Законом от 19.05.2022 N 171-З вносятся изменения в ряд законов, касающихся пенсионного обеспечения и правового положения осужденных. В частности, скорректированы периоды, которые засчитываются в стаж работы для назначения пенсии в случае необоснованного привлечения к уголовной ответственности и последующей реабилитации. Основная часть изменений вступает в силу 25.06.2022.
1. Пенсионное обеспечение
Внесены изменения в порядок исчисления стажа работы для назначения трудовых пенсий лицам в случае необоснованного привлечения их к уголовной ответственности и последующей реабилитации.
Так, расширен перечень периодов, которые засчитываются в стаж работы для назначения пенсии. Теперь будут учитываться не только периоды содержания под стражей, отбывания наказания в виде ареста, лишения свободы и ссылки. Но и периоды лишения свободы на определенный срок, пожизненного заключения и пожизненного лишения свободы, а также период со дня вступления в законную силу приговора суда к смертной казни до дня его исполнения (п. «к» ч. 2 ст. 51 Закона о пенсионном обеспечении в новой редакции, п. «к» ч. 2 ст. 51 Закона о пенсионном обеспечении).
Кроме того, уточняется, что указанные периоды также будут засчитываться в стаж работы на льготных условиях — в трехкратном размере (п. «д» ст. 52 Закона о пенсионном обеспечении в новой редакции, п. «д» ст. 52 Закона о пенсионном обеспечении).
Изменения коснулись и порядка выплаты пенсий лицам, находящимся в местах лишения свободы. Так, выплата назначенной социальной пенсии приостанавливается на время отбывания пенсионером наказания не только в виде лишения свободы, но и в виде (ч. 4 ст. 88 Закона о пенсионном обеспечении в новой редакции):
— лишения свободы на определенный срок;
— пожизненного заключения;
— пожизненного лишения свободы.
Также выплата приостанавливается на время со дня вступления в законную силу приговора суда к смертной казни до дня его исполнения или замены смертной казни в порядке помилования пожизненным лишением свободы.
2. Ограничение на работу с детьми
В целях защиты детей внесены соответствующие изменения в законодательство о правах ребенка. В частности, оно дополнено нормами, устанавливающими ограничения на работу с детьми.
Так, закрепляется, что заниматься педагогической деятельностью, в том числе в сфере физической культуры и спорта, а также занимать должности служащих, связанные с выполнением воспитательных функций, другие должности служащих и профессии рабочих, связанные с постоянной работой с детьми, запрещается физическим лицам, в отношении которых вступил в законную силу обвинительный приговор суда за совершение ряда преступлений. В частности, к данным преступлениям относятся (ч. 1 ст. 27-1 Закона о правах ребенка в новой редакции):
— убийство (ст. 139 УК);
— доведение или склонение к самоубийству (ст. 145 — 146 УК);
— умышленное причинение тяжкого телесного повреждения (ст. 147 УК);
— истязание (ст. 154 УК);
— преступления против половой неприкосновенности или половой свободы (гл. 20 УК);
— торговля людьми (ст. 181 УК) и др.
При этом заниматься вышеуказанной деятельностью запрещается вне зависимости от снятия или погашения судимости, а также от того, прекращено уголовное преследование за совершение перечисленных преступлений за истечением сроков давности или вследствие акта амнистии (п. 3, 4 ч. 1 ст. 29 УПК).
В связи с изложенным Правительством или уполномоченными им органами будут установлены следующие перечни (ч. 2 ст. 27-1 Закона о правах ребенка в новой редакции):
— должностей педагогических работников, должностей служащих, связанных с выполнением воспитательных функций, других должностей служащих, профессий рабочих, связанных с постоянной работой с детьми;
— должностей служащих, связанных с осуществлением педагогической деятельности в сфере физической культуры и спорта.
В целях соблюдения установленных ограничений при приеме на работу на должности служащих (по профессиям рабочих), включенные в соответствующие перечни, наниматель (кроме индивидуального предпринимателя) обязан запрашивать из единого государственного банка данных о правонарушениях в отношении физических лиц, с которыми он заключает трудовой договор, сведения о совершении ими вышеуказанных преступлений (абз. 2 ч. 3 ст. 27-1 Закона о правах ребенка в новой редакции). Данные сведения предоставляются бесплатно.
Кроме того, наниматель вправе запросить вышеуказанные сведения и в отношении работника в период его работы на должностях служащих (по профессиям рабочих), включенных в соответствующие перечни. Такие сведения также предоставляются бесплатно (ч. 4 ст. 27-1 Закона о правах ребенка в новой редакции).
Если нанимателем выступает индивидуальный предприниматель, то он обязан потребовать, а физическое лицо, с которым он заключает трудовой договор, обязано представить выписку из единого государственного банка данных о правонарушениях с вышеуказанными сведениями (абз. 3 ч. 3 ст. 27-1 Закона о правах ребенка в новой редакции).
Законодательными актами могут устанавливаться и другие ограничения на работу с детьми (ч. 6 ст. 27-1 Закона о правах ребенка в новой редакции).
Читайте этот материал в ilex >>*
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex