С 17.05.2023 вступает в силу Закон от 11.05.2023 N 268-З «Об изменении законов» (далее — Закон N 268-З). Он принят с целью приведения законодательства в соответствие с Конституцией, Кодексом об образовании, Законом о госслужбе, Законом об органах госбезопасности, Указом о биометрических документах и др. Изменения внесены в четыре закона: о порядке выезда из Республики Беларусь, о воинской обязанности и воинской службе, о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства, о предоставлении статуса беженца.

1. Новшества при выезде за границу госслужащих и других категорий граждан

В отношении госслужащих предусмотрено дополнительное регулирование (согласование) порядка выезда за границу (п. 8 ст. 3 Закона N 268-З). Так, лица, занимающие высшие государственные должности, смогут выехать из Беларуси только после согласования с Президентом. В частности, такое согласование необходимо будет получать председателям областных и Минского городского исполнительных комитетов, начальникам Службы безопасности Президента и ОАЦ, Председателю КГБ, главам МВД, МИД, Минобороны, МЧС, председателям ГПК, ГТК, СК, Госкомитета судебных экспертиз, начальнику Госинспекции охраны животного и растительного мира.

Порядок согласования выезда за границу руководителей госорганов, государственных гражданских служащих, а также руководителей госорганизаций и работников, обеспечивающих деятельность и техобслуживание госорганов, которым предоставлен допуск к госсекретам, определит Совмин.

Порядок согласования выезда силовиков — военнослужащих, сотрудников, работников и лиц гражданского персонала воинских формирований и военизированных организаций будет определяться локальным правовым актом соответствующих госорганов, госорганизаций. В частности, такой порядок будет применяться в отношении следующих воинских формирований: Вооруженных Сил Республики Беларусь, органов пограничной службы, внутренних войск МВД, органов госбезопасности, транспортных войск, Службы безопасности Президента, ОАЦ и военизированных организаций — органов финансовых расследований КГК, СК, Госкомитета судебных экспертиз, органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, Госинспекции охраны животного и растительного мира, Государственной фельдъегерской службы при Минсвязи.

Всем вышеперечисленным категориям госслужащих может быть отказано в согласовании выезда в целях обеспечения интересов национальной безопасности до прекращения обстоятельств, препятствующих выезду.

Новый порядок выезда госслужащих за границу начнет применяться с 17.11.2023.

Примечание
Особенности порядка согласования выезда в служебные командировки за границу определяются Президентом и Совмином.

Кроме того, для всех граждан вводятся дополнительные ограничения на выезд (п. 3, 4 ст. 3 Закона N 268-З). Так, с 17.05.2023 не смогут выехать из Беларуси граждане:

— которым предъявлен иск в порядке гражданского судопроизводства или судопроизводства по экономическим делам;

— являющиеся должностным лицом должника — юрлица по исполнительному производству, не исполняющего без уважительных причин требования, содержащиеся в исполнительных документах;

— в отношении которых ведется административный процесс за совершение административного правонарушения против порядка управления. Их выезд будет запрещен в целях обеспечения исполнения постановления судьи о наложении административного взыскания в виде штрафа. Ранее выехать не могли только те, кому уже выписан штраф.

Также КГБ предоставлено право временно ограничивать выезд граждан за границу в интересах национальной безопасности. Такой запрет может быть введен на срок до шести месяцев. При этом Закон N 268-З не уточняет, какие именно категории граждан подпадают под это ограничение.

Дополнен перечень документов, по которым можно выезжать и въезжать в Беларусь. К ним, помимо прочего, отнесены биометрический, биометрический дипломатический и биометрический служебный паспорта гражданина Республики Беларусь (п. 2 ст. 3 Закона N 268-З). Скорректированы процедура оформления выезда на постоянное жительство за границу и порядок консульского учета граждан, оформивших такой выезд (п. 1012 ст. 3 Закона N 268-З).

2. Изменения оснований для получения отсрочки от призыва на срочную воинскую службу

Уточнены основания для предоставления отсрочки от призыва на воинскую службу и службу в резерве (п. 13 ст. 1 Закона N 268-З). В частности, определено, что отсрочка для продолжения образования предоставляется на период обучения:

— учащимся, получающим общее среднее образование (это основание не поменялось);

— учащимся, получающим профессионально-техническое образование, среднее специальное образование в очной форме получения образования, студентам, получающим общее высшее, специальное высшее образование. Отсрочка по данному основанию может быть предоставлена один раз;

— гражданам, обучающимся в учреждениях образования в очной форме получения образования за границей исключительно по направлениям республиканских органов госуправления (госорганизаций) в рамках реализации госпрограмм.

Несмотря на то что учеба за границей больше не является основанием отсрочки от призыва, предусмотрено, что ранее предоставленная отсрочка продолжает действовать до утраты основания для ее предоставления. Также уточнено, что право на отсрочку для продолжения образования имеют граждане, которые на 17.05.2023 обучаются в учреждениях образования в очной форме получения образования за границей и поступили туда в возрасте до 18 лет. Граждане, на которых распространяются указанные нормы, не имеют права на повторную отсрочку от призыва на срочную военную службу, службу в резерве (ст. 5 Закона N 268-З).

Конкретизировано, что отсрочка по семейному положению предоставляется гражданам, имеющим мать (отца) — инвалида I или II группы, либо членов семьи (включая родителей) (ранее нетрудоспособных родителей либо других членов семьи), нуждающихся по состоянию здоровья в соответствии с заключением врачебно-консультационной (медико-реабилитационной экспертной) комиссии в постороннем постоянном уходе и не находящихся на полном государственном обеспечении, — при отсутствии других трудоспособных лиц, проживающих на территории Беларуси, обязанных в соответствии с законодательством содержать указанных членов семьи и заботиться о них независимо от того, проживают они вместе с ними или отдельно, либо при наличии таких лиц, которые проходят срочную военную службу, службу в резерве, альтернативную службу (абз. 7 п. 13 ст. 1 Закона N 268-З).

По-новому урегулирован случай, если в семье несколько призывников имеют право на отсрочку (абз. 8 п. 13 ст. 1 Закона N 268-З). Определено, что, если призыву на срочную военную службу, службу в резерве подлежат несколько граждан, имеющих право на отсрочку по определенным основаниям, она предоставляется одному из них по ходатайству членов семьи (родственников).

Пересмотрены перечни категорий граждан, которые:

— могут быть сняты с воинского учета (п. 6 ст. 1 Закона N 268-З);

— не подлежат призыву на военную службу по мобилизации (п. 12 ст. 1 Закона N 268-З).

3. Изменения в правовом регулировании статуса иностранцев

Закон о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства дополнен новыми терминами — биометрический вид на жительство в Республике Беларусь иностранного гражданина, лица без гражданства (абз. 3, 4 п. 1 ст. 4 Закона N 268-З).

Уточнено, что право иностранцев, постоянно проживающих в Беларуси, на доступное медицинское обслуживание предусматривает в том числе получение бесплатной медицинской помощи за счет государственных средств на основании государственных минимальных социальных стандартов в области здравоохранения в госучреждениях здравоохранения, если иное не определено законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь (абз. 3 п. 10 ст. 4 Закона N 268-З).

Расширен круг иностранцев, имеющих право на образование. Помимо постоянно проживающих в Беларуси лиц данное право предоставлено иностранцам, постоянно проживающим на территории иностранных государств, которые сами или их родственники по прямой восходящей линии родились или проживали на территории современной Беларуси (п. 11 ст. 4 Закона N 268-З).

Закреплена обязанность иностранцев, находящихся в Беларуси, в том числе ходатайствующих о защите, получивших статус беженца, дополнительную или временную защиту, убежище, уважать ее государственные символы (п. 12 ст. 4, абз. 2 п. 11, абз. 2 п. 15, абз. 2 п. 18 ст. 2 Закона N 268-З).

Скорректирован перечень оснований для временного ограничения прав иностранцев на выезд из Беларуси. По аналогии с ограничениями, предусмотренными для граждан, он дополнен новым основанием — ведение административного процесса за совершение административного правонарушения против порядка управления (абз. 6 п. 16 ст. 4 Закона N 268-З).

Отменена обязательная письменная форма согласия иностранцев, ходатайствующих о защите, получивших статус беженца, дополнительную или временную защиту, убежище на представление информации о них в установленных случаях (абз. 2 п. 3 ст. 2 Закона N 268-З). Закреплено право лиц, получивших дополнительную защиту или убежище, на получение биометрического проездного документа Республики Беларусь, если у них нет действительного документа для выезда за границу (абз. 3 п. 12, абз. 3 п. 13 ст. 2 Закона N 268-З).

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex