Вносятся изменения в Закон о здравоохранении.
Документ вступает в силу с 23.07.2021.
Грядут следующие изменения.
1. Обновлен понятийный аппарат. Так, в частности, предусмотрены определения терминов «близкие родственники», «качество медицинской помощи», «медицинские изделия», «медицинский документ», «электронный медицинский документ», «электронная медицинская карта пациента» <*>.
2. Изменения коснутся права постоянно проживающих в стране иностранных граждан и лиц без гражданства (далее – иностранцы) на доступное медобслуживание. Дополнено, что иностранцы, постоянно проживающие в Республике Беларусь, имеющие право на доступное медицинское обслуживание наравне с гражданами Республики Беларусь, будут иметь право на получение бесплатной медицинской помощи на основании государственных минимальных социальных стандартов в области здравоохранения в государственных учреждениях здравоохранения, если иное не будет установлено законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь <*>.
3. Дополнены полномочия Совмина и Минздрава в области здравоохранения, а также местных исполкомов.
В частности, Минздрав будет определять порядок разработки, формирования, ведения, эксплуатации информационных систем, информационных ресурсов, баз (банков) данных и (или) реестров (регистров) в здравоохранении, входящих в состав централизованной информационной системы здравоохранения, требования к ним, а также порядок их взаимодействия с централизованной информационной системой здравоохранения <*>.
4. В структуру здравоохранения включаются университетские клиники – учреждения, осуществляющие медицинскую деятельность и участвующие в реализации образовательных программ высшего образования, а также оператор централизованной информационной системы здравоохранения <*>.
5. Вводится процедура аккредитации госорганизаций здравоохранения <*>.
Будут подлежать медицинской аккредитации госорганизации здравоохранения, подчиненные Минздраву, местным исполкомам, в целях установления соответствия госорганизаций здравоохранения критериям медицинской аккредитации.
Порядок проведения медицинской аккредитации, образец документа о медицинской аккредитации, перечень госорганизаций здравоохранения, подлежащих медицинской аккредитации, видов оказываемой ими медицинской помощи по профилям заболеваний, состояниям, синдромам устанавливаются Совмином. А вот критерии медицинской аккредитации устанавливаются Минздравом.
6. Дополнен Закон о здравоохранении новой главой о государственном социальном заказе в области здравоохранения <*>.
Целью государственного социального заказа в области здравоохранения является реализация конституционного права граждан на охрану здоровья путем повышения доступности оказания медицинской помощи.
При этом под государственным социальным заказом в области здравоохранения понимается механизм привлечения:
— индивидуальных предпринимателей, осуществляющих медицинскую деятельность, негосударственных организаций здравоохранения к оказанию медицинской помощи, реализации проектов в области здравоохранения, направленных на повышение доступности оказания медицинской помощи;
— негосударственных некоммерческих организаций к участию в оказании медицинской помощи, реализации проектов в области здравоохранения, направленных на повышение доступности оказания медицинской помощи.
7. Расширено понятие медицинской профилактики. Статья 18-1 Закона о здравоохранении изложена в новой редакции <*>.
Введено понятие раннего вмешательства <*>.
Обратите внимание!
Мероприятия по раннему вмешательству представляют собой систему организационных и практических действий, направленных на выявление детей в возрасте до трех лет с нарушениями развития или риском появления таких нарушений, оказание таким детям медицинской и иной помощи в целях их оптимального развития, сохранения и восстановления их здоровья, а также включающих сопровождение и поддержку их семей.
8. Расширяется перечень организаций здравоохранения, уполномоченных проводить обязательные и внеочередные медосмотры <*>.
Так, обязательные и внеочередные медосмотры работающих проводятся госорганизациями здравоохранения, другими организациями, которые наряду с основной деятельностью также осуществляют медицинскую деятельность в порядке, установленном законодательством.
Обратите внимание!
Другие организации, которые наряду с основной деятельностью также осуществляют медицинскую деятельность в порядке, установленном законодательством, вправе проводить обязательные и внеочередные медицинские осмотры только в отношении граждан, работающих в этих организациях (поступающих на работу в эти организации).
9. Статья 32 «Патологоанатомическое исследование» изложена в новой редакции <*>.
Определено, что относится к патологоанатомическому исследованию.
Расширены случаи, когда проводится обязательное патологоанатомическое исследование умершего.
10. Перечень видов медицинских экспертиз дополнен следующими экспертизами, описание которых изложено в новых статьях Закона о здравоохранении <*>:
— экспертиза профессионального характера заболевания;
— экспертиза качества медицинской помощи.
При этом определено, что проведение экспертизы временной нетрудоспособности, медико-социальной экспертизы, медицинского освидетельствования, независимой медицинской экспертизы, экспертизы профессионального характера заболевания, экспертизы качества медицинской помощи осуществляется в соответствии с методами проведения медицинских экспертиз, разрешенными к применению в порядке, установленном Минздравом, если иное не предусмотрено законодательством о здравоохранении.
Обратите внимание!
При несогласии пациента, иных заинтересованных лиц с заключением медико-реабилитационной экспертной комиссии, медико-экспертной комиссии, военно-врачебной экспертизы, экспертизы профессионального характера заболевания и в иных случаях, установленных Совмином, по заявлению пациента, иных заинтересованных лиц проводится независимая медицинская экспертиза <*>.
Также дополняется Закон о здравоохранении следующими видами экспертиз:
— клинико-экономическая (фармакоэкономическая) экспертиза <*>;
— оценка качества медицинской помощи и медицинских экспертиз <*>.
11. Нормы, регулирующие проведение медико-социальной, военно-врачебной экспертиз и медицинского освидетельствования изложены в новой редакции <*>.
12. Отдельная глава будет регулировать вопросы информационного обеспечения в области здравоохранения <*>.
В рамках информационного обеспечения в области здравоохранения осуществляются:
— создание, развитие, сопровождение и эксплуатация централизованной информационной системы здравоохранения;
— оказание медицинской помощи, медицинское наблюдение и проведение медицинских экспертиз с применением телемедицинских технологий.
13. Появляется централизованная информационная система здравоохранения (далее – ЦИС), в которой будет храниться и обрабатываться медицинская информация <*>.
ЦИС – это интегрированная информационная система, обеспечивающая централизованное хранение и обработку медицинской информации в области здравоохранения, включая базы (банки) данных, реестры (регистры) в здравоохранении, информационное взаимодействие и доступ в установленном порядке пользователей централизованной информационной системы здравоохранения к указанной информации.
В рамках эксплуатации ЦИС осуществляются:
— получение, передача, сбор, обработка, накопление, хранение, поиск, предоставление медицинской информации, а также защита информации в области здравоохранения;
— формирование электронной медицинской карты пациента, других электронных медицинских документов, единого электронного архива медицинской информации о пациентах, иных информационных ресурсов, государственной статистики здравоохранения;
— обезличивание в порядке, установленном Минздравом, персональных данных лиц, которым оказывается медицинская помощь;
— обеспечение доступа граждан к электронным сервисам в области здравоохранения;
— удаленное предоставление информации госорганам и организациям в установленных законодательными актами случаях.
Обратите внимание!
Когда пациент или его законные представители дают согласие, отзывают согласие на внесение и обработку их персональных данных, информации, составляющей врачебную тайну, отказываются от их внесения и обработки при формировании электронной медицинской карты пациента, информационных систем, информационных ресурсов, баз (банков) данных, реестров (регистров) в здравоохранении, то и согласие, и отказ оформляются на бумажном носителе или иным способом, не запрещенным законодательством, по формам и в порядке, устанавливаемым Минздравом <*>.
При этом медработники обязаны также информировать пациентов или их законных представителей о праве на отказ от внесения в ЦИС информации, составляющей врачебную тайну <*>.
Поставщиками информации в ЦИС будут:
— Минздрав;
— местные исполкомы;
— иные госорганы в соответствии с полномочиями, установленными законодательством;
— организации здравоохранения;
— другие организации, в том числе организации, которые наряду с основной деятельностью также осуществляют медицинскую, фармацевтическую деятельность;
— индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую, фармацевтическую деятельность.
На заметку
Владельцем ЦИС является Минздрав.
Вместе с тем закреплено право пациента на <*>:
— отказ от внесения информации, составляющей врачебную тайну, в ЦИС, за исключением информации, предоставляемой организациями здравоохранения в правоохранительные органы в соответствии с законодательством;
— ознакомление с медицинскими документами, имеющимися в организации здравоохранения и отражающими информацию о состоянии его здоровья, фактах обращения за медицинской помощью.
14. Детализировано оказание медицинской помощи, медицинского наблюдения и проведения медицинских экспертиз с применением телемедицинских технологий <*>.
15. Законом N 94-З расширяются возможности использования отделений дневного пребывания: при оказании медицинской помощи в таких отделениях граждане будут обеспечены лекарственными средствами и медицинскими изделиями в пределах республиканских формуляров за счет бюджета аналогично пребыванию в условиях стационара <*>.
16. Установлено, что форма согласия пациента на сложное медицинское вмешательство устанавливается Минздравом <*>.
17. У медиков появится право на профессиональный риск при выполнении различных, прежде всего высокотехнологичных, вмешательств <*>.
Обратите внимание!
Профессиональный риск признается обоснованным, если медицинская помощь оказывалась на основании клинических протоколов, порядка оказания медицинской помощи по профилям заболеваний и результат не мог быть достигнут не связанными с риском действиями, а медицинский работник, допустивший риск, обоснованно рассчитывал, что принял все возможные меры для оказания медицинской помощи с учетом характера заболевания, состояния, синдрома и (или) их течения и индивидуальных особенностей организма пациента.
18. Вводится новый институт: резидентура, которая заменит клиническую ординатуру <*>.
На заметку
Резидентура – это форма индивидуальной профессиональной подготовки врачей-специалистов, лиц, получивших высшее медицинское образование за пределами Республики Беларусь, в целях углубления профессиональных знаний и совершенствования практических навыков, освоения передовых медицинских технологий, изменения профиля медицинской специальности.
Сроки, порядок организации и прохождения подготовки в резидентуре, порядок распределения лиц, проходивших подготовку в резидентуре в очной форме за счет средств республиканского бюджета, устанавливаются Президентом.
19. Определено, что порядок оказания первой помощи, при которой выполняются отдельные медицинские вмешательства в отношении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава ОВД, СК, Государственного комитета судебных экспертиз, органов и подразделений по ЧС, органов финансовых расследований КГК, других войск и воинских формирований, устанавливается Минобороны совместно с Минздравом <*>.