Е.В. Шаршун, начальник отдела гражданского,
хозяйственного и экологического законодательства
управления законодательства о гражданских, финансово-экономических
и экологических отношениях Национального центра законодательств
и правовых исследований Республики Беларусь

С 01.01.2023 вступает в силу новая редакция КоЗ, предусмотренная Законом N 195-З.

Рассмотрим корректировки КоЗ, связанные с земельными спорами и принятием решений в отношении самовольных построек.

Урегулирована ситуация, связанная с разделом приобретенных в период брака в общую совместную собственность жилого дома, дачи.

В случае раздела между супругами (бывшими супругами) приобретенных ими в период брака в общую совместную собственность жилого дома, дачи, в том числе не завершенных строительством и законсервированных, квартиры в блокированном жилом доме, садового домика, расположенных на земельном участке, являющемся собственностью одного из супругов (бывших супругов), либо долей в праве собственности на эти объекты супруг (бывший супруг), которому перешла доля в праве собственности на указанные объекты недвижимого имущества, вправе требовать от другого супруга (бывшего супруга) отчуждения ему доли в праве собственности на земельный участок, соответствующей перешедшей ему доле в праве собственности на расположенные на земельном участке объекты недвижимого имущества. При возмездном отчуждении доли в праве собственности на земельный участок ее стоимость определяется соглашением супругов (бывших супругов), но не ниже кадастровой стоимости земельного участка, приходящейся на соответствующую долю в праве на земельный участок. При недостижении супругами (бывшими супругами) соглашения об отчуждении доли в праве собственности на земельный участок спор подлежит разрешению в судебном порядке.

В целях обеспечения защиты прав землепользователей в КоЗ включена норма, в соответствии с которой при принудительном изъятии земельного участка за нарушение законодательства об охране и использовании земель (за исключением конфискации) собственнику земельного участка будет возмещаться сумма, полученная от продажи этого земельного участка с публичных торгов, за вычетом расходов на их проведение, но не более суммы, уплаченной собственником при приобретении земельного участка, с учетом инфляции (п. 5 ст. 75 новой редакции КоЗ). Порядок проведения таких торгов установит Совет Министров.

Законом N 195-З уточнен порядок рассмотрения земельных споров.

Во-первых, исключена компетенция областных, городских (городов районного подчинения), сельских и поселковых исполнительных комитетов по рассмотрению земельных споров. Во-вторых, предусмотрено, что земельные споры, связанные с границами земельных участков независимо от вида права на эти земельные участки, в отношении которых либо в отношении одного из которых фиксированная граница не устанавливалась, будут рассматриваться Минским городским, городскими (городов областного подчинения), районными исполнительными комитетами.

Порядок рассмотрения земельных споров местными исполнительными комитетами будет установлен Советом Министров.

Кроме того, Законом N 195-З предусмотрен новый порядок принятия решений в отношении самовольных построек (норма вступила в силу с 01.09.2022).

В частности, согласно  п. 2 ст. 3 Закона N 195-З при выявлении подтвержденных до 01.09.2022 случаев самовольного занятия земельного участка (части земельного участка) либо несоблюдения целевого назначения предоставленного земельного участка, либо предоставления земельного участка с нарушением установленного порядка могут быть приняты следующие решения:

Минским городским, областными исполнительными комитетами по согласованию с Президентом:

о предоставлении земельного участка при его самовольном занятии независимо от категорий и видов земель;

предоставлении дополнительного земельного участка при самовольном занятии части земельного участка либо об изменении целевого назначения земельного участка при несоблюдении его целевого назначения — из сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения, лесных земель лесного фонда (природоохранных, рекреационно-оздоровительных и защитных лесов);

сохранении права на земельный участок, предоставленный для строительства и обслуживания капитального строения (здания, сооружения) государственным органом, не имеющим полномочий на принятие соответствующего решения, и (или) без проведения аукциона, когда предоставление земельного участка возможно только по результатам аукциона;

Минским городским, областными, районными и сельскими исполнительными комитетами:

о предоставлении дополнительного земельного участка при самовольном занятии части земельного участка, за исключением сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения, лесных земель лесного фонда;

изменении целевого назначения земельного участка при несоблюдении целевого назначения предоставленного земельного участка, за исключением сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения, лесных земель лесного фонда;

сохранении права на земельный участок, ранее предоставленный с нарушением установленной очередности предоставления земельных участков и (или) без предварительного согласования места размещения земельного участка, если в соответствии с законодательными актами требуется такое согласование.

Указанные решения могут быть приняты при соблюдении в совокупности следующих условий:

сохранение возведенного, реконструированного капитального строения (здания, сооружения) и изменение целевого назначения существующего земельного участка не влекут существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил;

отсутствие на рассмотрении в суде спора в отношении объекта самовольного строительства и (или) земельного участка, а равно отсутствие неисполненного судебного постановления (исполнительного документа), обязывающего совершить определенные действия в отношении объекта самовольного строительства и (или) земельного участка;

подтвержден факт возведения, реконструкции капитального строения (здания, сооружения) до 01.09.2022, за исключением случаев, решения по которым приняты Президентом Республики Беларусь;

возведение, реконструкция капитального строения (здания, сооружения) связаны с несоблюдением целевого назначения земельного участка, предоставленного до 01.09.2022;

в местный бюджет внесена плата за право легализации в размере кадастровой стоимости земельного участка либо его части.

Заявление о принятии решения в данном порядке должно быть подано заинтересованным лицом до истечения трехлетнего периода начиная с 01.09.2022, за исключением случаев, решения по которым приняты Президентом.

В случае необращения заинтересованных лиц в указанный период решения в отношении самовольного строительства будут приниматься в соответствии с положениями ст. 223 ГК.

Статья 223 ГК изложена Законом N 195-З в новой редакции, которая вступила в силу 01.09.2022. Данная статья существенно изменила порядок легализации самовольных построек.

Закреплено общее правило: самовольное строительство влечет снос самовольной постройки либо приведение самовольной постройки в состояние, соответствующее требованиям градостроительных норм и существенным требованиям безопасности.

При этом легализация самовольной постройки возможна в следующих случаях:

1. За лицом, осуществившим самовольное строительство, по решению суда может быть признано право собственности на самовольную постройку, если самовольное строительство осуществлено без нарушения требований градостроительных норм и существенных требований безопасности. Решение суда о признании права собственности на самовольную постройку является основанием для принятия местным исполкомом решений о продолжении строительства или принятии самовольной постройки в эксплуатацию и ее государственной регистрации.

2. Местные исполкомы принимают решение о продолжении строительства или принятии самовольной постройки в эксплуатацию и ее государственной регистрации в случае, если физическими лицами осуществлено самовольное строительство одноквартирного, блокированного жилого дома, квартиры в блокированном жилом доме и (или) нежилых капитальных построек на земельном участке, предоставленном для строительства и (или) обслуживания жилого дома, а также хозяйственных построек на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, без получения разрешительной документации на строительство и (или) без проектной документации в случае, когда обязательность получения и разработки такой документации предусмотрена законодательством, и (или) с нарушением требований, установленных разрешительной документацией на строительство. Условием для принятия такого решения является отсутствие нарушений требований градостроительных норм и существенных требований безопасности.

3. Легализация самовольной постройки также возможна по заявлению лица, осуществившего самовольное строительство, и с учетом мотивированных предложений районных (городских) исполнительных комитетов, администраций районов в городах по решению областных (Минского городского) исполнительных комитетов, если самовольное строительство осуществлено без нарушения требований градостроительных норм и существенных требований безопасности, а также с соблюдением законодательства об охране и использовании земель.

Читайте этот материал в ilex >>*
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex