14.10.2022 принято постановление Совмина N 692 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 17 марта 2016 г. N 206 и от 15 июня 2019 г. N 395». Часть изменений, внесенных постановлением N 692, вступят в силу с 16.11.2022. Данные изменения рассмотрены в материале.

1. Изменения в применении префпоправки

1.1. Условия применения префпоправки

В первую очередь отметим, что хотя размеры префпоправки — 15 и 25% — сохранены, но условия ее применения иные.

Так, префпоправка в размере 15% применяется, если предложены (абз. 5 — 10 подп. 1.2 п. 1 постановления N 692):

— производимые участником товары, происходящие из Республики Беларусь и (или) стран, которым в Республике Беларусь предоставляется национальный режим в сфере госзакупок в соответствии с международными договорами Республики Беларусь. Иными словами, для применения префпоправки в данном случае требуется, чтобы сам участник был их производителем;

— организациями Республики Беларусь, в которых численность инвалидов составляет не менее 50% списочной численности работников, работы, услуги собственного производства при условии, что доля оплаты труда инвалидов в общем фонде оплаты труда таких организаций за 3 календарных месяца, предшествующих дате подачи предложения, составляет не менее 20%. Тем самым в этом случае для работ, услуг, произведенных указанными организациями, должны выполняться условия для применения префпоправки;

— учреждениями и предприятиями уголовно-исполнительной системы, лечебно-трудовыми профилакториями, лечебно-производственными мастерскими работы, услуги собственного производства. В данном случае также указанные субъекты могут предложить работы, услуги собственного производства для применения префпоправки в размере 15%.

Префпоправка в размере 25% применяется в случае предложения участником товаров собственного производства организаций Республики Беларусь, в которых численность инвалидов составляет не менее 50% списочной численности работников, но при условии, что доля оплаты труда инвалидов в общем фонде оплаты труда таких организаций за 3 календарных месяца, предшествующих дате подачи предложения, составляет не менее 20%. При этом не требуется, чтобы участник, заявивший о праве на применение префпоправки в размере 25%, был производителем предлагаемого товара (абз. 11 — 13 подп. 1.2 п. 1 постановления N 692). Как усматривается, исключено применение префпоправки в размере 25% в отношении работ, услуг и дополнительно установлено выполнение условия о доле оплаты труда инвалидов в общем фонде оплаты труда.

1.2. Правила применения префпоправки

Постановлением N 692 закреплены новые правила для применения префпоправки:

1) подрядчик (исполнитель), к предложению которого применена префпоправка, обязан выполнить предусмотренную в договоре работу (оказать услугу) лично. Однако установлено, что подрядчик (исполнитель), к предложению которого применена префпоправка, вправе привлечь к исполнению своих обязательств по договору (абз. 14 — 18 подп. 1.2 п. 1 постановления N 692):

— физлиц в количестве не более 15% от списочной численности юрлица на дату заключения договора;

— организации Республики Беларусь, в которых численность инвалидов составляет не менее 50% списочной численности работников, учреждения и предприятия уголовно-исполнительной системы, лечебно-трудовые профилактории, лечебно-производственные мастерские;

2) установлены особые правила для применения префпоправки при проведении электронного аукциона:

— при обеспечении оператором ЭТП доступа к первым разделам предложений для их рассмотрения заказчиком (организатором) не предоставляются сведения о заявлении участниками права на применение префпоправки. Иными словами, для заказчика (организатора) данная информация закрыта и не предоставляется. Предоставление указанных сведений в отношении участников, сделавших последнюю и предпоследнюю ставки, осуществляется оператором ЭТП одновременно с обеспечением доступа ко вторым разделам предложений таких участников (абз. 19, 20 подп. 1.2 п. 1 постановления N 692);

— в протоколе открытия, рассмотрения предложений и допуска к торгам не указывается начальная цена электронного аукциона, а также регистрационные номера предложений участников, заявивших о праве на применение префпоправки. Начальная цена электронного аукциона определяется оператором ЭТП и отображается на ЭТП после размещения на ней заказчиком (организатором) протокола открытия, рассмотрения предложений и допуска к торгам (абз. 21, 22 подп. 1.2 п. 1 постановления N 692);

Примечание
Тем самым необходимо обратить внимание на содержание протокола открытия, рассмотрения предложений и допуска к торгам, из содержания которого исключено указание начальной цены, регистрационных номеров предложений участников, заявивших о праве на применение префпоправки, но по-прежнему в нем требуется указывать в том числе регистрационные номера предложений участников, предложения которых были отклонены, с указанием причин отклонения и их обоснованием; дату и время проведения торгов, определенные с учетом регламента оператора ЭТП; сведения о направлении комиссией запросов участникам о разъяснении их предложений и поступлении ответов на них (абз. 5 — 7 ч. 1 п. 5 ст. 42 Закона о госзакупках).

— в случае заявления о праве на применение префпоправки участниками, сделавшими последнюю и предпоследнюю ставки, при рассмотрении вторых разделов их предложений заказчиком (организатором) будет осуществляться проверка документов, подтверждающих право на применение префпоправки.

Обратите внимание!
Приведенные условия применения префпоправки при проведении электронного аукциона действуют в течение 2 лет со дня вступления их в силу (ч. 2 п. 2 постановления N 692). То есть данные условия будут действовать по 15.11.2024.

Важное уточнение касается случая неприменения префпоправки. В частности, она не применяется в отношении товаров (работ, услуг), являющихся предметом госзакупки при проведении конкурсов и процедур запроса ценовых предложений, в случае подачи предложений только участниками, заявившими о своем праве на применение префпоправки в одинаковом размере и подтвердившими такое право (абз. 25 подп. 1.2 п. 1 постановления N 692). Тем самым неприменение префпоправки осуществляется не просто, когда участником заявлено о ее применении, но когда соответствующее право участником подтверждено документально.

1.3. Подтверждение права на применение префпоправки

Подтверждающие право на применение префпоправки в размере 15% документы следующие (абз. 26 — 37 подп. 1.2 п. 1 постановления N 692):

1) для товаров, происходящих из Республики Беларусь и не включенных в перечень согласно приложению 1 к постановлению N 395 в новой редакции, один из следующих документов:

— документ о происхождении товара, выдаваемый БелТПП или ее унитарными предприятиями в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в СНГ от 20.11.2009, или его копия. Указанный документ выдается по https://ilex-private.ilex.by/view-document/BELAW/187828/#M102415 форме сертификата о происхождении товара, установленной названными Правилами, и заполняется в порядке, определенном ими для сертификатов о происхождении товаров, с учетом особенностей, устанавливаемых МАРТ, в частности, постановлением N 21;

— сертификат продукции собственного производства, выданный БелТПП или ее унитарными предприятиями, или его копия, а также обязательство о соблюдении при исполнении договора условий и критериев отнесения продукции к продукции собственного производства, определенных Положением N 1817. Тем самым сертификат продукции собственного производства предоставляется участником — производителем товара вместе с обязательством о соблюдении при исполнении договора условий и критериев отнесения продукции к продукции собственного производства;

2) для товаров, происходящих из Республики Беларусь и включенных в перечень согласно приложению 1 к постановлению N 395 в новой редакции, — один из документов, указанных выше, либо выписка из евразийского реестра промышленных товаров государств — членов ЕАЭС (далее — Реестр) или ее копия;

3) для имущественных прав на компьютерные программы, происходящие из Республики Беларусь, — свидетельство о регистрации компьютерной программы, выданное государственным учреждением «Национальный центр интеллектуальной собственности», или его копия. Это новый вид подтверждающего право на применение префпоправки документа;

4) для товаров, происходящих из стран, которым в Республике Беларусь предоставляется национальный режим в сфере госзакупок в соответствии с международными договорами Республики Беларусь, кроме товаров, происходящих из государств — членов ЕАЭС, включенных в приложение 1 к постановлению N 395 в новой редакции, — заявление о том, что участник является производителем предлагаемых им товаров, а также документ о происхождении товара, выдаваемый уполномоченными органами (организациями) этих государств в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в СНГ от 20.11.2009, или его копия. Тем самым помимо документа о происхождении товара предоставляется также и заявление, подтверждающее статус участника как производителя товара;

5) для товаров, происходящих из государств — членов ЕАЭС, за исключением происходящих из Республики Беларусь, включенных в приложение 1 к постановлению N 395 в новой редакции, — выписка из Реестра или ее копия. Однако, несмотря на отсутствие необходимости предоставления в данном случае обязательства о производстве предлагаемых товаров самим участником, по мнению автора, с учетом самого условия о префпоправке в размере 15%, производителем такого товара при предоставлении выписки из Реестра может быть только сам участник;

6) для работ, услуг собственного производства организаций Республики Беларусь, в которых численность инвалидов составляет не менее 50% списочной численности работников, в совокупности следующие документы:

— документ, подписанный руководителем организации Республики Беларусь, в которой численность инвалидов составляет не менее 50% списочной численности работников, или уполномоченным им лицом не ранее чем за 5 рабочих дней до дня подачи предложения для участия в процедуре госзакупки, с указанием общего количества работников, численности инвалидов, номеров удостоверений, подтверждающих инвалидность, и сроков их действия, доли оплаты труда инвалидов в общем фонде оплаты труда таких организаций за 3 календарных месяца, предшествующих дате подачи предложения;

— сертификат работ и услуг собственного производства, выданный БелТПП или ее унитарными предприятиями, или его копия;

7) для работ, услуг собственного производства учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы, лечебно-трудовых профилакториев, лечебно-производственных мастерских — сертификат работ и услуг собственного производства, выданный БелТПП или ее унитарными предприятиями, или его копия.

Для подтверждения права на применение префпоправки в размере 25% необходимы следующие документы (абз. 38, 39 подп. 1.2 п. 1 постановления N 692):

документ, подписанный руководителем организации Республики Беларусь, в которой численность инвалидов составляет не менее 50% списочной численности работников, или уполномоченным им лицом не ранее чем за 5 рабочих дней до дня подачи предложения для участия в процедуре госзакупки, с указанием общего количества работников, численности инвалидов, номеров удостоверений, подтверждающих инвалидность, и сроков их действия, доли оплаты труда инвалидов в общем фонде оплаты труда таких организаций за 3 календарных месяца, предшествующих дате подачи предложения;

— сертификат продукции собственного производства, выданный БелТПП или ее унитарными предприятиями, или его копия.

2. Изменения в дополнительных требованиях к участникам

Постановление N 692 закрепило 2 группы дополнительных требований к участникам:

1. Первые предусмотрены приложением 1-1 к постановлению N 395 в новой редакции. При этом для тех работ, услуг, для которых необходимо подтвердить способность участника выполнить работы (оказать услуги) на сумму не менее 50% стоимости работ (услуг), составляющих предмет госзакупки, собственными силами, данное условие включается в договор в качестве существенного, то есть обязательного. Таким образом обеспечено соответствие предъявляемого дополнительного требования к участникам условиям исполнения обязательств по заключенному договору госзакупки. Содержание термина «собственные силы» в сравнении с постановлением N 395 в старой редакции не претерпело изменений. Это по-прежнему выполнение работ (оказание услуг) силами участника процедуры госзакупки, в том числе силами дочерних унитарных предприятий, дочерних хозобществ, иных юрлиц, входящих с участником в состав одного холдинга, гособъединения (абз. 40 — 42 подп. 1.2 п. 1 постановления N 692).

2. Вторая группа дополнительных требований не зависит от предмета госзакупки и применяется всегда при проведении процедуры госзакупки. К ним относятся следующие (абз. 43 — 46 подп. 1.2 п. 1 постановления N 692):

— физлицо, в том числе ИП, — участник процедуры госзакупки, лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа юрлица — участника процедуры госзакупки, и лицо, имеющее право давать такому юрлицу обязательные для исполнения указания на основании учредительных документов или заключенного договора, не должны считаться подвергавшимися административному взысканию за административные правонарушения, предусмотренные в ч. 7, 8 и 10 ст. 14.4, ч. 4 и 5 ст. 14.5 КоАП;

— отсутствие у участника процедуры госзакупки — физлица, в том числе ИП, не снятой или не погашенной в установленном порядке судимости за преступления, предусмотренные в ст. 209 — 212, 216, 235, 243 — 243-3, 424 — 426, 429 — 432 и 455 УК;

— отсутствие у лица, осуществляющего полномочия единоличного исполнительного органа юрлица — участника процедуры госзакупки, и лица, имеющего право давать такому юрлицу обязательные для исполнения указания на основании учредительных документов или заключенного договора, не снятой или не погашенной в установленном порядке судимости за преступления, предусмотренные в ст. 209 — 212, 216, 235, 243 — 243-3, 424 — 426, 429 — 432 и 455 УК.

Соответствие указанным выше дополнительным требованиям, предъявляемым независимо от предмета госзакупки, подтверждается по заявительному принципу заявлением участника (абз. 47 подп. 1.2 п. 1 постановления N 692).

Тем самым при проведении процедур госзакупок, решения о проведении которых приняты начиная с 16.11.2022, следует руководствоваться измененными правилами для дополнительных требований к участникам.

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex