В Республике Беларусь с 1 июля 2019 г. вступает в силу новая редакция Закона о госзакупках. Законодательство приводится в соответствие с договором о ЕАЭС, правоприменительной практикой. В статье рассматривается, как регулируются аналогичные или схожие правоотношения согласно международно принятым нормам в иных государствах.

Международное регулирование госзакупок основывается в том числе на:

Типовом законе о публичных закупках Комиссии Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ);

руководстве по принятию типового закона ЮНСИТРАЛ;

Соглашении Всемирной торговой организации по правительственным закупкам (Agreement on Government Procurement), принятом по результатам Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров в 1994 году.

Американские госзакупки

В США законодательство в сфере госзакупок действует с 1792 года, с принятием Закона по регулированию федеральной системы государственных закупок: согласно ему полномочия в области закупок на государственные нужды были даны министерствам финансов и обороны.

В настоящее время проведение закупок для нужд федеральных органов власти в США является прерогативой Genneral Services Administration – Управления общих услуг (УОУ). На основе заявок министерств и ведомств УОУ организует крупнооптовые закупки, используя конкурсные процедуры, в первую очередь тендеры. Также проводятся закупки отдельными ведомствами и министерствами самостоятельно. Они именуются специализированными закупками.

Законодательство:

Правила закупок для федеральных нужд (Federal Acquisition Regulations, FAR);

— Правила закупок для нужд обороны – дополнение (Defense Federal Acquisition Regulations-Supplement, DFARS). Это основные документы, регламентирующие госзакупки США.

Много правовой документации о порядке госзакупок США доступно на сайте.

Обязательно создание и поддержание в актуальном состоянии каждым отдельным государственным ведомством США компьютерной базы данных по контрактам стоимостью свыше 25 тыс. долл. США.

Таким образом, в США действует как централизованная система, так и нецентрализованная система для отдельных государственных ведомств.

Также развиты в США электронные торги, которые в основном используются для закупок по упрощенным процедурам по контрактам стоимостью до 100 тыс. долл. США.

Закупки в странах ЕС

Закупки в странах ЕС базируются на нормах ВТО и ЮНСИТРАЛ, указанных выше.

В странах ЕС аналогичным образом действуют две системы закупок: распределительная и централизованная.

При распределительной модели каждое подразделение компании (департаменты, министерства и т.д.) проводит необходимые для удовлетворения своих нужд закупки самостоятельно. С этой целью в его структуре создаются специализированные закупочные отделы или иные аналогичные по функциям единицы.

Централизованная модель предусматривает создание своеобразного закупочного центра, куда стекаются заявки на закупки от подразделений. В случае максимального уровня централизации формируется специальное ведомство, отвечающее за все госзакупки, или соответствующий закупочный департамент для крупной компании.

Процедуры закупок в ЕС следующие:

— открытые и закрытые одно- и двухэтапные конкурсы;

— метод запроса котировок;

— закупки у единственного источника и другие.

Но наиболее эффективным оказывается комбинирование моделей, когда, например, общее руководство закупочной деятельностью (разработка нормативной правовой базы, планирование, контроль и координация) осуществляет министерство финансов или экономики, в частности, путем формирования бюджета, а конкретные закупки проводятся специализированными закупочными структурами (отделами). Законодательное регулирование различных категорий закупок обычно различается, причем в первую очередь это касается используемых тендерных процедур и способов определения победителей.

Также в некоторых странах ЕС практикуется представление местным поставщикам и подрядчикам при госзакупках различного рода преференций.

Кроме этого, информация о проведении госзакупок в странах ЕС размещается в ежедневном электронном вестнике тендеров Евросоюза – (имеются версии на всех языках стран ЕС).

Наряду с общими нормами ВТО и ЕЭС европейские страны регулируют закупки национальным законодательством, и оно имеет свои отличия.

Германия

Отличительной особенностью, например, Германии в этом вопросе является то, что государство, выступая в роли хозяйствующего субъекта при закупках, обязано соблюдать те же юридические и экономические принципы, что и представители частного сектора экономики.

Основой урегулирования возникающих при закупках споров служит гражданское право. Также отличительной чертой госзакупок в Германии является то, что под экономической выгодой понимают не всегда самые дешевые товары и услуги. Например, если речь идет о заказах, влияющих на окружающую среду, выбирают поставщика, чей регион наиболее подходит для производства.

Порядок проведения конкурсов (тендеров) и размещения госзаказов описаны в нормативных документах о проведении подрядов на государственные заказы, разработанных министерством экономики страны.

Польша

Основным Законом Республики Польша в сфере закупок является Закон от 29.01.2004 «О государственных закупках», с изменениями и дополнениями.

Основные процедуры — открытая и ограниченная.

Заказчики также могут использовать переговорную процедуру с публикацией уведомлений или нет, а также закупки из одного источника.

Объявления о проведении госзакупки обязательно размещаются в бюллетенях публичной информации на официальных сайтах госучреждений и органов местного самоуправления.

В соответствии с Законом Республики Польша от 29.01.2004 «О государственных закупках» Ведомство по государственным закупкам ведет единый реестр всех государственных закупок.

Китай

В Китае Закон о госзакупках (GPL) вступил в силу в 2002 году.

В соответствии с этим Законом есть отличительное от систем госзакупок других стран правило: правительственные учреждения и юридические лица КНР должны приобретать   отечественные товары и услуги, за исключением тех случаев, когда они стоят на 20% дороже импортных.

Нормы о закупках в строительстве содержит Закон «О торгах» (BL).

Имеются также иные подзаконные положения, регламентирующие перечни товаров, процедуры и прочие условия госзакупок.

С 2012 года был запущен Единый официальный китайский сайт для размещения информации о госзакупках. Сайт учрежден и управляется Китайской федерацией логистики и закупок /CFLP/ и предоставляет общественности информацию о поставщиках и покупателях, обнародует детали сделок, в том числе информацию о предложенных разными поставщиками товарах и ценах.

В Китае выделяют три способа закупок:

1. Открытые торги — закупающая организация приглашает организации подать заявки. Также обязательно опубликование уведомления о закупках в СМИ, назначенных государством.

2. Селективные торги — определенному кругу юридических лиц направляются письма-приглашения для участия в торгах (отсутствует требование к публичному опубликованию госзакупок).

3. Единственный источник закупок. Применяется только в случаях, определенных в Законе о госзакупках.

После вступления в ВТО в Китае обязательным стало представлять преференции национальным поставщикам в рамках госзаказа.

***

Таким образом, как следует из проведенного анализа, законодательство всех стран изменяется в сторону создания наиболее прозрачных и равных условий участия в госзакупках.