Изменения в госзакупках связаны с принятием постановления Совмина от 28.03.2022 N 188 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 июня 2019 г. N 395» (далее — постановление N 188), которое в определенных аспектах коренным образом меняет систему госзакупок. Постановление N 188 вступает в силу после его официального опубликования, то есть с 31.03.2022. Однако имеются переходные положения, о них чуть подробнее далее.

Изменения законодательства о госзакупках преимущественно ориентированы на устранение или минимизацию рисков, убытков, возникающих в складывающихся условиях в деятельности как заказчиков (организаторов) госзакупок, так и их участников. Об этом свидетельствует как оперативность их принятия, так и характер норм. В материале рассмотрим внесенные изменения.

1. Проведение процедуры запроса ценовых предложений

Постановление N 188 меняет ход «истории» современных госзакупок в связи с увеличением пороговых значений для процедуры запроса ценовых предложений, которые начиная с 2013 г. оставались неизменными. Так, с 31.03.2022 при принятии решения о проведении процедуры запроса ценовых предложений заказчик (организатор) руководствуется следующими пороговыми значениями ориентировочной стоимости годовой потребности госзакупки (абз. 1 — 5 подп. 1.1 п. 1 постановления N 188):

— товаров — более 300, но не более 2000 БВ;

— работ (услуг) — более 300, но не более 5000 БВ.

Таким образом, до минимальной стоимости в 300 БВ по-прежнему может быть принято решение о проведении:

— процедуры закупки из одного источника на основании п. 9 приложения к Закону о госзакупках;

— биржевых торгов, если товар включен в перечень товаров, госзакупки которых осуществляются с применением биржевых торгов, содержащийся в приложении 6 к постановлению N 395 (в ред. постановления N 188).

При превышении стоимости в 2000 и 5000 БВ для товаров и работ (услуг) соответственно применяется процедура:

— электронный аукцион (обязателен, если товар (работа, услуга) включен в приложение 2 к постановлению N 395 (в ред. постановления N 188), доброволен — в иных случаях, но не применяется в отношении товаров в приложении 6 к постановлению N 395 (в ред. постановления N 188));

— открытый конкурс (применяется «по остаточному принципу», когда проведение иных процедур госзакупок не является обязательным).

Примечание
Даже в стоимостных пределах для применения процедуры запроса ценовых предложений заказчиком (организатором) может быть применен электронный аукцион (п. 2 ст. 38 Закона о госзакупках).

2. Изменение объема договора госзакупки

Значимым шагом стало впервые за историю современных госзакупок увеличение допустимого для изменения при исполнении договора госзакупки цифрового значения для объема (количества) товаров (работ, услуг), являющихся предметом договора госзакупки, и выделение самостоятельных оснований изменения условий договора при увеличении и уменьшении объема (количества) таких товаров (работ, услуг).

Так, допускается увеличение объема (количества) товаров (работ, услуг):

1) не более чем на 15% по отношению к предусмотренному договором госзакупки при его заключении объему (количеству) соответствующих товаров (работ, услуг). В этом случае стоимость товаров (работ, услуг) увеличивается пропорционально увеличению их объема (количества), а сопутствующих работ (услуг) — с учетом этого увеличения (абз. 6 — 8 подп. 1.1 п. 1 постановления N 188);

2) в рамках договоров, заключенных по результатам процедур закупок из одного источника, проведенных в соответствии с п. 1, 4, 11, 12, 26 и 58 приложения к Закону о госзакупках. В этом случае стоимость товаров (работ, услуг) увеличивается пропорционально увеличению их объема (количества), а сопутствующих работ (услуг) — с учетом этого увеличения (абз. 9, 10 подп. 1.1 п. 1 постановления N 188). При применении данной нормы не действует указанное выше правило о 15%.

Обратите внимание!
Два названных выше основания для увеличения объема (количества) товаров (работ, услуг), являющихся предметом договора госзакупки, могут быть использованы заказчиком только в случае, когда такой объем (количество) предусмотрен договором и при этом при проведении процедуры госзакупки не применялся абз. 3 п. 4 ст. 21 Закона о госзакупках.

Основания для закупки из одного источника, для которых допускается увеличение объема (количества) товаров (работ, услуг) при исполнении договора, следующие (п. 1, 4, 11, 12, 26 и 58 приложения к Закону о госзакупках):

1) приобретение услуг централизованного водоснабжения, водоотведения (канализации), теплоснабжения (отопления, горячего водоснабжения), газоснабжения (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), энергоснабжения или купли-продажи электрической энергии по регулируемым ценам (тарифам), услуг по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения, а также иных услуг, относящихся к сферам естественных монополий;

2) приобретение товаров (работ, услуг) у конкретного лица, определенного законодательными актами, а также приобретение товаров (работ, услуг), поставка (выполнение, оказание) которых может осуществляться исключительно органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, юрлицами, 100% простых (обыкновенных) или иных голосующих акций (долей участия) которых принадлежит государству, соответствующие полномочия которых устанавливаются законодательными актами;

3) приобретение конкретных товаров (работ, услуг) у потенциального поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного решением Президента Республики Беларусь;

4) приобретение конкретных товаров (работ, услуг) у потенциального поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного Совмином по решению или поручению Президента Республики Беларусь;

5) приобретение материальных ценностей, реализуемых из государственного и мобилизационного материальных резервов;

6) приобретение товаров (работ, услуг) по ценам (тарифам), установленным законодательством.

Кроме увеличения объема (количества) внесенные постановлением N 188 изменения предусматривают возможность уменьшить объем (количество) товаров (работ, услуг) в случае утраты потребности в приобретении предусмотренного договором при его заключении объема (количества) соответствующих товаров (работ, услуг). В этом случае стоимость товаров (работ, услуг) уменьшается пропорционально уменьшению их объема (количества), а сопутствующих работ (услуг) — с учетом этого уменьшения (абз. 11 подп. 1.1 п. 1 постановления N 188).

Примечание
Ранее в такой ситуации при необходимости уменьшения объема (количества) товаров (работ, услуг) более чем на 10% заказчикам приходилось договоры расторгать.

3. Изменение цены договора, сроков исполнения обязательств, порядка оплаты

Появляются новые основания для изменения условий договора госзакупки в части (абз. 12 — 14 подп. 1.1 п. 1 постановления N 188):

1) цены договора;

2) сроков исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем);

3) порядка оплаты.

Обратите внимание!
Все три указанных выше основания действуют только в пределах 2022 г.

Для применения новых оснований для изменения договора госзакупки необходимо соблюдение следующих условий (абз. 12 — 14 подп. 1.1 п. 1 постановления N 188):

1) изменение цены договора:

— такое изменение цены невозможно было предусмотреть при проведении процедуры госзакупки при приобретении (использовании при выполнении работ, оказании услуг) товаров (работ, услуг) согласно приложениям 1-2 <1> и 4 <2> к постановлению N 395 (в ред. постановления N 188), а также сырья, материалов, комплектующих, используемых при производстве таких товаров (выполнении работ, оказании услуг);

— размер изменения цены договора должен быть подтвержден соответствующим расчетом поставщика (подрядчика, исполнителя);

———————————

<1> Постановление N 188 дополнило постановление N 395 приложением 1-2 (подп. 1.3 п. 1 постановления N 188). Речь идет о лекарственных средствах, лечебном питании, медицинских изделиях, запасных частях к ним, продуктах питания.

<2> Перечень товаров (работ, услуг) ежедневной и (или) еженедельной потребности.

2) изменение сроков исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка оплаты:

— необходимость таких изменений невозможно было предусмотреть при проведении процедуры госзакупки;

— невозможность исполнения обязательств без изменения указанных условий должна быть подтверждена соответствующим обоснованием поставщика (подрядчика, исполнителя).

Обращаем внимание на условия применения указанных выше оснований для изменения договора госзакупки в 2022 г. В первом случае таким условием является невозможность предусмотреть при проведении процедуры госзакупки изменения цены для определенных товаров при обязательном наличии расчета со стороны контрагента; во втором случае это наличие обоснования контрагента о невозможности предусмотреть изменения сроков и порядка оплаты при проведении процедуры госзакупки. Иными словами, должна быть причинно-следственная связь между изменением цены, сроков исполнения обязательств контрагентом и порядка оплаты и тем, при каких обстоятельствах и в каких условиях проводилась процедура, то есть были сформированы документы по процедуре (запрос о предоставлении сведений при проведении закупки из одного источника) и предложение участника (ответ на запрос о предоставлении сведений при проведении закупки из одного источника).

4. Случаи проведения закупки из одного источника

Новацией постановления N 188 является введение еще одного наряду с существующими <3> случая закупки из одного источника, который может быть применен только в 2022 г., а именно приобретение продуктов питания (абз. 15, 16 подп. 1.1 п. 1 постановления N 188). В качестве вспомогательной нормы для определения того, что к ним относится, может быть использовано приложение 1-1 к постановлению N 395 (в ред. постановления N 188), в котором установлены дополнительные требования к участникам при поставке продуктов питания (позиции из 01, из 10 ОКРБ 007-2012).

———————————

<3> Приложение к Закону о госзакупках, ч. 1 п. 13 Указа N 143, подп. 1.6 п. 1 Указа N 494, п. 1 Указа N 366, подп. 1.1 п. 1 Указа N 80, подп. 1.9 п. 1 постановления N 395.

5. Обеспечение исполнения обязательств по договору госзакупки работ (услуг) для строительства

Новеллой постановления N 188, которая завершила «эксперимент» с обязательными обеспечительными обязательствами, можно назвать отмену обязательного обеспечения исполнения обязательств по договору госзакупки в случае приобретения работ (услуг) для строительства объекта (абз. 17 подп. 1.1 п. 1 постановления N 188).

Следует учитывать, что заказчик (организатор) по-прежнему может установить такое обеспечение по правилам ст. 26 Закона о госзакупках, однако это его право, а не обязанность, в том числе для сферы строительства.

В то же время иные случаи обязательного обеспечения исполнения договорных обязательств действуют, например, предусмотренные Указом N 26 (с учетом изменений, внесенных Указом N 120).

6. Дополнительные требования к участникам госзакупок

Изменение касается установления дополнительных требований к участникам, осуществляющим поставку продуктов питания (позиции из 01, из 10 ОКРБ 007-2012). В частности, такое требование связано с опытом исполнения договоров поставки продуктов питания не менее года до даты подачи предложения (получения от заказчика предложения о заключении договора при проведении процедуры закупки из одного источника), который подтверждается реестром договоров, предусматривающих поставку продуктов питания, исполненных участником за год, предшествующий дате подачи предложения (получения от заказчика предложения о заключении договора при проведении процедуры закупки из одного источника), в том числе содержащим сведения о заказчиках, предмете договора, сроках его исполнения (подп. 1.2 п. 1 постановления N 188).

Обращаем внимание на то, что опыт — не менее года — определяется до даты подачи предложения (получения от заказчика предложения о заключении договора при проведении процедуры закупки из одного источника). И, таким образом, для всех дополнительных требований к участникам, предусмотренных в приложении 1-1 к постановлению N 395 (в ред. постановления N 188), установлен единообразный подход в части определения периода для опыта исполнения договоров.

7. Переходные положения в постановлении N 188

Особенность переходных положений в постановлении N 188 состоит в том, что оно устанавливает «обратную силу», то есть применяется для договоров, заключенных до 31.03.2022, в части оснований для изменения их условий. Иными словами, подп. 1.8 п. 1 постановления N 395 (в ред. постановления N 188) в полной мере распространяет свое действие на договоры госзакупки, заключенные до 31.03.2022.

Для остальных положений постановления N 188 переходные положения сформулированы таким образом, что его действие не распространяется на госзакупки, если процедуры госзакупок начаты или договоры заключены до вступления в силу постановления N 188. Правила определения начала процедуры традиционные для сферы закупок — это день принятия заказчиком решения о ее проведении. И, как следствие, проведение процедур таких закупок осуществляется в соответствии с законодательством, действовавшим до вступления в силу постановления N 188 (ч. 2 п. 2 постановления N 188).

Таким образом, при проведении процедур госзакупок с 31.03.2022 заказчики (организаторы) руководствуются нормами постановления N 395 (в ред. постановления N 188). Практика применения новаций покажет их эффективность, но на сегодня уже можно констатировать их целесообразность и необходимость, отдавая должное законодателю и в особенности уполномоченному государственному органу по госзакупкам за своевременность и качество подготовленных изменений.

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex