Верховный Суд внес изменения в постановление Пленума ВС N 12, разъясняющее вопросы судебной практики по делам о преступлениях против интересов службы.

В новой редакции постановления Пленума ВС N 12:

1) конкретизированы функциональные признаки субъектов преступлений против интересов службы, выполняющих обязанности должностного лица по специальному полномочию. К таким субъектам относятся лица, выполняющие в учреждениях, организациях или на предприятиях (независимо от форм собственности) организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности, которыми они наделены в соответствии с законом, иным НПА, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица, гражданско-правовым договором либо правомочным на то органом или должностным лицом (п. 9 постановления Пленума ВС N 12 в новой редакции);

2) разъяснено, что назначение лица на должность с нарушением требований или ограничений, установленных законами или иными НПА, не исключает признания его субъектом преступления против интересов службы. В таких случаях суды будут оценивать характер допущенных нарушений и фактические обстоятельства исполнения лицом должностных обязанностей (п. 10 постановления Пленума ВС N 12 в новой редакции);

3) уточнено, что для привлечения к ответственности по ст. 428 УК (служебная халатность) необходимо, чтобы должностное лицо вследствие недобросовестного или небрежного отношения не исполнило или ненадлежаще исполнило по службе действия, которые должно было совершить в силу занимаемой им должности, и когда установлена причинная связь между деянием и наступившими последствиями (ч. 1 п. 17 постановления Пленума ВС N 12 в новой редакции);

4) скорректированы положения об ущербе как одном из признаков объективной стороны злоупотребления властью или служебными полномочиями, бездействия должностного лица, превышения власти или служебных полномочий. Обращено внимание судов, что ущерб как последствие общественно опасного деяния против интересов службы выражается в имущественном (реальном) ущербе (п. 19 постановления Пленума ВС N 12 в новой редакции);

5) уточнены некоторые вопросы при квалификации злоупотребления властью или служебными полномочиями, бездействия должностного лица, превышения власти или служебных полномочий по признаку «корыстная или иная личная заинтересованность». В частности, отмечено, что корыстная заинтересованность может выражаться, например, в освобождении себя или других лиц от имущественных затрат, во временном пользовании имуществом без намерения обратить его в собственность, а иная личная заинтересованность — в стремлении должностного лица извлечь выгоду неимущественного характера (п. 21 постановления Пленума ВС N 12 в новой редакции);

6) появилось нововведение при привлечении к ответственности должностного лица за действия (бездействие) по службе, связанные с деловым риском. При условии, что риск являлся обоснованным (ч. 2, 2-1 ст. 39 УК), лицо не будет подлежать уголовной ответственности за преступления против интересов службы (п. 26 постановления Пленума ВС N 12 в новой редакции).