С 03.01.2021 Законом о нотариальной деятельности меняется порядок внесения сведений в единую электронную систему, а также хранения, учета и использования документов в нотариальных архивах <*>. В целях реализации данных изменений Совмин постановлением № 727 утвердил 2 положения, которые также вступают в силу с 03.01.2021 <*>:

– Положение о порядке внесения сведений в единую электронную систему учета нотариальных действий и наследственных дел, составе вносимых сведений, а также о порядке предоставления из этой системы сведений (далее – Положение о единой электронной системе учета нотариальных действий и наследственных дел);

На заметку
В настоящее время действует соответствующая Инструкция, утвержденная постановлением Минюста № 137 (далее – Инструкция № 137). 

– Положение о порядке выдачи нотариальными архивами архивной справки, архивной копии, архивной выписки.

На заметку
Установлено, что с 03.01.2021 выдача архивной справки, архивной копии, архивной выписки регулируется также административными процедурами <*>. В связи с этим единый перечень административных процедур дополнен пунктом, которым установлены орган, осуществляющий выдачу архивной справки, архивной копии и выписки, перечень необходимых документов и (или) сведений, срок осуществления процедуры, срок выдаваемых справок или других документов, а также размер платы <*>.

Изменены и дополнены положения о нотариальных тарифах <*>. В частности, установлены новые нотариальные тарифы за <*>:

– удостоверение отмены дарения, если даритель переживет одаряемого;

– выдачу свидетельства об удостоверении полномочий исполнителя завещания (душеприказчика);

– выдачу распоряжения о возмещении расходов, вызванных смертью наследодателя, охраной наследства и управление им, а также расходов на похороны наследодателя.

Единая электронная система учета нотариальных действий и наследственных дел

Расширен перечень лиц, которые могут вносить сведения в единую электронную систему. Теперь к ним будут относиться не только нотариусы, но и <*>:

– уполномоченные должностные лица местных исполкомов. Основания для внесения ими сведений – регистрация совершенного нотариального действия в реестре для регистрации нотариальных действий;

– должностные лица загранучреждений. Основания для внесения ими сведений – регистрация совершенного нотариального действия в реестре для регистрации нотариальных действий, открытие на основании заявления в установленном порядке наследственных дел.

Внимание!
Установлен
состав сведений, вносимых в единую электронную систему. В частности <*>:
—  в реестр учета нотариальных действий вносятся порядковый номер и дата регистрации нотариального действия, вид нотариального действия и прочие сведения;
реестр учета наследственных дел вносятся дата регистрации в книге учета наследственных дел заявления, Ф.И.О. наследодателя, дата его смерти и прочие сведения;
реестр учета депозитов нотариусов вносятся регистрационный номер в реестр депозита нотариуса, дата поступления заявления должника о принятии денежных средств и (или) ценных бумаг в депозит нотариуса и прочие сведения.
 

Скорректированы прежние и установлены новые сроки внесения  сведений. Например, уполномоченные должностные лица местных исполкомов в соответствии с регламентом информационного взаимодействия вносят в единую электронную систему сведения не позднее 2-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором были совершены нотариальные действия <*>.

Изменен порядок предоставления сведений из единой электронной системы. Так, Белорусская нотариальная палата обеспечит теперь доступ к сведениям о доверенности, а не только об ее отмене <*>.

Внимание!
Закон о нотариальной деятельности определил, что сведения о доверенности не составляют нотариальную тайну <*>.