Павел Жуковский
Новая редакция Закона о госзакупках вступит в силу 1 июля 2019 г. Каких нововведений ожидать в сфере электронизации договорной работы и обжаловании госзакупок. Как заказчикам и участникам подготовиться к изменениям. Обсудили с начальником управления государственных закупок Министерства антимонопольного регулирования и торговли Павлом Жуковским.
О заключении договора в электронном виде и создании реестра договоров
Как будет происходить заключение договора в электронном виде?
Формируется абсолютно новый подход к заключению договора на госзакупку по результатам конкурентных процедур. Весь процесс от размещения проекта договора до его подписания, внесения изменений и дополнений будет происходить в электронном виде и отражаться в ГИАС.
Основные новеллы электронизации договорной работы заключаются в следующем:
— некоторые типовые формы договоров на госзакупку установит Совмин. Они будут доступны в ГИАС;
— заказчик будет размещать проект договора для подписания на электронной торговой площадке. На это отпущено 5 календарных дней со дня истечения срока для обжалования. Проект должен соответствовать документации на закупку;
— менять условия проекта договора на стадии заключения нельзя. Договор участник обязан заключить на условиях, указанных в документации на закупку. Проверить соответствие условий договора и подписать его либо выразить возражения участник должен будет в течение трех рабочих дней. Иначе он будет считаться уклонившимся от заключения договора и соответственно включен в список недобросовестных участников;
— условия договора на стадии заключения проверит ГИАС. Если договор не соответствуют документации на закупку, в системе будет сделана соответствующая отметка. Она будет служить сигналом для контролирующих органов. Только соответствующие условиям документации на закупку и законодательству договоры попадут в ГИАС и в Реестр договоров.
— МАРТ сформирует требования к информации, размещаемой вГИАС в реестре договоров, заключенных по результатам процедур госзакупок.
В каких случаях согласно новой редакции Закона о госзакупках можно будет внести изменения в договор?
Кардинально меняются правила внесения изменений в договор. Предусмотрена возможность изменения договора поставки на стадии исполнения только при обоснованной невозможности его исполнения поставщиком и по согласованию с заказчиком. На измененных условиях допускается поставка товара с характеристиками аналогичными либо улучшенными по сравнению с указанными в договоре.
Иные случаи изменения договора госзакупки может установить Совмин. Все изменения и дополнения в договор будут совершаться также в электронном виде и размещаться на электронной торговой площадке и в ГИАС.
Таким образом, в частности, исключаются распространившиеся случаи применения демпинга при участии в госзакупке, с последующим увеличением стоимости предмета госзакупки на стадии заключения договора.
Об электронном обжаловании госзакупок и реестре жалоб
Обжалование конкурентных процедур госзакупок переходит в электронный формат. Как в связи с этим поменяются правила подачи и рассмотрения жалоб?
С 1 июля 2019 года подача жалоб в отношении конкурентных процедур госзакупок будет осуществляться только в электронном виде. Соответственно потребуется доработка электронных цифровых подписей представителей участников. Они должны быть уполномочены, в том числе, на подписание электронных жалоб.
Кроме этого участник может восстановить свои права через обжалование закупки следующими способами:
— обратиться с заявлением в электронном виде к заказчику, если договор не заключен и не начато обжалование в комиссии МАРТ;
— подать жалобу в комиссию МАРТ;
— направить в МАРТ заявление о нарушении требований антимонопольного законодательства.
Процесс обжалования будет ускорен благодаря электронизации и уменьшению в три раза сроков рассмотрения жалобы комиссией МАРТ.
Какие жалобы будут попадать в Реестр жалоб?
После подачи жалобы на электронную торговую площадку, они будут поступать в ГИАС в личный кабинет сотрудников МАРТ. Принятая к рассмотрению жалоба будет размещаться в ГИАС и в Реестр жалоб.
Реестр поможет отследить весь процесс обжалования – с момента подачи жалобы в комиссию МАРТ до ее рассмотрения. Если жалоба будет отозвана заявителем — об этом также будет размещена соответствующая информация.
В каком случае при поступлении жалобы к заказчику придет камеральная проверка и что она проверит?
Камеральная проверка является новым элементом в системе контроля госзакупок. Для ее проведения достаточно факта принятия к рассмотрению жалобы комиссией МАРТ. Отзыв жалобы не будет являться основанием для прекращения камеральной проверки.
В результате камеральной проверки проанализируют процедуру госзакупки и не только по сути жалобы. При выявлении нарушения законодательства МАРТ вынесет заказчику обязательное для исполнения предписание по их устранению. Таким образом, в протоколе по результатам рассмотрения жалобы комиссия МАРТ не будет предписывать заказчику, что делать, если жалоба обоснована. Об этом заказчик узнает из предписания МАРТ, вынесенного по результатам камеральной проверки и рассмотрения жалобы.
Каким образом будет рассматриваться жалоба, если в ней наряду с нарушением законодательства о госзакупках будут выявлены нарушенияантимонопольных требований к закупкам?
Поступающие жалобы будут рассматриваться только на нарушение законодательства о госзакупках в установленные Законом сроки, за исчключением случая, если в ней будут содержаться указания на нарушения также антимонопольного законодательства. В данном случае, если будут усмотрены признаки нарушения также будет проводится и антимонопольное расследование.
О противодействии коррупции
В последнее время очень много сообщений о коррупции в сфере госзакупок. Назовите топ-5 изменений, которые способствуют минимизации коррупционных рисков.
Снизить и нивелировать коррупционные риски помогут:
1. Полная электронизация госзакупок. На сайте отследить годовые планы закупок и их соотнесение с проводимыми процедурами, а также информацию о каждом договоре бывает проблематично. В ГИАС будет комплексная информация о процедурах – начиная от позиции в годовом плане, указанном в приглашении, заканчивая реестром жалоб и реестром договоров.
2. Заключение договоров, внесение в них изменений и дополнений в электронном виде. Договоры, изменения и дополнения в них будут приниматься исключительно через ГИАС и находиться в открытом доступе. Кроме этого, такая информация будет выгружаться из ГИАС в автоматизированную систему казначейства для оплаты. Сейчас сложно отследить, что поменялось в процессе заключения и исполнения договора.
3. Минимизация процессов оплаты договоров казначейством. Проведена работа с Минфином. Заключенный бюджетный договор автоматически будет выгружаться из ГИАС в казначейство, они будут видеть сроки оплаты. Заказчику лишь останется направить платежку в установленный срок.
4. Двойное обжалование – в части соблюдения требований законодательства о госзакупках и антимонопольного законодательства, в котором предусмотрены более длительные сроки.
5. Оптимизация процедур. Длительные процедуры неэффективны. Они несут временные и человеческие трудозатраты. Закон направлен на то, чтобы сделать процедуры более быстрыми и гласными. В этих целях сокращены сроки для подачи предложений, кроме этого, в три раза сокращены сроки рассмотрения жалоб комиссией МАРТ.
Читайте также:
МАРТ о новых правилах госзакупок: к чему готовиться в 2019 году