С 10.10.2021 на основании постановления Совмина от 06.10.2021 N 564 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (далее — постановление N 564) вступили в силу изменения в ряд постановлений Совмина, которыми скорректированы правила госзакупок для приобретения товаров (работ, услуг) для строительства объектов. Рассмотрим их.

1. Изменение условий договора госзакупки

В первую очередь внесены изменения в постановление N 395.

Установлено новое основание для изменения условий договора госзакупки в период его исполнения, которое обусловлено возникновением так называемых дополнительных работ. Так, допускается изменение предмета госзакупки и требований к предмету госзакупки, его объема (количества), сроков исполнения обязательств подрядчиком (исполнителем) в случае возникновения потребности в приобретении дополнительных работ, не предусмотренных проектной документацией, разработанной по стадии «Строительный проект», необходимость выполнения которых возникла в процессе строительства и подтверждена двухсторонним актом, подписанным заказчиком и разработчиком проектной документации. Стоимость дополнительных работ определяется в соответствии с Положением о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов N 1553 (подп. 1.8 п. 1 постановления N 395 (в ред. постановления N 564)).

Обратим внимание на то, что с учетом отсылочной нормы к постановлению N 1553 и сферы его применения приведенный случай изменения условий договора касается только случаев приобретения дополнительных работ в виде строительных, специальных, монтажных работ, для выполнения которых разработана проектная документация. Данное основание, по мнению автора, не касается договора, предметом которого является выполнение проектных и изыскательских работ, а также выполнение строительных работ в случае проведения текущего ремонта.

2. Обеспечение исполнения обязательств по договору госзакупки

Наряду с общими правилами об обеспечении исполнения обязательств по договору госзакупки появились новые, если предметом его выступают работы (услуги) для строительства объекта. В норме подп. 1.10 п. 1 постановления N 395 (в ред. постановления N 564) отсутствуют какие-либо указания на то, что именно следует считать работами (услугами) для строительства объекта. Очевидно, в данном случае работами (услугами) для строительства объекта следует считать любые виды работ (услуг), которые так или иначе связаны со строительством.

На бюджетные организации, которые выступают как поставщики (подрядчики, исполнители) по такому договору, требование о предоставлении обеспечения не распространяется.

Данное условие является обязательным и фактически «работает», когда цена предложения участника процедуры или последняя (в определенных случаях — предпоследняя) ставка уменьшены на сумму от 10% и более от ориентировочной стоимости предмета госзакупки.

При этом размер обеспечения исполнения обязательств должен составлять в случаях, если цена договора меньше ориентировочной стоимости предмета госзакупки:

— на 10 — 15%, — 15% ориентировочной стоимости предмета госзакупки;

— более чем на 15%, — 30% ориентировочной стоимости предмета госзакупки.

Если договором предусмотрена выплата аванса, размер обеспечения исполнения обязательств по договору должен составлять не менее 50% размера аванса.

Соответствующие условия о предоставлении обеспечения включаются в условия документов, предоставляемых для подготовки предложения, а в последующем включаются в условия договора госзакупки или включаются в условия договора госзакупки при проведении процедуры закупки из одного источника (п. 1 ст. 26 Закона о госзакупках).

3. Требования к участникам госзакупок

Закреплены дополнительные требования к участникам процедур госзакупок, устанавливаемые в соответствии с абз. 3 п. 2 ст. 16 Закона о госзакупках. Они применяются для всех видов процедур госзакупок; при принятии решения о проведении открытого конкурса потребуется провести открытый конкурс с ограниченным участием (абз. 3 п. 2 постановления N 448).

Такие дополнительные требования к участникам установлены для видов работ, услуг по группам 41.043.9, а также 71.1 ОКРБ 007-2012 (приложение 1-1 к постановлению N 395 (в ред. постановления N 564)).

В частности, такими дополнительными требованиями являются:

— способность участника выполнить работы (оказать услуги) на сумму не менее 50% стоимости работ (услуг), составляющих предмет госзакупки, собственными силами;

— наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) сопоставимых по цене договоров на выполнение работ (оказание услуг), составляющих предмет госзакупки, или аналогичных работ (услуг) не менее трех лет до даты подачи предложения (получения от заказчика предложения о заключении договора при проведении процедуры закупки из одного источника);

— деловая репутация участника (это требование не применяется при проведении процедуры закупки из одного источника по п. 9 приложения к Закону о госзакупках). Соответственно данным требованиям закреплены виды документов, которыми они подтверждаются.

4. Критерии оценки и сравнения предложений при проведении конкурса

Уточнены критерии оценки и сравнения предложений в постановлении N 449.

Дополнительно к общим критериям стоимостной и нестоимостной групп предусмотрены нестоимостные критерии для строительной отрасли, которые обязательны для применения в составе такой нестоимостной группы (подп. 1.1-1 п. 1 постановления N 449 (в ред. постановления N 564)):

— условия предоставления аванса;

— общая цена договоров, соответствующих предмету госзакупки, или аналогичных, исполненных участником за последние три года.

Удельный вес групп критериев оценки для работ по возведению, реконструкции, ремонту, реставрации, благоустройству объекта, сносу, консервации не завершенного строительством объекта, включающих выполнение организационно-технических мероприятий, в том числе оказание инженерных услуг в строительстве, подготовку разрешительной и проектной документации, выполнение строительно-монтажных, пусконаладочных работ, установлен как соотношение (п. 3 приложения к постановлению N 449 (в ред. постановления N 564)):

— минимальный удельный вес стоимостной группы критериев оценки — 30%;

— максимальный удельный вес нестоимостной группы критериев оценки — 70%.

5. Порядок вступления в силу постановления N 564

Также обращаем внимание на то, что постановление N 564 вступило в силу с 10.10.2021, но приведенные выше правила не распространяются на закупки, начатые до 10.10.2021. При этом закупка считается начатой со дня принятия заказчиком решения о ее проведении (абз. 15 ст. 1 Закона о госзакупках). Проведение процедур таких закупок осуществляется в соответствии с законодательством, действовавшим до вступления в силу постановления N 564 (ч. 2 п. 3 постановления N 564).

Полагаем, что и применение подп. 1.8 п. 1 постановления N 395 (в ред. постановления N 564) также возможно по тем договорам госзакупки, которые заключены по результатам процедур госзакупок, начатых после 10.10.2021.

 Обратите внимание!
Постановлением N 564 признано утратившим силу постановление N 88 «Об организации и проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) и расчетах между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов» (п. 1 приложения к постановлению N 564).

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex