Постановлением 3 Совмин внес изменения по вопросам импортозамещения в строительстве, которые вступают в силу 06.02.2022.

1. Изменения в постановление Совмина о некоторых мерах по повышению требований к проектной документации в части снижения материало, энерго и импортоемкости проектных решений № 195 (далее постановление № 195)

Еще с 2012 года были установлены требования к проектной документации (далее — ПД) в части снижения материало-, энерго- и импортоемкости проектных решений, которые в настоящее время:

1) применяются при строительстве объектов, в том числе жилых домов, финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства, кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства и областных, Минского городского исполкомов (абз. 1 п. 1 постановления № 195).

Обратите внимание!
С 06.02.2022 расширен перечень источников финансирования. Особые требования к ПД будут применяться также при строительстве объектов, в том числе жилых домов, финансируемых полностью или частично за счет кредитов банков, выдаваемых под гарантии любых местных исполкомов (не только областных и г. Минска), а также кредитов банков, погашение и обслуживание которых осуществляются за счет бюджетных средств (абз. 4 подп. 1.1 п. 1 постановления 3).

Проектирование таких объектов осуществляется с применением проектов, рекомендуемых Минстройархитектуры из числа типовых проектов, проектов для повторного применения и проектов объектов-аналогов. Если такие проекты отсутствуют, разрабатываются индивидуальные проекты, к которым применяются новые материалы с высокими техническими параметрами и документация на типовые строительные конструкции, изделия и узлы, обеспечивающие минимальную материало-, энергоемкость. Индивидуальные проекты разрабатываются также на основании предельных норм расхода базовых строительных материалов на 1 кв. м общей площади объекта, устанавливаемых Минстройархитектуры. Установлен особый порядок формирования сметной стоимости строительства таких объектов. Кроме того, исключается функционально необоснованное усложнение архитектурных, градостроительных, конструктивных и технологических проектных решений. Перечисленные положения останутся прежними (подп. 1.1 — 1.3 п. 1 постановления № 195);

2) определяют, что если в ППД и ПД необходимо включить применение импортных строительных материалов и оборудования (при возведении, реконструкции и реставрации объектов, финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов), то определенными органами и организациями осуществляется оценка обоснованности их применения при расчетной (сметной) стоимости строительства объектов в установленных пределах. Так, в пределах до 50 млрд. руб. включительно в текущих ценах такую оценку осуществляет Минстройархитектуры, свыше 50 млрд. в текущих ценах — Республиканская комиссия по рассмотрению вопросов обоснованности стоимости возведения, реконструкции и реставрации объектов строительства, импортозамещения строительных материалов и оборудования (далее — Республиканская комиссия) (подп. 1-1 п. 1 постановления № 195).

Обратите внимание!
 С 06.02.2022 оценка обоснованности требуется в том числе, если возведение, реконструкция и реставрация объектов финансируется за счет внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства, кредитов банков Республики Беларусь, выданных под гарантии Правительства, местных исполкомов, кредитов банков, погашение и обслуживание которых осуществляются за счет бюджетных средств.
Кроме того, изменены пределы расчетной (сметной) стоимости строительства и уточнены структурные подразделения, которые предоставляют такую оценку обоснованности. При расчетной (сметной) стоимости строительства объектов до 9 млн. руб. включительно в ценах на 01.01.2021 оценку обоснованности осуществляет рабочая группа по предварительному рассмотрению вопросов обоснованности стоимости возведения, реконструкции и реставрации объектов строительства, импортозамещения строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования, созданной Минстройархитектуры (далее рабочая группа Минстройархитектуры), свыше 9 млн. руб. включительно в ценах на 01.01.2021 Республиканская комиссия.
Совмин также уточнил, что для сопоставления сметной стоимости строительства объекта с установленным значением расчетной (сметной) стоимости строительства в ценах на 01.01.2021 применяются прогнозные индексы цен в строительстве, утверждаемые Минэкономики (абз. 6 9 подп. 1.1 п. 1 постановления 3).

Помимо изложенного, с 06.02.2022 установлено, что при подготовке и выдаче разрешительной документации на строительство местным исполкомам необходимо предусматривать установление требований по применению цементобетона при устройстве покрытий объектов транспортной инфраструктуры. Если это иной материал (вид) покрытия (не цементобетон), согласование его применения при возведении, реконструкции объектов транспортной инфраструктуры будет осуществляться облисполкомами, Минским горисполкомом. Определено, что объекты транспортной инфраструктуры — автомобильные дороги, улицы населенных пунктов, подъезды к объектам, проезды всех категорий, тротуары, пешеходные дорожки, автостоянки, парковки (абз. 10 — 12 подп. 1.1 п. 1 постановления № 3).

2. Изменения в постановление Совмина о Республиканской комиссии 992

С 06.02.2022 изменится наименование Республиканской комиссии: наименование «Республиканская комиссия по рассмотрению вопросов обоснованности стоимости возведения, реконструкции и реставрации объектов строительства, импортозамещения строительных материалов и оборудования» заменят наименованием «Республиканская комиссия по рассмотрению вопросов обоснованности стоимости возведения, реконструкции и реставрации объектов строительства, импортозамещения строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования» (абз. 2 подп. 1.2 п. 1 постановления № 3).

В Положение о Республиканской комиссии внесены изменения (речь о которых уже шла ранее) в части расширения источников финансирования, когда требуется оценка обоснованности стоимости возведения, реконструкции и реставрации объектов строительства, а также установления нового предела расчетной (сметной) стоимости строительства свыше 9 млн. руб. в ценах на 01.01.2021, когда такую оценку осуществляет именно Республиканская комиссия (абз. 13 подп. 1.2 п. 1 постановления № 3).

Скорректированы и дополнены основные задачи Республиканской комиссии, к которым с 06.02.2022 относятся (абз. 14 — 18 подп. 1.2 п. 1 постановления № 3, п. 3 Положения о Республиканской комиссии):

— оценка обоснованности применения импортных строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования;

— оценка обоснованности стоимости возведения, реконструкции, реставрации объектов;

оценка обоснованности включения требований в задание на проектирование;

— контроль за реализацией решений Республиканской комиссии.

С учетом данных корректировок основных задач уточнены также функции Республиканской комиссии, которая будет рассматривать (абз. 19 — 23 подп. 1.2 п. 1 постановления № 3, п. 4 Положения о Республиканской комиссии):

— задание на проектирование лишь в случае превышения предельных нормативов стоимости строительства, устанавливаемых Минстройархитектуры;

— обоснование необходимости применения импортных строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования лишь при установлении заказчиком требования их применения в предпроектной (предынвестиционной) и проектной документации;

— обоснование увеличения стоимости возведения, реконструкции и реставрации объекта лишь в случае увеличения стоимости относительно установленной в задании на проектирование и превышения предельных нормативов стоимости строительства, устанавливаемых Минстройархитектуры.

Кроме того, органы госэкспертизы будут выдавать свои заключения по ПД не только с учетом решений Республиканской комиссии, но и рабочей группы Минстройархитектуры (абз. 30 подп. 1.2 п. 1 постановления № 3, п. 7 Положения о Республиканской комиссии).

Внесен ряд иных изменений, связанных с деятельностью Республиканской комиссии и рабочей группы Минстройархитектуры (подп. 1.2 п. 1 постановления № 3).