С 28.05.2022 вступили в силу изменения, внесенные постановлением МАРТ от 10.05.2022 N 38 «Об изменении постановления Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 29 декабря 2018 г. N 92» (далее — постановление N 38) в Инструкцию о порядке формирования и ведения списка поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок (далее — Инструкция N 92).

Изменения коснулись некоторых вопросов ведения списка поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах госзакупок (далее — Список). В частности, постановление N 38 вводит новые основания для досрочного исключения субъекта хозяйствования из Списка и уточняет ранее существовавшие. Рассмотрим данные изменения.

Так, как и ранее было предусмотрено, основанием для досрочного исключения из Списка является направление субъектом хозяйствования в МАРТ заявления о том, что заказчиком (организатором) при направлении в МАРТ документов для включения субъекта хозяйствования в Список были предоставлены не соответствующие действительности документы и (или) сведения. Однако в связи с внесенным в основание уточнением наряду с заявлением субъект хозяйствования, включенный в Список, должен направить в МАРТ документы, подтверждающие предоставление заказчиком (организатором) документов и (или) сведений, послуживших основанием для включения в Список, не соответствующих действительности (абз. 3 п. 1 постановления N 38).

К примеру, это могут быть документы, подтверждающие надлежащее исполнение субъектом хозяйствования обязательств, тогда как заказчик расторг с ним договор (односторонний отказ от исполнения договора), ссылаясь на неисполнение обязательств со стороны такого субъекта.

Новыми основаниями для досрочного исключения из Списка выступают в том числе такие, которые связаны с курсовыми колебаниями, возникновением обстоятельств непреодолимой силы и при этом согласуются с нормами п. 13 Указа N 143, которым закреплены случаи, когда субъект хозяйствования не подлежит включению в Список.

Обратите внимание!
В ч. 2 п. 13 Указа N 143 закреплены основания для невключения субъекта в Список, тогда как Инструкция N 92 (в ред. постановления N 38) устанавливает аналогичные основания для досрочного исключения субъекта из Списка.

Так, согласно ч. 2 п. 13 Указа N 143 включение в Список не производится в случае, если договор госзакупки с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) расторгнут в связи с его неисполнением либо ненадлежащим исполнением:

— вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы. Наличие обстоятельств непреодолимой силы у поставщика (подрядчика, исполнителя) свидетельствует БелТПП в установленном ею порядке либо уполномоченный орган в соответствии с законодательством страны, резидентом которой является поставщик (подрядчик, исполнитель);

— в связи с изменением установленного Нацбанком курса белорусского рубля к одной из иностранных валют, входящих в корзину валют, более чем на 20% по отношению к курсу, действовавшему на дату подачи предложения участником-победителем, а в случае проведения электронного аукциона — на дату проведения торгов либо на дату заключения договора в случае проведения процедуры закупки из одного источника.

Новые основания для досрочного исключения из Списка, введенные постановлением N 38:

1) основания, сформулированные в привязке к изменению курсов валют:

— на этапе заключения договора (когда имело место уклонение от заключения договора). В данном случае субъекту хозяйствования необходимо предоставить в МАРТ заявление с приложением документов и (или) сведений, подтверждающих, что уклонение от заключения договора было вызвано изменением установленного на последний день срока для подписания договора Нацбанком курса белорусского рубля к одной из иностранных валют, входящих в корзину валют, более чем на 20% по отношению к курсу, действовавшему на дату подачи предложения участником-победителем, а в случае проведения электронного аукциона — на дату проведения торгов (абз. 4 п. 1 постановления N 38);

— на этапе исполнения обязательств по договору госзакупки (когда договор госзакупки расторгнут в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по нему со стороны поставщика (подрядчика, исполнителя)). В данном случае требуется заявление с приложением документов и (или) сведений, подтверждающих, что неисполнение либо ненадлежащее исполнение договора было вызвано изменением установленного Нацбанком курса белорусского рубля к одной из иностранных валют, входящих в корзину валют, более чем на 20% по отношению к курсу, действовавшему на дату подачи предложения участником-победителем, а в случае проведения электронного аукциона — на дату проведения торгов либо на дату заключения договора в случае проведения процедуры закупки из одного источника (абз. 6 п. 1 постановления N 38).

Тем самым от субъекта, включенного в Список, для подтверждения указанных выше оснований, связанных с изменением курса валют, требуется оценка приведенной курсовой разницы, и при выполнении условий для досрочного исключения из Списка им может быть направлено заявление в МАРТ;

2) наличие обстоятельств непреодолимой силы может быть основанием для досрочного исключения из Списка. В этом случае субъектом предоставляется заявление с приложением документов и (или) сведений, подтверждающих, что неисполнение либо ненадлежащее исполнение договора было вызвано обстоятельствами непреодолимой силы, наличие которых свидетельствует БелТПП или уполномоченный орган в соответствии с законодательством страны, резидентом которой является включенное в Список лицо (абз. 5 п. 1 постановления N 38).

Обратим внимание на то, что действие обстоятельств непреодолимой силы должно оказывать непосредственное влияние на договор, неисполнение или ненадлежащее исполнение которого субъектом хозяйствования послужило основанием для включения в Список;

3) принятие решения судом о признании недействительным решения о выборе юр- или физлица, в том числе ИП, участником-победителем (абз. 8 п. 1 постановления N 38). В данном случае речь идет о том, что субъект хозяйствования определен участником-победителем, но уклонился от заключения договора, в связи с чем был включен в Список. Но если судом принято решение о признании недействительным решения о выборе юр- или физлица, в том числе ИП, участником-победителем, то последний, будучи включенным в Список, может обратиться в МАРТ с копией такого решения суда, на основании которого МАРТ исключит субъекта из Списка.

Как и ранее были предусмотрены, так и постановлением N 38 сохранены такие основания для досрочного исключения из Списка, как:

1) принятие решения судом о признании расторжения договора недействительным и о признании недействительным решения МАРТ о включении субъекта хозяйствования в Список (абз. 6, 8 ч. 2 п. 9 Инструкции N 92 (в ред. постановления N 38)). В указанных случаях при наличии принятых решений они могут быть направлены в МАРТ субъектом хозяйствования для его досрочного исключения из Списка. На сегодняшний день, к сожалению, отсутствует механизм самостоятельного направления судом, принявшим указанные решения, таких решений в МАРТ для целей досрочного исключения из Списка. Полагаем, при дальнейшей корректировке Инструкции N 92 такой подход может быть воспринят и закреплен в ней, что согласуется с ч. 3 п. 13 Протокола о порядке регулирования закупок, являющегося приложением N 25 к Договору о ЕАЭС;

2) направление заявления от юр- или физлица, в том числе ИП, включенного в Список, подтверждающего, что такое лицо является единственным отечественным производителем определенного товара (абз. 9 ч. 2 п. 9 Инструкции N 92 (в ред. постановления N 38)).

Сам порядок досрочного исключения остался прежним и предполагает, что по факту направления указанных выше документов и (или) сведений юр- или физлицо, в том числе ИП, досрочно исключаются из Списка в течение 5 рабочих дней со дня поступления в МАРТ соответствующего заявления или копии решения суда (ч. 3 п. 9 Инструкции N 92 (в ред. постановления N 38)).

Таким образом, расширение перечня случаев для досрочного исключения субъектов хозяйствования из Списка позволяет последним минимизировать или исключить риски, связанные с участием в процедурах госзакупок в текущих экономических условиях, избежать нахождения в Списке и соответствующего ограничения их правоспособности (ограничение права на участие в процедурах госзакупок). В то же время, полагаем, необходимо проводить мониторинг действия приведенных норм с тем, чтобы оценить, насколько добросовестно и разумно субъекты хозяйствования используют предоставленные им механизмы защиты их прав и законных интересов и не нарушен ли баланс интересов заказчиков и субъектов рынка в пользу последних.

Читайте этот материал в ilex >>*
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex