Законом Республики Беларусь от 29.12.2020 N 72-З внесены изменения и дополнения в Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее — НК). Ряд корректировок касается в том числе Общей части НК. Рассмотрим некоторые из них.

С 1 января 2021 года перечень республиканских налогов дополнен транспортным налогом. Уплачивать его обязаны организации и физлица (в т.ч. ИП) за транспортные средства, которые зарегистрированы за ними в ГАИ МВД. Ставки налога установлены согласно приложению 27 к НК-2021 <*>. При этом предусмотрено освобождение транспортных средств <*>:

— в отношении которых не истек срок действия разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, за выдачу которого была уплачена госпошлина;

— снятых с учета до 1 июля 2021 года.

Для целей исчисления и контроля за полнотой уплаты транспортного налога установлена обязанность МВД, республиканского унитарного сервисного предприятия «Белтехосмотр» представлять налоговым органам необходимые сведения <*>.

Кроме того, с 2021 года прекращается взимание единого налога на вмененный доход. Плательщики данного налога с 1 января 2021 года уплачивают налоги, сборы (пошлины) в общеустановленном порядке или применяют УСН, если осуществлен переход на этот особый режим налогообложения <*>.

Закреплена обязанность организаций представлять годовую индивидуальную отчетность в налоговый орган по месту постановки на учет по установленным форматам в виде электронного документа. Эта обязанность предусматривается для организаций, которые составляют годовую индивидуальную отчетность в соответствии с законодательством о бухучете и отчетности. Эти же организации добавлены в перечень плательщиков, которые обязаны подавать налоговые декларации (расчеты) в электронном виде. Такие организации должны отчитываться по налогам, сборам (пошлинам) в электронном виде независимо от показателя среднесписочной численности работников за прошлый год и признания их плательщиками НДС <*>.

Расширен круг плательщиков, которые наделены правом взаимодействия с налоговыми органами по экстерриториальному принципу. С 1 января 2021 года ИП вправе представлять в налоговые органы независимо от места постановки на учет в письменном виде налоговые декларации, документы, подтверждающие право на льготы, уведомления о переходе на УСН, уведомления об отказе от применения УСН и др. Кроме того, независимо от места постановки на учет ИП можно обращаться в налоговые органы за осуществлением административных процедур, кроме осуществляемых в соответствии с законодательством в сфере производства и оборота нефтепродуктов, алкогольной и непищевой спиртосодержащей продукции. По исключенным административным процедурам ИП, как и ранее, обращаются в налоговую инспекцию по месту постановки на учет <*>.

С 2021 года закреплена возможность проведения зачета не только переплат по налогам, сборам (пошлинам), пеням, но и разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС по реализации <*>.

Также установлена возможность зачета излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пеней в счет уплаты штрафов, наложенных налоговыми органами или судами по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях, протоколы о совершении которых составлены должностными лицами налоговых. А возврат излишне уплаченной либо взысканной суммы налога, сбора (пошлины), пеней производится в случае, если у плательщика отсутствует неисполненное налоговое обязательство не только по налогам, сборам (пошлинам), пеням, но также и по уплате штрафов <*>. В случае взыскания задолженности перед бюджетом за счет средств дебитора в сумме, превышающей необходимый размер, излишне взысканная сумма может быть возвращена дебитору в случае отсутствия у него не только неисполненного налогового обязательства, неуплаченных пеней, но также и при отсутствии у него неуплаченных штрафов <*>.

Также предусмотрены некоторые корректировки в порядке осуществления налогового контроля. В частности, исключена необходимость проведения проверки при ликвидации в некоторых случаях. Например, в отношении юрлиц и ИП, не осуществляющих деятельность после проведенной налоговыми органами проверки, независимо от того, были ли установлены нарушения по результатам ее проведения. В предыдущей редакции НК предусматривалось условие отсутствия нарушений по результатам этой проверки. Кроме того, закреплена возможность не проводить проверку при ликвидации организации или прекращении деятельности ИП, если справка о наличии (отсутствии) у юрлица или ИП задолженности перед бюджетом может быть направлена в регистрирующий орган на основании имеющейся в налоговом органе информации о деятельности таких юрлица и ИП <*>. Также по аналогии с ЧУП установлено, что проверка может не проводиться при ликвидации хозобщества, состоящего из 1 участника, если истекло 12 месяцев со дня смерти (объявления умершим) этого участника, который одновременно является и руководителем хозобщества, и наследники не приняли (отказались от принятия) наследство (наследства) <*>.

Закреплены основания проведения дополнительной камеральной проверки. К примеру, для подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях по акту камеральной проверки либо в жалобе на решение по акту камеральной проверки или при получении после вынесения решения по акту камеральной проверки информации от налоговых органов других государств, госорганов и иных организаций. Также установлен срок составления акта дополнительной камеральной проверки — не позднее одного месяца со дня возникновения оснований <*>.

С 1 января 2021 года государственные органы, иные организации, представительства иностранных организаций, открытые в порядке, установленном законодательством, ИП, нотариусы, осуществляющие нотариальную деятельность в нотариальном бюро, адвокаты обязаны представлять сведения о доходах физлиц, за исключением сведений, относящихся к государственным секретам или банковской тайне, по перечню, в порядке и сроки, установленные Советом Министров Республики Беларусь. Напомним, эта обязанность перенесена из п. 13 ст. 4 Закона N 159-З. Одновременно НК-2021 предусмотрено расширение перечня субъектов, обязанных представлять указанные сведения, и включает нотариусов, адвокатов, представительства иностранных организаций, которых в п. 13 ст. 4 Закона N 159-З не было <*>.

Кроме того, с 2021 года определен порядок проведения взаимосогласительной процедуры. Данная процедура касается вопросов применения международных договоров Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения. Определено, что заявление о проведении взаимосогласительной процедуры может быть подано в МНС, если это предусмотрено применяемым Республикой Беларусь международным договором по вопросам налогообложения, а также если заявитель считает, что действия компетентных органов одного или обоих государств приводят (приведут) к налогообложению, не соответствующему положениям международного договора <*>.

Читайте этот материал в ilex >>*

* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex