Закон N 119-З вносит коррективы в Закон N 429-З, который регулирует производство и оборот алкогольной, спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта. Основные изменения вступят в силу с 21 января 2022 года и затронут, в частности, следующие аспекты.

1. Меры госрегулирования в этой сфере.

Так, с указанной даты законодательными актами сможет вводиться госмонополия на производство и (или) оборот алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта (п. 3 ст. 3 Закона N 429-З).

2. Право на осуществление деятельности, связанной с оборотом непищевого этилового спирта (ч. 5 п. 2 ст. 5 Закона N 429-З).

С вступлением в силу изменений импортировать такой спирт будут вправе не только юрлица-переработчики, но и юрлица — производители нефтепродуктов (т.е. организации с основным видом деятельности «производство продуктов нефтепереработки») для его использования в ходе испытаний продуктов нефтепереработки. При этом названные юрлица должны быть аккредитованы для проведения испытаний производимых нефтепродуктов по установленным методикам, предусматривающим применение указанного спирта.

3. Продажа алкоголя в розлив при оказании услуг общепита юрлицам и ИП.

С началом действия новой редакции Закона N 429-З субъекты общепита смогут продавать в розлив алкогольные напитки юрлицам и ИП при оказании им услуг общепита. Однако для этого будет требоваться спецразрешение (лицензия). Порядок реализации установит Совмин (п. 4 ст. 7 Закона N 429-З).

4. Контрольные марки.

Напомним, эти документы с определенной степенью защиты предназначены для дополнительной маркировки алкогольных напитков, промаркированных акцизными марками, выводимыми из обращения (абз. 6 ст. 2 Закона N 429-З в действующей редакции). В новой редакции Закона N 429-З термин «контрольная марка» отсутствует, обязанность маркировать ими в названных случаях алкоголь не предусматривается.

5. Обязательное сопровождение алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта.

Новая редакция Закона N 429-З, как и действующая, требует обязательного сопровождения (ч. 1 п. 1, п. 2 ст. 23):

1) подразделениями Департамента охраны МВД (при перевозке автотранспортом) или военизированной охраной Белорусской железной дороги (при перевозке ж/д транспортом) алкогольной продукции, а также непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта по перечню;

2) подразделениями Департамента охраны МВД этилового ректификованного технического и этилового денатурированного спиртов, получаемых из пищевого или непищевого сырья, произведенных в Беларуси и перевозимых автотранспортом по ее территории в объеме более 100 декалитров.

При этом есть новшество: не надо соблюдать названные требования об обязательном сопровождении, если используются навигационные устройства (пломбы), функционирующие посредством информационных систем, которые обеспечивают дистанционный контроль за перемещением транспортных средств и соблюдением установленного маршрута перевозки товаров. Такие устройства (пломбы) предоставляются национальным оператором системы отслеживания (мониторинга) международных транзитных перевозок товаров. Порядок предоставления и использования устройств (пломб), а также порядок обеспечения контроля установит Совмин (п. 3 ст. 23 Закона N 429-З).

6. Порядок расчетов при оптовой торговле алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукцией и непищевым этиловым спиртом.

Так, с 21 января 2022 года вводятся дополнительные способы прекращения дебиторской задолженности за поставленную продукцию и спирт. В частности, до названной даты запрещаются сделки, предусматривающие уступку требования, за некоторым исключением. С указанной даты допускается заключать с должниками, находящимися в процедуре экономической несостоятельности (банкротства) либо привлеченными судом к субсидиарной ответственности (ч. 2 п. 1 ст. 25 Закона N 429-З):

— договоры финансирования под уступку денежного требования (договора факторинга);

— договоры уступки требования при секьюритизации.

При этом суммы предоставляемого фактором или специальной финорганизацией финансирования должны зачисляться на счет поставщика этих продукции и спирта.

7. Порядок производства оригинальных алкогольных напитков и торговли ими.

Понятие оригинальных напитков не корректируется. Это, как и теперь, напитки, которые вырабатываются из натурального зернового и растительного сырья по народным рецептам в соответствии с ТНПА в области технического нормирования и стандартизации, технологическими документами (п. 2 ст. 30 Закона N 429-З).

При этом требования к производству и продаже оригинальных напитков претерпели изменения. Так, сокращается количество документов, необходимых для производства таких напитков. С указанной даты для этой цели будут нужны (п. 3 ст. 30 Закона N 429-З):

— ТНПА в области технического нормирования и стандартизации на оригинальный алкогольный напиток;

— документы об оценке соответствия;

— положительное санитарно-гигиеническое заключение, выданное в случаях, когда обязательного проведения санитарно-гигиенической экспертизы требуют законодательные акты.

В настоящее время помимо названных документов, в частности, необходимы:

— свидетельство о государственной регистрации оригинального алкогольного напитка;

— заключение органа государственного пожарного надзора МЧС о соответствии производства, где предполагается выпуск оригинальных алкогольных напитков, требованиям противопожарного нормирования и стандартизации;

— заключение органа гостехнадзора МЧС о соответствии такого производства требованиям промышленной безопасности.

Еще одна новация касается установления цен на оригинальные алкогольные напитки крепостью свыше 28%. Этим будет заниматься не Минэкономики, а МАРТ (п. 2 ст. 32 Закона N 429-З).

8. Розничная торговля.

Термин «розничная торговля алкогольными напитками» употребляется и сейчас. При этом в Законе N 429-З не определено, что под ним понимать. Согласно же новой редакции названного Закона розничная торговля алкоголем — это осуществление предпринимательской деятельности, связанной с приобретением и продажей алкогольных напитков для личного, семейного, домашнего и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, если иное не установлено законодательными актами, а также продажа и организация потребления алкогольных напитков при осуществлении общественного питания (абз. 13 ст. 2).

9. Ограничения в области оборота алкогольной продукции.

В редакции Закона N 429-З, которая будет действовать с 21 января 2022 года, зафиксирован запрет на выплату производителями и оптовиками вознаграждения за продвижение алкоголя юрлицами, его реализующими (подп. 1.23 п. 1 ст. 11).

Напомним, такой запрет введен постановлением N 704, действует с 2 октября 2018 года и распространяется на алкогольные напитки, на которые установлены предельные минимальные отпускные цены. То есть на продукцию крепостью свыше 28% и плодовые крепленые марочные вина (постановления N 52 и N 53).

Под вознаграждением понимают любые платежи (в том числе премии и бонусы):

1) за приобретение у поставщика определенного количества алкогольных напитков;

2) оказание услуг, направленных на повышение спроса покупателей на товары, в том числе путем:

— рекламирования алкогольных напитков и (или) используемых для их обозначения товарных знаков;

— исследования потребительского спроса;

— проведения маркетинговых исследований, подготовки информации о таких исследованиях;

— подготовки иной отчетности, содержащей информацию об алкогольных напитках.

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex