По экологическому налогу на 2023 г. в Законе предусмотрено:

— уточнить налоговую базу экологического налога за хранение и захоронение отходов производства;

— скорректировать применение некоторых понижающих коэффициентов, а также увеличить ставки экологического налога в среднем на 19,4% (приложения 7 — 9 к НК).

Рассмотрим изменения детально.

Налоговая база

Отходы производства, размещаемые на объекте захоронения отходов (полигоне), складируются с промежуточными изолирующими слоями. В качестве изолирующего материала могут применяться некоторые виды отходов производства. Такое применение является частью технологического процесса захоронения отходов при соблюдении требований, изложенных в подп. 5.4.6, 5.4.10 и 5.4.11 ТКП 17.11-02-2009 (02120/02030). В связи с этим в НК на 2023 г. внесено уточнение, что фактические объемы отходов производства, направленных в налоговом периоде на объекты захоронения отходов для использования в качестве изолирующего слоя, включаются в налоговую базу экологического налога наряду с объемами отходов, которые направлены просто на захоронение (абз. 5 ст. 248 НК, п. 135 ст. 1 Закона).

Также внесены уточняющие правки касательно налоговой базы экологического налога по хранению отходов производства. Они предусматривают определение этой базы в виде фактических объемов отходов производства, направленных в налоговом периоде на хранение в санкционированные места хранения отходов, определяемые в соответствии с законодательством об отходах. В НК-2022 места хранения отходов не конкретизированы (абз. 4 ст. 248 НК, п. 135 ст. 1 Закона).

Санкционированные места хранения отходов производства устанавливаются в разрешениях на хранение и захоронение отходов производства или в комплексных природоохранных разрешениях. При временном хранении отходов производства санкционированные места хранения указываются в инструкциях по обращению с отходами производства (ч. 1, 4, 5 п. 2 ст. 25 Закона об обращении с отходами).

Однако микроорганизации и ИП вправе не разрабатывать инструкции по обращению с отходами производства. У таких субъектов хозяйствования санкционированными местами хранения отходов могут являться места временного хранения отходов, расположенные в пределах земельных участков, капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, предоставленных ИП и микроорганизациям в соответствии с законодательством либо принадлежащих им на праве собственности или ином вещном праве (абз. 12 п. 2, подстрочное примечание <1> к п. 2 общих требований в области охраны окружающей среды, ч. 2 п. 2 ст. 25 Закона об обращении с отходами).

Применение понижающих коэффициентов

С 2023 г. исключено применение понижающего коэффициента 0,9 к ставкам экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сброс сточных вод, хранение, захоронение отходов производства плательщиками, получившими в рамках Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь сертификат соответствия, удостоверяющий соответствие техническим требованиям системы управления (менеджмента) окружающей средой, продукции, являющихся объектами экологической сертификации (подп. 2.2 ст. 249 НК, абз. 3 п. 136 ст. 1 Закона).

Также внесены небольшие уточнения в круг объектов, обеспечивающих социально-бытовые нужды населения, для целей применения понижающих коэффициентов 0,27 и 0,006 к ставкам экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, образующиеся при сгорании топлива для удовлетворения теплоэнергетических нужд населения, и за сброс сточных вод владельцами коммунальной и ведомственной канализации (ч. 2 подп. 2.1, ч. 2 подп. 2.4 ст. 249 НК, абз. 2 п. 136 ст. 1 Закона).

Читайте этот материал в ilex >>*
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex