Законом от 30.09.2022 N 202-З ратифицирован Протокол о внесении изменений в Договор о ЕАЭС. Протокол был подписан в г. Москве 31.03.2022. Он вступит в силу с даты получения депозитарием по дипломатическим каналам последнего письменного уведомления о выполнении государствами — членами ЕАЭС внутригосударственных процедур, необходимых для вступления его в силу.

Рассмотрим, какие изменения коснутся сферы антимонопольного регулирования и государственных (муниципальных) закупок.

1. Увеличен срок государственного ценового регулирования

 Увеличен с 90 до 240 календарных дней в течение 12 месяцев срок государственного ценового регулирования по одному виду социально значимого товара на отдельной территории. Причем период такого регулирования может быть как прерывным, так и непрерывным (абз. 27 — 29 п. 18 ст. 1 Протокола о внесении изменений в Договор о ЕАЭС, п. 82-1 приложения 19 к Договору о ЕАЭС в новой редакции).

Срок в 240 календарных дней включает периоды введения и продления срока государственного ценового регулирования (абз. 27, 30 — 32 Протокола о внесении изменений в Договор о ЕАЭС, п. 82-2 — 82-4 приложения 19 к Договору о ЕАЭС в новой редакции):

— сначала государство вправе ввести такое регулирование на срок не более 90 календарных дней;

— затем оно может продлить его не более чем на 90 календарных дней;

— после этого срок может быть продлен не более чем на 60 календарных дней и только по решению Евразийской экономической комиссии (далее – Комиссия).

 2. Расширена ответственность за нарушение правил конкуренции

Появилось еще одно основание для привлечения к административной ответственности за нарушение общих правил конкуренции на трансграничных рынках.

Примечание
Рынок относится к трансграничному, если географические границы товарного рынка охватывают территории двух и более государств — членов ЕАЭС (п. 2 Критериев отнесения рынка к трансграничному).

Штрафные санкции установлены за невыполнение, ненадлежащее выполнение или невыполнение в срок решений Комиссии. Это касается решений, которые обязывают нарушителя совершать определенные действия (абз. 8 — 12 п. 18 ст. 1 Протокола о внесении изменений в Договор о ЕАЭС, подп. 6 п. 16 приложения 19 к Договору о ЕАЭС в новой редакции):

1) о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений, координации экономической деятельности хозяйствующих субъектов (субъектов рынка) и (или) совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции. За это установлены следующие размеры штрафа:

— на физлицо — от 25 000 до 35 000 росс. руб.;

— на должностных лиц и ИП — от 35 000 до 45 000 росс. руб.;

— на юрлиц — от 500 000 до 700 000 росс. руб.;

2) о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом (субъектом рынка) доминирующим положением на товарном рынке и (или) совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции. В этом случае размеры штрафа составят:

— на должностных лиц и ИП — от 20 000 до 30 000 росс. руб.;

— на юрлиц — от 500 000 до 700 000 росс. руб.;

3) о прекращении недобросовестной конкуренции и (или) совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции. Штраф за невыполнение, ненадлежащее выполнение или невыполнение в срок такого решения может составить:

— на должностных лиц и ИП — от 20 000 до 30 000 росс. руб.;

— на юрлиц — от 300 000 до 500 000 росс. руб.

3. Уточнено понятие «монопольно низкая цена»

Установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара запрещено для хозяйствующего субъекта (субъекта рынка), занимающего доминирующее положение (подп. 1.2 п. 1 ст. 18 Закона N 94-З).

Примечание
Монопольно низкой ценой считается цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом (субъектом рынка), если эта цена ниже суммы фактических или необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и ниже цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке, при наличии такого рынка на территории ЕАЭС или за ее пределами (подп. 13 п. 2 приложения 19 к Договору о ЕАЭС в действующей редакции).

Дополнено, что цена не может быть признана монопольно низкой, если ее установление продавцом товара не привело или не могло привести к ограничению конкуренции в связи с сокращением числа хозяйствующих субъектов (субъектов рынка), не входящих с продавцами или покупателями товара в одну группу лиц на соответствующем товарном рынке (абз. 2 — 4 п. 18 ст. 1 Протокола о внесении изменений в Договор о ЕАЭС, абз. 2 подп. 13 п. 2 приложения 19 к Договору о ЕАЭС в новой редакции).

4. Скорректированы сроки при проведении государственных (муниципальных) закупок

 Изменения коснулись сроков совершения некоторых действий при организации и проведении государственных (муниципальных) закупок. Так, не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия комиссией (конкурсной, котировочной, аукционной) соответствующих решений, нужно будет (абз. 9 п. 21 Протокола о внесении изменений в Договор о ЕАЭС, подп. 7, 8 и 10 п. 2, абз. 5 п. 5, абз. 4 п. 6, подп. 7, 10 и 12 п. 8 приложения 1 к Протоколу о порядке регулирования закупок в новой редакции):

1) опубликовать (разместить) на веб-портале протоколы вскрытия, рассмотрения заявок на участие в конкурсе и допуска потенциальных поставщиков к участию в конкурсе, а также информировать каждого потенциального поставщика о результатах таких вскрытия, рассмотрения;

2) оценить, сопоставить заявки на участие в конкурсе, определить победителя и опубликовать (разместить) на веб-портале соответствующий протокол, а также информировать каждого потенциального поставщика о результатах таких оценки, сопоставления и определения победителя конкурса;

3) опубликовать (разместить) сведения о результате конкурса на ЭТП и (или) веб-портале и информировать каждого потенциального поставщика об итогах конкурса;

4) опубликовать (разместить) протоколы комиссии, составленные в ходе проведения запроса ценовых предложений (запроса котировок), на ЭТП и (или) веб-портале, а также уведомить каждого потенциального поставщика о принятых котировочной комиссией решениях;

5) опубликовать (разместить) протоколы комиссии, составленные в ходе проведения запроса предложений, на ЭТП и (или) веб-портале и уведомить каждого потенциального поставщика о принятых комиссией решениях;

6) опубликовать (разместить) на ЭТП и (или) веб-портале протоколы вскрытия, рассмотрения заявок на участие в аукционе и допуска потенциальных поставщиков к процедуре снижения начальной (максимальной) цены договора (контракта) о закупке (ориентировочной стоимости закупки) путем аукциона на понижение цены, а также информировать каждого потенциального поставщика о результатах таких вскрытия, рассмотрения и допуска;

7) аукционной комиссии рассмотреть заявки на участие в аукционе потенциальных поставщиков, принявших участие в процедуре снижения начальной (максимальной) цены договора (контракта) о закупке (ориентировочной стоимости закупки) путем аукциона на понижение цены, для определения потенциальных поставщиков, соответствующих требованиям, предусмотренным документацией об аукционе, и определения победителя аукциона, а также опубликовать (разместить) протокол об этом на ЭТП и (или) веб-портале и информировать каждого потенциального поставщика о результатах такого рассмотрения и определения победителя аукциона;

8) опубликовать (разместить) сведения о результате аукциона на ЭТП и (или) веб-портале, а также информировать каждого потенциального поставщика об итогах аукциона.

Читайте этот материал в ilex >>*
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex