Постановлением Совмина от 01.11.2023 N 754 «О тарифах на риелторские услуги» (далее — постановление N 754) утверждено Положение о порядке установления и применения тарифов на риелторские услуги (далее — Положение N 754).

Постановление N 754 устанавливает предельные максимальные тарифы на риелторские услуги, оказываемые физическим лицам (за исключением индивидуальных предпринимателей) в отношении жилых помещений, земельных участков, дач, садовых домиков, гаражей, машино-мест (далее, если не предусмотрено иное, — объекты недвижимости), в том числе на риелторские услуги по содействию при заключении, исполнении, прекращении договоров купли-продажи объектов недвижимости (п. 1 постановления N 754). Данным постановлением скорректированы тарифы на риелторские услуги, их порядок установления и применения. Концептуально внесены изменения в урегулирование риелторской деятельности по следующим аспектам.

Во-первых, установлены предельные максимальные тарифы на оказание риелторских услуг, оказываемых только физическим лицам, при этом законодатель исключает из данной категории индивидуальных предпринимателей (п. 1 постановления N 754).

Во-вторых, установлен сам предел максимального тарифа за конкретную риелторскую услугу.

В-третьих, риелторские организации наделены правом самостоятельно устанавливать тарифы, перечень которых определен постановлением N 754, на оказываемые риелторские услуги потребителю (п. 3 Положения N 754).

В-четвертых, правоприменительная практика уплаты процента продавцом урегулирована законодательно. Так, оплата риелторских услуг по содействию при заключении, исполнении, прекращении договоров купли-продажи объектов недвижимости осуществляется непосредственно продавцом объекта недвижимости (ч. 1 п. 4 Положения N 754).

В целях недопущения двоякого толкования норм права и противоречивого применения норм законодательства изменен порядок оплаты риелторских услуг. Законодательно урегулирована недопустимость оплаты одной и той же риелторской услуги, оказываемой в отношении одного и того же объекта недвижимости (объекта долевого строительства), обеими сторонами сделки с этим объектом, являющимися потребителями услуг данной риелторской организации. В целях соблюдения норм законодательства предусмотрено подписание акта сторонами об оказанной риелторской услуге. Данный акт является подтверждением факта оказания риелторских услуг. В акте обязательно указывается перечень оказанных потребителю риелторских услуг и их стоимость, подлежащая оплате. Законодатель урегулировал спорный вопрос, исходя из правоприменительной практики судов, а именно: в случае досрочного расторжения договора на оказание риелторских услуг, а также отказа потребителя от подписания акта оказанных услуг производится оплата фактически оказанных риелторских услуг, подтвержденных документально, как правило, это наличие письменного документа (ч. 2 п. 4, п. 5 Положения N 754).

В-пятых, Положением N 754 урегулирован вопрос платы за оказание риелторских услуг по представлению письменной информации о спросе и предложении на объекты недвижимости и подбору вариантов по найму жилых помещений. Закреплено, что данная риелторская услуга оплачивается только по факту подбора для потребителя соответствующего объекта на основании заключенного с ним договора и при подписании сторонами акта об оказанной услуге о подобранном объекте недвижимости и информации о нем. То есть предоплата за оказание риелторской услуги по подбору найма жилых помещений исключена (п. 6 Положения N 754).

Наконец, в документе расширен перечень категорий граждан, которым может быть предоставлено право на применение скидок на риелторские услуги. Ранее законодатель закреплял право за многодетными семьями, нуждающимися в улучшении жилищных условий. В настоящее время этот перечень дополнен и открыт. То есть риелторским организациям разрешено предоставлять скидки потребителям на основании утвержденных тарифов и в соответствии с закрепленным порядком применения скидок, содержащих размер скидок и условие их предоставления. При этом для многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, размер скидки не может быть меньше 50% размера тарифов на услуги, установленных риелторской организацией. Стоит отметить, что для подтверждения данного права для многодетной семьи нужно наличие удостоверения многодетной семьи (копия) и справка, подтверждающая наличие нуждаемости (выписка из решения о принятии гражданина на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий) (п. 7 Положения N 754).

Таким образом, постановлением N 754 урегулированы многие спорные вопросы правоприменительной практики, поскольку предельные максимальные тарифы на риелторские услуги в первую очередь направлены на решение выявленных в этой сфере проблем, это и вопросы оплаты риелторских услуг, порядок их оказания, качество услуги, размер скидок на нее и право их применения. Установлены дополнительные механизмы и инструменты, позволяющие оказать риелторскую услугу должным образом, в частности, подписание акта на оказание услуг и иных документов, позволяющих документально установить факт оказанной услуги.

В настоящее время с учетом внесенных постановлением N 754 изменений урегулировано применение тарифов на риелторские услуги, оказываемые только физическим лицам. Постановлением N 754 фиксированные тарифы на оказание риелторских услуг изменены на предельные максимальные тарифы на их оказание.

При этом можно отметить, что еще с 15.09.2023 было отменено государственное регулирование тарифов на риелторские услуги, оказываемые юридическим лицам, и на риелторские услуги в отношении объектов нежилого фонда в соответствии с Указом N 171.

Целесообразно отметить, что установленные тарифы направлены на оптимизацию деятельности и повышение качества предоставляемых  потребителю услуг.

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex