14.10.2022 принято постановление Совмина N 692 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 17 марта 2016 г. N 206 и от 15 июня 2019 г. N 395». Часть изменений, внесенных постановлением N 692, вступили в силу с 16.10.2022. Данные изменения рассмотрены в материале.
1. Изменения в постановление N 206 по подтверждению страны происхождения товаров
В постановлении N 206 в новой редакции скорректирован и дополнен перечень товаров, страна происхождения которых подтверждается выпиской из Евразийского реестра промышленных товаров государств — членов ЕАЭС (далее — Реестр) (подп. 1.1 п. 1 постановления N 692). Такие изменения обусловлены изменением самого Решения Совета ЕЭК N 105, которым установлен перечень условий, производственных и технологических операций, при выполнении которых товар считается происходящим из государства — члена ЕАЭС.
Тем самым при осуществлении конкурентной процедуры госзакупки (открытый конкурс, электронный аукцион, процедура запроса ценовых предложений) и наличии приобретаемых товаров в приложении 2 к постановлению N 206 страна происхождения будет подтверждаться (абз. 1, 5, 7 п. 2 постановления N 206 в новой редакции):
1) для товаров из государств — членов ЕАЭС, кроме Республики Беларусь, — выпиской из Реестра;
2) для товаров Республики Беларусь помимо выписки из Реестра также страна происхождения может подтверждаться:
— документом о происхождении товара, выдаваемым БелТПП или ее унитарными предприятиями в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в СНГ от 20.11.2009, или его копией. Указанный документ выдается по форме сертификата о происхождении товара, установленной названными Правилами, и заполняется в порядке, определенном ими для сертификатов о происхождении товаров, с учетом особенностей, устанавливаемых МАРТ, в частности, постановлением N 21;
— сертификатом продукции собственного производства, выдаваемым БелТПП или унитарными предприятиями БелТПП, их представительствами и филиалами, или его копией. В случае представления указанного документа участником, не являющимся производителем товара, предлагаемого в процедуре госзакупки, к нему прилагается документ (договор, доверенность или иной документ), подтверждающий правомочие на использование такого сертификата участником.
Справочно
Реестр с актуальной информацией о включенных в него товарах доступен на ресурсе.
Постановление N 692 не распространяется на госзакупки, если процедуры госзакупок начаты или договоры заключены до 16.10.2022. Процедура госзакупки считается начатой со дня принятия заказчиком решения о ее проведении. Проведение процедур таких закупок осуществляется в соответствии с законодательством, действовавшим до вступления в силу постановления N 692 (ч. 3 п. 2 постановления N 692). Иными словами, если до 16.10.2022 было принято решение о проведении открытой конкурентной процедуры госзакупки или уже заключен договор госзакупки, то руководствоваться постановлением N 692 в части внесенных в постановление N 206 изменений не следует.
2. Изменения в постановление N 395
В постановлении N 395 в новой редакции в части изменений, вступивших в силу с 16.10.2022, закреплены новые основания для изменения условий договора госзакупки и новые основания для применения процедуры закупки из одного источника, предусмотрены новые правила для применения дополнительных требований к участникам. Также изменен перечень товаров, страна происхождения которых подтверждается выпиской из Реестра, уточнен и дополнен перечень товаров (работ, услуг), госзакупки которых осуществляются с применением электронных аукционов (в том числе в части исключения «пересечения» с товарными позициями, закупаемыми на биржевых торгах), дополнен перечень товаров (работ, услуг) ежедневной и (или) еженедельной потребности и перечень товаров, госзакупки которых осуществляются с применением биржевых торгов.
2.1. Основания для изменения условий договора госзакупки
Постановлением N 692 уточнены основания для изменения условий договора госзакупки (абз. 48 — 50 подп. 1.2 п. 1 постановления N 692):
1) помимо увеличения объема (количества) товаров (работ, услуг) в рамках договоров, заключенных по результатам процедур закупок из одного источника, проведенных в соответствии с п. 1, 4, 11, 12, 26 и 58 приложения к Закону о госзакупках, допускается увеличение такого объема и по договору, заключенному по процедуре закупки из одного источника, проведенной на основании п. 19 приложения к Закону о госзакупках, а именно при приобретении услуг по авторскому надзору за строительством соответствующими авторами (разработчиками проектной документации);
2) изменение в 2022 г. цены договора, если такие изменения при приобретении товаров (работ, услуг) не только согласно приложениям 1-2, 4, но и согласно приложению 5 <*> к постановлению N 395 в новой редакции, а также сырья, материалов, комплектующих, используемых при производстве таких товаров (выполнении работ, оказании услуг), невозможно было предусмотреть при проведении процедуры госзакупки.
———————————
<*> Приложение 5 к постановлению N 395 в новой редакции содержит перечень вооружения и военной техники, госзакупки которых осуществляются с применением процедуры закупки из одного источника.
Кроме того, важным изменением стало изменение ряда условий при выполнении работ по текущему ремонту. Так, допускается изменение требований к предмету госзакупки, его объема (количества), сроков исполнения обязательств подрядчиком (исполнителем), цены договора не более чем на 15% по отношению к цене договора при его заключении, обусловленное возникновением потребности в выполнении строительно-монтажных работ по текущему ремонту, не предусмотренных в дефектном акте и смете, подтвержденной актом, подписанным заказчиком и подрядчиком, а также инженерной организацией (в случае ее привлечения заказчиком для выполнения своих функций) (абз. 51, 52 подп. 1.2 п. 1 постановления N 692).
Обратите внимание!
Все приведенные выше новеллы относительно изменения условий договора госзакупки могут распространяться в том числе на договоры, заключенные до 16.10.2022 (ч. 3 п. 2 постановления N 692).
2.2. Основания для применения закупки из одного источника
Введены новые основания для применения закупки из одного источника при приобретении (абз. 53 — 56 подп. 1.2 п. 1 постановления N 692):
— услуг по разработке проекта отвода земельного участка с установлением его границы на местности, подготовке земельно-кадастровой документации и оформлению материалов предварительного согласования места размещения земельного участка;
— работ (услуг) по внесению изменений в предпроектную (предынвестиционную), проектную документацию у ее разработчика;
— бензина и (или) дизельного топлива.
Обратите внимание!
Срок действия указанных выше оснований для применения закупки из одного источника ограничен двухлетним периодом (ч. 2 п. 2 постановления N 692). Т.е. данные основания будут действовать по 15.10.2024.
2.3. Дополнительные требования к участникам
Содержание и подтверждающие документы для дополнительных требований в приложении 1-1 к постановлению N 395 в новой редакции скорректированы:
1. В частности, для услуг столовых и буфетов учреждений образования требование о наличии трехлетнего опыта исполнения (с учетом правопреемства) договоров на оказание услуг по обеспечению питанием подтверждается документом — реестром договоров, из которого должно следовать наличие хотя бы одного из минимум 3 договоров, услуги по которому оказывались за пределами трехлетнего срока до даты подачи предложения (получения от заказчика предложения о заключении договора при проведении процедуры закупки из одного источника). Иными словами, содержание самого требования об опыте более 3 лет корреспондирует и реестру договоров, где должен быть хотя бы один из договоров с исполнением за пределами трехлетнего срока от даты подачи предложения (получения от заказчика предложения о заключении договора при проведении процедуры закупки из одного источника).
По такому же принципу скорректировано содержание подтверждающих документов по дополнительным требованиям в виде опыта исполнения договоров к иным товарам (работам, услугам) в приложении 1-1 к постановлению N 395 в новой редакции.
2. Сохранено условие о правилах исчисления трехлетнего срока — он должен составлять период более 3 лет до даты подачи предложения (получения от заказчика предложения о заключении договора при проведении процедуры закупки из одного источника).
3. Дополнительные требования для работ, услуг по кодам ОКРБ 007-2012 41.0 — 43.9 и 71.1 установлены, но не применяются в случае, когда ориентировочная стоимость предмета госзакупки составляет не более 1000 БВ, а также при проведении процедур закупок из одного источника в соответствии с п. 4, 5, 11 и 12 приложения к Закону о госзакупках. Также дополнительные требования для работ, услуг по кодам ОКРБ 007-2012 41.0 — 43.9 не применяются в случае приобретения работ по техническому обслуживанию.
Также для опыта исполнения договоров при закупке работ, услуг по кодам 41.0 — 43.9 и 71.1 ОКРБ 007-2012, где используется привязка к «сопоставимым по цене договорам», сформирован единообразный подход, а именно таковыми считаются договоры, цена которых составляет не менее 50% ориентировочной стоимости предмета госзакупки или его части (лота) (подстрочное примечание <*> к приложению 1-1 к постановлению N 395 в новой редакции).
Обратите внимание!
Сопоставимость следует учитывать для предмета госзакупки, если части (лоты) не выделены, и для частей (лотов), если предмет разделен на такие части (лоты).
4. Относительно подтверждающего документа «реестр исполненных договоров…» следует обращать внимание на то, что такой документ в предложении участника может именоваться различным образом (реестр, сведения, перечень объектов, перечень проектов и т.д.), однако заказчику (организатору) необходимо проанализировать его содержание — есть ли в нем установленные сведения.
В частности, для работ, услуг по кодам 41.0 — 43.9 и 71.1 ОКРБ 007-2012 такой реестр должен содержать сведения об исполненных участником (с учетом правопреемства) договорах об оказании сопоставимых по цене услуг, работ, составляющих предмет госзакупки, или аналогичных услуг, работ, в том числе сведения о заказчиках, предмете договора, сроках его исполнения и цене. В указанном реестре должно быть не менее 3 договоров, хотя бы по одному из которых услуги оказывались, работы выполнялись за пределами трехлетнего срока до даты подачи предложения (получения от заказчика предложения о заключении договора при проведении процедуры закупки из одного источника).
5. Для подтверждения требования о деловой репутации участника исключено требование о трехлетнем периоде и необходимо только количественно не менее 3 положительных отзывов с привязкой к сопоставимым по цене договорам и при условии, если такие отзывы предоставлены по предмету госзакупки или работам, услугам, аналогичным предмету. В данном контексте проблемным остается вопрос аналогичности предмету госзакупки. В связи с этим при подготовке документов по процедуре рекомендуем выяснить мнение о содержании аналогичных работ относительно предмета госзакупки в Минстройархитектуры или у компетентных экспертов, специалистов.
6. Дополнительное требование для продуктов питания установлено для продуктов питания из позиций 01, 10 ОКРБ 007-2012, но оно не применяется при проведении процедуры закупки из одного источника в соответствии с п. 9 приложения к Закону о госзакупках. В частности, это дополнительное требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) договоров поставки продуктов питания более года до даты подачи предложения (получения от заказчика предложения о заключении договора при проведении процедуры закупки из одного источника), подтверждаемое реестром исполненных участником (с учетом правопреемства) договоров, предусматривающих поставку продуктов питания, содержащим в том числе сведения о заказчиках, предмете договора, сроках его исполнения. В указанном реестре должно быть не менее 3 договоров, хотя бы по одному из которых поставка продуктов питания осуществлялась за пределами года до даты подачи предложения (получения от заказчика предложения о заключении договора при проведении процедуры закупки из одного источника). Требование о сопоставимости договоров по цене не установлено.
Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex