Наталья Давыдко
С 1 января 2018 г. вступают в силу изменения в контрольной (надзорной) деятельности, внесенные Указом № 376 <1>. Одним из ключевых изменений стал переход от плановых проверок к системе выборочных.
В каких случаях будут проводиться выборочные проверки?
Выборочные проверки будут назначаться с учетом критериев оценки степени риска и результатов анализа имеющейся в распоряжении контролирующего (надзорного) органа информации. Такая информация должна свидетельствовать о высокой степени риска нарушений законодательства и невозможности их выявления и (или) устранения иными формами госконтроля или надзора (например, посредством анализа представленного субъектом контрольного списка вопросов (чек-листа), аудиторского заключения и т.д.).
Критерии определят госорганы по согласованию с Межведомственным советом по контрольной (надзорной) деятельности. В основу этих документов ляжет методика формирования системы оценки риска, утвержденная Правительством по согласованию с Комитетом государственного контроля и Генеральной прокуратурой.
Как введение системы выборочных проверок повлияет на частоту контрольных мероприятий?
Например, до вступления в силу Указа № 376 плановые проверки субъектов, отнесенных к высокой группе риска, могли назначаться не чаще одного раза в течение календарного года. С 1 января 2018 г. одному и тому же органу запрещается проводить выборочные проверки субъекта в течение трех календарных лет. Это же касается вышестоящего органа, структурных подразделений (территориальных органов, подчиненных организаций). Такой подход будет способствовать существенному сокращению количества проверок.
Какие новые требования предъявляются к контролирующим (надзорным) органам?
Контролирующие (надзорные) органы не вправе делегировать свои контрольные (надзорные) полномочия иным юридическим лицам и ИП. Кроме того, не допускаются проверки, мониторинги и мероприятия технического (технологического, поверочного) характера коммерческими организациями. Исключение составляют организации, осуществляющие до 1 января 2019 г. энергетический и газовый надзор в форме мероприятий технического (технологического, поверочного) характера.
Особенности контроля (надзора), проводимого Управлением делами Президента и подчиненными ему организациями, определит Глава государства.
Какие новации предусматривает Указ № 376 в отношении деятельности правоохранительных органов?
До вступления Указа № 376 в силу проверки проводились по поручению:
- органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу;
- руководителей (их заместителей) органов уголовного преследования по находящимся в их производстве делам (материалам).
С 1 января 2018 г. поручение о проведении проверки органы уголовного преследования могут дать только по возбужденному уголовному делу. Это повлияет на сокращение количества проверок.
С 1 декабря 2017 г. при Комитете государственного контроля действует Межведомственный совет по контрольной (надзорной) деятельности (Совет). Каковы его основные задачи?
Совет – коллегиальный орган, обеспечивающий взаимодействие контролирующих и надзорных органов.
Среди основных задач Совета:
- анализ состояния контрольной (надзорной) деятельности в стране;
- разработка предложений для госорганов и иных организаций с функциями контроля (надзора) по повышению эффективности этой деятельности;
- обеспечение единообразного применения требований законодательства при осуществлении контрольной (надзорной) деятельности;
- формирование прогрессивных направлений совершенствования контрольной (надзорной) деятельности;
- упорядочение контрольной (надзорной) деятельности;
- снижение проверочной нагрузки на субъекты хозяйствования.
Полномочия Совета определяет п. 3 Указа № 376.
Усиливается ли ответственность должностных лиц контролирующих и надзорных органов за нарушение требований законодательства?
Вводится новый состав административного правонарушения – совершение должностным лицом контролирующего (надзорного) органа грубых нарушений требований к порядку организации и проведения проверок, установленных НПА Президента. Штраф может составить от 2 до 30 базовых величин.
Остался в прежних размерах – от 20 до 100 базовых величин – штраф за невнесение записи о проведении проверки в книгу учета проверок (журнал производства работ) при ее представлении либо за нарушение порядка назначения проверки, в том числе за ее необоснованное назначение.
Составлять протоколы о данных административных правонарушениях вправе уполномоченные должностные лица органов Комитета государственного контроля и прокуроры, а рассматривать дела – органы Комитета государственного контроля (если протокол составило его должностное лицо), районный (городской) суд (если протокол составил прокурор).
К грубым нарушениям относится:
- невнесение записи о проверке в книгу учета проверок (журнал производства работ) при ее представлении;
- отсутствие оснований для назначения проверки;
- превышение сроков проведения проверки;
- проверка выполнения требований законодательства, которые не входят в компетенцию проверяющего органа;
- требование представить документы и (или) информацию, которые не относятся к вопросам, указанным в предписании;
- отбор проб и образцов для исследований, испытаний, технических освидетельствований, экспертиз в количестве, превышающем установленные нормы;
- непредоставление проверяемому субъекту или его представителю акта (справки) проверки в порядке и сроки, определенные в Положении о порядке организации и проведения проверок <2>.
Как оптимизирован перечень контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных проводить проверки, и сфер их контрольной (надзорной) деятельности?
Количество сфер контрольной (надзорной) деятельности, по которым можно назначать проверки, сократилось с 177 до 106. В перечень контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных проводить проверки, теперь не входят:
- органы с дублирующими сферами контроля (надзора), если отдельные контрольные функции можно реализовать без проверок (ГКНТ, НАН Беларуси, Госкомитет судебных экспертиз, Республиканский центр по оздоровлению и санаторно-курортному лечению и т.д.);
- органы с надзорными функциями, которые целесообразно перенести в мероприятия технического (технологического, поверочного) характера (органы госстройнадзора, Госстандарта и т.д.);
- коммерческие организации (РУП «БелГИЭ Минсвязи» и т.д.);
- органы ведомственного контроля.
Что изменилось при проведении встречных проверок?
Указ № 376 содержит определение понятия «встречная проверка». Это метод (способ) проверки, используемый для установления (подтверждения) достоверности и законности финансово-хозяйственных операций между проверяемым субъектом и его контрагентами или третьими лицами, имеющими отношение к проверяемым финансово-хозяйственным операциям. При этом по результатам встречной проверки меры ответственности в отношении контрагента или третьих лиц не применяются.
Кто вправе обжаловать решения контролирующих (надзорных) органов, а также действия их должностных лиц?
Круг лиц, которые получили такое право, стал существенно шире. В частности, можно обжаловать решения контролирующих (надзорных) органов, требования (предписания) об устранении нарушений, действия (бездействие) должностных лиц, если лицо полагает, что эти решения, требования (предписания) или действия (бездействие) нарушают его права и (или) законные интересы.
Какие еще новации предусматриваются для субъектов хозяйствования с 1 января 2018 г.?
С этой даты контролирующие (надзорные) органы будут не вправе приостанавливать (запрещать) деятельность проверяемого субъекта, его цехов (производственных участков), оборудования. В случае выявления нарушений законодательства, создающих угрозу национальной безопасности, вреда жизни и здоровью населения, окружающей среде, можно лишь предложить приостановить деятельность до устранения нарушений.
Предложение имеет рекомендательный характер. О решении проверяемого субъекта контролирующий (надзорный) орган нужно проинформировать не позже следующего рабочего дня.
Если субъект решит не приостанавливать деятельность, уполномоченный орган вправе обратиться в суд. Таким образом, минимизируется вмешательство контролеров в хозяйственную деятельность субъектов.
Опубликовано в журнале «Промышленно-торговое право», 2018, № 1