Минприроды постановлением от 24.11.2020 N 27 внесло изменения в порядок разработки инструкции по обращению с отходами производства. Рассмотрим некоторые из коррективов.

1. Упрощена процедура согласования инструкций в случаях, когда у юрлиц есть подразделения, которые не являются обособленными и располагаются на территории разных областей (Минска).

С 09.12.2020 субъекты хозяйствования вправе разрабатывать отдельные инструкции в целом для всех подразделений, находящихся в пределах одной административно-территориальной единицы (область, столица) <*>.

Напомним, ранее в таких случаях разрабатывали одну инструкцию по обращению с отходами производства. Но согласовывать ее приходилось со всеми территориальными органами Минприроды по месту осуществления деятельности каждого подразделения. А на это уходило немало времени.

2. Уточнен перечень общих сведений, которые должны содержаться в одноименном разделе <*>. Так, помимо наименования и места нахождения субъекта хозяйствования, надо указывать УНП, виды экономической деятельности, связанные с обращением с отходами производства, а также дополнительные сведения:

— о вводе в эксплуатацию зданий, сооружений и иных объектов, принадлежащих и (или) эксплуатируемых субъектом хозяйствования, – для объектов хранения, захоронения, обезвреживания отходов, объектов по использованию отходов и объектов, на которых осуществляется подготовка отходов;

— наличии положительных заключений государственной экологической экспертизы (в случаях, предусмотренных законодательством в области государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду) — по документации на вышеназванные объекты (если ее разработки требует законодательство).

Такая информация позволит территориальным органам Минприроды провести более детальную оценку деятельности в части обращения с отходами производства (в том числе оценку потенциальной возможности осуществления такой деятельности).

3. Субъектам хозяйствования вменено в обязанность обеспечивать хранение отходов с учетом проектных решений, предусмотренных в проектной документации (если последняя разрабатывается в соответствии с законодательством), прошедшей государственную экологическую экспертизу <*>. Обусловлено это тем, что на практике субъекты хозяйствования зачастую не выполняют проектные решения при строительстве площадок для хранения отходов.

4. Уточнен порядок указания степени (класса) отходов в приложении «Образующиеся отходы производства».

Так, в случае, когда в ОКРБ 021-2019 отсутствуют соответствующие сведения, степень (класс) надо указывать на основании заключения, полученного согласно Инструкции № 41/108/65. При этом нужно зафиксировать, кем выдано заключение, на какую дату и за каким номером. А если заключения нет, следует перечислить опасные свойства отходов, по которым ее (его) можно установить <*>.

5. В новой редакции изложена норма, касающаяся величин показателей, включаемых в расчет-обоснование количества отходов производства для временного хранения (приложение к инструкции) <*>. Так:

— ограничено допустимое количество накопления отходов, необходимое для перевозки (одна транспортная единица). Оно по-прежнему устанавливается с учетом грузоподъемности транспортного средства и количества отходов производства, возможного для перевозки за один рейс, но при этом не должно превышать количество отходов, которое с учетом мощностей мест их временного хранения может там размещаться;

— уточнено допустимое количество накопления отходов, необходимое для перевозки, в случаях, когда ежедневное (разовое) образование отходов производства превышает одну транспортную единицу. В таких ситуациях можно установить одну транспортную единицу с учетом условий и мощности мест временного хранения таких отходов в соответствии с проектной документацией (если она требуется), обосновав это количество;

— уточнена норма в части допустимого количества накопления отходов производства при их подготовке. Так, субъекты хозяйствования, которые осуществляют подготовку отходов, дополнительно должны указывать количество накопления отходов, предназначенных для подготовки, с учетом грузоподъемности транспортного средства и количества отходов производства, возможного для перевозки за один рейс, и обосновывать это количество;

— ограничено количество накопления отходов для субъектов хозяйствования, которые эксплуатируют объекты по использованию (обезвреживанию) отходов. Оно должно составлять не больше одной четвертой годовой мощности таких объектов.

Изменения вступают в силу с 09.12.2020. При этом встает вопрос: как быть с уже разработанными и согласованными инструкциями по обращению с отходами производства? Постановление № 27 никаких предписаний на этот счет не дает. Полагаем, субъекты хозяйствования могут ими пользоваться и после указанной даты, и вот почему.

Основания для разработки новой инструкции установлены законодательством. Причем их перечень является закрытым <*>. С рассматриваемой ситуацией наиболее соотносимо такое основание, как изменение требований законодательства, регулирующих порядок обращения с отходами. Напомним, обращение с отходами – это деятельность, связанная с образованием отходов, их сбором, разделением по видам, подготовкой, удалением, хранением, захоронением, перевозкой, обезвреживанием и (или) использованием <*>. Но скорректированный Минприроды документ регламентирует лишь разработку и утверждение инструкции по обращению с отходами производства, а порядок такого обращения не закрепляет. Исходя из этого считаем, что в составлении новых инструкций нет необходимости.

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex