нестационарных торговых объектов, нестационарных объектов общественного питания. Осуществлять торговлю или общественное питание такие объекты вправе только со дня внесения сведений о них в Торговый реестр <*>.

Единые правила размещения нестационарных и передвижных объектов

 С 08.07.2021 будут действовать единые правила для размещения <*>:

нестационарных и передвижных торговых объектов;

нестационарных и передвижных объектов общественного питания;

летних площадок (продолжений залов).

Указанные объекты можно будет размещать в местах, закрепленных в перечнях мест размещения нестационарных торговых объектов, нестационарных объектов общественного питания, летних площадок (продолжений залов), а  также использовать в соответствии с маршрутами движения передвижных торговых объектов, передвижных объектов общественного питания (далее — перечни мест) <*>. Данное правило не будет распространяться на размещение указанных объектов <*>.

— на ярмарках, рынках;

— при проведении массовых мероприятий госорганами либо согласованных с ними.

Перечни мест будут определять городские (кроме города Минска), районные исполнительные комитеты, местные администрации районов в городе Минске согласно установленному Совмином порядку и размещать в сети Интернет на их официальных сайтах (п. 2 ст. 12 Закона о торговле в новой редакции).

В сети Интернет также будут размещать установленные городскими, районными исполнительными комитетами, местными администрациями районов в городе Минске требования <*>:

к внешнему виду и размерам нестационарных и передвижных торговых объектов и нестационарных и передвижных объектов общественного питания;

типам транспортных средств, используемых для продажи товаров осуществления общественного питания;

внешнему виду и размерам летних площадок (продолжений залов).

На данный момент действуют перечни мест размещения нестационарных торговых объектов, нестационарных объектов общественного питания <*>. Они утверждаются городскими (включая Минский городской), районными исполнительными комитетами и размещаются в сети Интернет <*>.

Ассортиментные перечни

Субъекты торговли, осуществляющие розничную торговлю (субъект розничной торговли), как и ранее, будут обязаны разрабатывать и утверждать ассортиментные перечни товаров <*>.

При этом появится ряд новшеств:

— в случаях, установленных Президентом, утвержденный субъектом розничной торговли ассортиментный перечень товаров надо будет согласовать с местным исполнительным и распорядительным органом <*>;

— будет введено исключение в выполнении обязанности по обеспечению наличия в продаже в торговом объекте товаров, включенных в ассортиментный перечень товаров. Таким исключением будет ситуация, когда отсутствие товаров вызвано нарушением поставщиком товаров условий договора, предусматривающего поставки товаров, если это нарушение не является следствием нарушения условий такого договора субъектом розничной торговли <*>;

— будет исключена обязанность разрабатывать и утверждать ассортиментный перечень продукции общественного питания  <*>. Напомним, что сейчас Декретом N 7 объектам общественного питания было предоставлено право разрабатывать ассортиментные перечни продукции общественного питания без учета требований перечня продукции общественного питания и товаров, подлежащих включению в такие перечни, утвержденного МАРТ <*>.

Согласование режима работы

Закреплено право за субъектами торговли, общественного питания, администрациями торговых центров и рынков самостоятельно определять режим работы. Исключение — если такие объекты работают после 23:00 и до 07:00. В таком случае режим работы подлежит согласованию с городским, районным исполнительными комитетами, местной администрацией района в городе Минске по месту нахождения таких объектов <*>.

Указанное право не является новшеством. На данным момент оно установлено в абз. 3 подп. 4.1 п. 4 Декрета N 7.

Как и ранее, согласование режима работы будет осуществляться в порядке, установленном Совмином <*>.

Обратите внимание!
Режим работы в магазинах беспошлинной торговли, расположенных в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь (тип 1), определяется соответствующими законодательными актами <*>. На данный момент режим работы таких магазинов должен соответствовать режиму работы пункта пропуска (сокращение его работы возможно по согласованию с таможней, в регионе деятельности которой расположен магазин) <*>.

Расчет доли в объеме розничного товарооборота продовольственных товаров

Закреплено, что субъект торговли, осуществляющий розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети или крупного магазина, самостоятельно рассчитывает свою долю в объеме розничного товарооборота продовольственных товаров в границах города Минска, городов областного подчинения, районов, в которых расположены принадлежащие ему торговые объекты.

Осуществлять это указанные субъекты должны в соответствии с установленной методикой <*>. Для расчета необходимо использовать опубликованную на официальном сайте Белстата в сети Интернет официальную статистическую информацию <*>.

Данное правило не является нововведением. Право производить расчет доли указанными субъектами самостоятельно закреплено в Декрете N 7. Напомним, что, кроме того, Декрет N 7 закрепил право за субъектами хозяйствования не представлять сведения о розничном и (или) оптовом товарообороте для включения в Торговый реестр <*>.

Доступ к информации об условиях отбора контрагента и иной информации, необходимой для заключения договоров

В Законе о торговле в новой редакции уточнен порядок предоставления доступа поставщику продовольственных товаров к информации об условиях отбора контрагента и иной информации, необходимой для заключения договоров. Такая информация будет предоставляться:

1) на сайтах в сети Интернет — субъектами торговли, осуществляющими розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети или крупного магазина, субъектами общественного питания, осуществляющими общественное питание посредством организации сети общественного питания — годовой товарооборот которых составляет 80 тысяч и более БВ <*>;

2) любыми способами — организациями, не указанными выше <*>;

3) на сайтах областных союзов потребительских обществ и (или) сайте Белорусского республиканского союза потребительских обществ в сети Интернет — юрлицами системы потребительской кооперации. Однако это их право, а не обязанность. Соответственно, они могут предоставить информацию и иным способом <*>;

4) на сайтах государственных объединений в сети Интернет — юрлицами, входящими в состав государственных объединений. Это также право указанных юрлиц <*>.

На данный момент субъекты торговли, осуществляющие розничную торговлю посредством организации торговой сети или крупного магазина (субъекты общественного питания, осуществляющие общественное питание посредством организации сети общественного питания) обязаны обеспечивать поставщику продовольственных товаров доступ к информации об условиях отбора контрагента и другой информации, направленной на защиту конкуренции и необходимой для заключения договоров, предусматривающих поставки товаров, путем <*>:

размещения соответствующей информации на своих сайтах в сети Интернет

или путем предоставления запрашиваемой информации безвозмездно в 14-дневный срок со дня получения соответствующего запроса.

Обратите внимание!
Обязанность предоставлять указанную информацию безвозмездно в 14-дневный срок на основании поступившего запроса сохранилась в Законе о торговле в новой редакции <*>.

Также в Законе о торговле в новой редакции уточнен порядок предоставления доступа субъектам розничной торговли, осуществляющим торговлю продовольственными товарами, и субъектам общественного питания к информации <*>:

1) об условиях отбора контрагента, а также к другой информации, необходимой для заключения договоров, предусматривающих поставки продовольственных товаров;

Обратите внимание!
Информация должна будет содержать в том числе <*>:
— перечень поставляемых групп продовольственных товаров;
— сроки поставки товаров;
— порядок поставки товаров (предъявляемые требования к доставке товаров, условиям их отгрузки);
— порядок расчетов за поставляемые товары;
— условия одностороннего отказа от исполнения договора, предусматривающего поставки продовольственных товаров.
На данный момент указанные требования к информации отсутствуют.

2) о качестве и безопасности поставляемых продовольственных товаров.

После вступления в силу Закона о торговле в новой редакции данную информацию <*>:

— поставщики продовольственных товаров, годовой объем поставленных на внутренний рынок товаров которых составляет 80 тысяч и более БВ, будут обязаны размещать на сайте в сети Интернет.

иные поставщики  будут вправе предоставлять любым способом.

На данный момент поставщики независимо от объема поставленных на внутренний рынок товаров предоставляют информацию на своем сайте в сети Интернет или путем предоставления запрашиваемой информации безвозмездно в 14-дневный срок со дня получения соответствующего запроса <*>. Отметим, что обязанность поставщика предоставлять информацию по запросам сохранится и в Законе о торговле в новой редакции <*>.

Иные изменения

Закон о торговле в новой редакции также имеет следующие корректировки:

— исключена ст. 18 Закона о торговле, устанавливающая требования к созданию фирменных магазинов, фирменных секций и организации их работы;

— закреплен запрет на навязывание контрагенту условия об ответственности за неисполнение обязательства о поставках продовольственных товаров на более выгодных условиях, чем условия для других субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность <*>;

— введена возможность вводить законодательными актами дополнительные запреты на выплату поставщиками товаров любых видов вознаграждений за поставку отдельных видов продовольственных товаров <*>;

— уточнено применение государственных социальных стандартов в области торговли и общественного питания <*>. Исключено уточнение, какие именно из них должны применяться <*>;

— уточнены полномочия отдельных государственных органов.

Читайте этот материал в ilex >>*

* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex