Е.В. Шаршун, начальник отдела гражданского,
хозяйственного и экологического законодательства
управления законодательства о гражданских, финансово-экономических
и экологических отношениях Национального центра законодательств
и правовых исследований Республики Беларусь

С 01.01.2023 вступает в силу новая редакция КоЗ, предусмотренная Законом N 195-З. Рассмотрим наиболее значимые корректировки КоЗ в отношении изъятия и предоставления земельных участков.

Новая редакция КоЗ в целом сохранила действующий порядок предоставления земельных участков, находящихся в госсобственности. Для изъятия и предоставления участка требуется:

— предварительное согласование места его размещения для строительства объекта. Случаи, когда согласование не требуется, будет устанавливать Совмин;

— разработка проекта его отвода с установлением границ на местности и принятие на этой основе решения об изъятии и предоставлении;

— госрегистрация его создания и возникновения прав, ограничений (обременений) прав на него, если законодательные акты не устанавливают иного.

Закон N 195-З предусматривает возможность оформления документов для отвода земельных участков и строительства многоквартирных жилых домов для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе объектов инженерной инфраструктуры, одновременно с выполнением работ по проектированию, если есть акт выбора места размещения земельного участка (если при изъятии и предоставлении участка проводится предварительное согласование места его размещения).

Как и ранее, земельные участки, находящиеся в госсобственности, предоставляются преимущественно по результатам аукционов. Без аукциона участок могут предоставить в случаях, установленных ст. 42 новой редакции КоЗ. При этом с учетом интересов государства, местных условий и экономической эффективности облисполкомы наделяются правом определять населенные пункты и иные территории (за исключением Минска и областных центров), на которых участки, в том числе для определенных целей, можно предоставлять без аукциона.

Закон N 195-З также определил условия предоставления дополнительных земельных участков — смежных участков либо их частей, которые испрашиваются дополнительно к используемому участку на том же праве. С учетом градостроительных регламентов, природоохранных и санитарно-эпидемиологических требований дополнительный участок не может использоваться в качестве самостоятельного для строительства и обслуживания капитального строения (здания, сооружения).

Дополнительные земельные участки вне зависимости от целей изымаются и предоставляются по результатам конкурса либо без него не ранее чем через 30 календарных дней со дня включения в перечень свободных (незанятых) земельных участков. Причем при наличии заключения структурного подразделения местного исполкома, осуществляющего государственно-властные полномочия в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, с обоснованием размера дополнительно испрашиваемого земельного участка не требуется разработка градостроительного паспорта.

При предоставлении дополнительных земельных участков в отношении образованных участков должны соблюдаться:

— предельные размеры, установленные КоЗ;

— градостроительные регламенты, природоохранные и санитарно-эпидемиологические требования.

При поступлении в местный исполком в течение 30 календарных дней со дня включения дополнительного земельного участка в вышеназванный перечень заявлений от двух или более заинтересованных лиц о предоставлении дополнительного земельного участка он предоставляется по результатам конкурса. Если заявление подал только один гражданин (ИП, юридическое лицо), участок ему предоставляется без конкурса по истечении 30 календарных дней со дня подачи заявления.

Уточняется порядок предоставления земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства. Для предоставления такого участка не требуется регистрация по месту жительства в сельских населенных пунктах, поселках городского типа или в иных населенных пунктах, расположенных на территории сельсовета.

Земельный участок для указанной цели предоставляется гражданам (одному из членов семьи) без аукциона. С учетом интересов государства, местных условий и экономической эффективности облисполкомы вправе определять территории, на которых земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства будут предоставляться гражданам по результатам аукциона. Размер такого участка может составлять до 4 га независимо от находящихся у граждан иных земельных участков, их целевого назначения и площади.

Закон N 195-З предусматривает возможность образования хуторов на землях, непригодных для использования по назначению в качестве земель сельхозназначения, лесного фонда, промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения. Размер участка для хутора будет зависеть от местных условий и особенностей, а также от волеизъявления лица, которому участок предоставляется.

Увеличиваются предельные размеры земельных участков, предоставляемых для определенных целей. Так, размер участка, предоставляемого:

для строительства и обслуживания жилого дома, квартиры в блокированном жилом доме, расположенных в Минске, областных центрах и городах областного подчинения, — не должен превышать 0,15 га; в других городах и поселках городского типа — 0,25 га, в сельских населенных пунктах — 1 га.

Облисполкомы вправе определять перечни сельских населенных пунктов в границах областей, на территории которых не будут предоставляться участки для строительства и обслуживания жилого дома, квартиры в блокированном жилом доме размером свыше 0,25 га и до 1 га.

Размеры участков, находящихся в пользовании граждан, ИП или юридических лиц или предоставленных им, на которых находятся эксплуатируемые до 01.01.2023 жилые дома, квартиры в блокированных жилых домах; участков, предоставляемых в Минске, областных центрах, городах областного подчинения, других городах и поселках городского типа для строительства и обслуживания таких домов и квартир, могут составлять до 0,3 га включительно. В больших размерах — если это предусматривает проектная документация на строительство жилого дома или иные документы (сведения земельно-кадастровой документации, решение уполномоченного госоргана о предоставлении участка и т.д.), подтверждающие использование участка большей площадью, чем предусматривают правоудостоверяющие документы;

коллективного садоводства, дачного строительства гражданам, не должен превышать 0,15 га независимо от находящихся у граждан иных земельных участков для таких целей и от площади таких участков;

ведения крестьянского (фермерского) хозяйства его главе, не должен превышать 100 га сельхозземель независимо от размера участка, предоставленного для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.

При изъятии и предоставлении участков для строительства и обслуживания нежилых капитальных строений (зданий, сооружений) размер участка определяется с учетом градостроительных регламентов, природоохранных и санитарно-эпидемиологических требований, площади застройки, указанной в итоговых технических документах, увеличенной не более чем в 3 раза.

Расширяются случаи, когда не требуются изъятие и предоставление земельных участков. Так, в настоящее время не требуется изъятие и предоставление участков для использования их для изыскательских работ, строительства линейных сооружений, проведения работ по благоустройству территорий населенных пунктов, размещения геодезических пунктов.

Помимо указанных в новой редакции КоЗ, к таким случаям будет относиться использование земельных участков для размещения (установки) нестационарных объектов на землях общего пользования, а также на участках, предоставленных юридическим лицам, ИП. Подобное использование вне зависимости от целевого назначения участка и вида права на него будет осуществляться на основании решений местных исполкомов о размещении (установке) нестационарных объектов, порядок принятия которых определит Совмин.

Нестационарные объекты любые объекты, не являющиеся капитальными, вне зависимости от присоединения их к инженерным коммуникациям, включая передвижные торговые объекты и передвижные объекты общепита.

Без изъятия у землепользователей возможно будет использование участков на землях всех категорий в случае чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в целях обеспечения национальной безопасности и нужд обороны по решению местного исполкома с возмещением причиненных убытков (при их наличии).

Кроме того, Совмин наделяется правом определять иные случаи, когда не требуются изъятие и предоставление земельных участков.

Еще одним важным нововведением Закона N 195-З является закрепление возможности предоставления земельных участков гражданам в садоводческих товариществах по фактическому пользованию без внесения изменений в утвержденный проект организации и застройки территории садоводческого товарищества. При этом должны быть соблюдены следующие условия:

садоводческое товарищество создано до 01.09.2022;

заинтересованным лицом подано соответствующее заявление в течение трех лет с 01.09.2022;

фактическое местоположение границы предоставляемого земельного участка соответствует внешней границе садоводческого товарищества, зарегистрированной в едином государственном регистре недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним или содержащейся в земельно-информационной системе Республики Беларусь, а в случае их несоответствия внесены изменения в документы этого регистра или внесены исправления в эту систему в отношении внешней границы товарищества, установленной по фактическому пользованию.

Если товарищество создано после 01.09.2022 изменение границ земельных участков для коллективного садоводства и (или) застройки территории садоводческого товарищества не допускается без внесения изменений в утвержденный проект организации и застройки территории садоводческого товарищества.

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex