С 08.07.2021 установлены новый порядок выдачи, продления действия, переоформления и прекращения действия разрешения на размещение средства наружной рекламы (далее — Паспорт средства наружной рекламы, Паспорт), требования к размещению средств наружной рекламы, в частности, в пределах придорожной полосы автомобильной дороги, порядок проведения торгов на право размещения средств рекламы на недвижимом имуществе.

Подробнее о нововведениях в материале.

1. Паспорт средства наружной рекламы

1.1. Получение Паспорта средства наружной рекламы 

Как и ранее, получение Паспорта средства наружной рекламы будет осуществляться в рамках административной процедуры, проводимой через службу «одно окно»(подп. 9.11.1 п. 9.11 Перечня N 156 (в ред. от 25.06.2021), абз. 3 п. 3 приложения 4 к постановлению N 395, п. 165 Перечня административных процедур, прием заявлений и выдача решений по которым осуществляются через службу «одно окно», п. 6 Положения о размещении средства наружной рекламы N 395, п. 9 Положения о размещении средства наружной рекламы N 1497).

Однако есть и ряд новшеств, в частности:

1) установлена отдельная форма заявления на выдачу разрешения на размещение средства наружной рекламы (приложение 3 к Положению о размещении средства наружной рекламы N 395, приложение 1 к Положению о размещении средства наружной рекламы N 1497). Она, в отличие от предыдущей, предусматривает, например, необходимость внесения информации:

— о проведении (непроведении) торгов на право размещения средства наружной рекламы и, если они проводились, — дате и номере протокола об их результатах;

— номере и дате прекращения действия Паспорта средства наружной рекламы, который прекратил свое действие по причине проведения в месте размещения средства наружной рекламы работ по застройке, благоустройству территорий, строительству, реконструкции или ремонту зданий (сооружений), иных элементов инфраструктуры, мероприятий по случаю государственных праздников, праздничных дней, памятных дат, иных мероприятий республиканского или местного значения;

2) скорректирован перечень документов, которые необходимо подать для получения Паспорта средства наружной рекламы. В частности, сейчас не требуется представлять макет наружной рекламы на бумажном носителе в формате А4, выполненный в цвете, или на электронном носителе при размещении (распространении) такой рекламы на электронном табло (абз. 7 п. 3 приложения 4 к постановлению N 395);

3) установлен срок подачи заявления на получение Паспорта средства наружной рекламы, получаемого по результатам проведения торгов на средство наружной рекламы, размещаемое на недвижимом имуществе. Рекламораспространитель — победитель торгов (лицо, приравненное к победителю торгов) должен это сделать не позднее 10 рабочих дней со дня утверждения протокола о результатах торгов (ч. 2 п. 6 Положения о размещении средства наружной рекламы N 395);

4) изменены сроки проведения административной процедуры по выдаче Паспорта средства наружной рекламы (см. таблицу 1). Они приведены в соответствие с изменениями, внесенными в Закон о рекламе (ч. 9 п. 1 ст. 13 Закона о рекламе, подп. 9.11.1 п. 9.11 Перечня N 156, абз. 11 п. 3 приложения 4 к постановлению N 395, п. 14 Положения о размещении средства наружной рекламы N 395).

Таблица 1

Наименование процедуры По 07.07.2021 включительно С 08.07.2021
Выдача Паспорта средства наружной рекламы 30 рабочих дней 15 рабочих дней;

30 рабочих дней — если требуются разработка проекта привязки средства наружной рекламы к участку местности и (или) подключение к инженерным коммуникациям

5) изменены сроки действия Паспорта средства наружной рекламы (см. таблицу 2) (подп. 9.11.1 п. 9.11 Перечня N 156, абз. 12 — п. 3 приложения 4 к постановлению N 395).

Таблица 2

Срок действия Паспорта наружной рекламы Наименование средства наружной рекламы Примечание
По 07.07.2021 включительно С 08.07.2021
не менее 5 лет не менее 7 лет Мультимедийные рекламные конструкции, электронные табло Ранее отдельный срок для данных средств наружной рекламы отсутствовал. Срок для них был такой же, как и для всех технически сложных средств наружной рекламы
не менее 5 лет не менее 5 лет Иные технически сложные средства наружной рекламы (надкрышные рекламные конструкции, средства наружной рекламы на путепроводах (мостах), щиты с площадью рекламного поля 32 кв. метра и более, иные средства наружной рекламы с площадью рекламного поля более 50 кв. метров, щиты с внутренней подсветкой, щиты с вращающимися рекламными полями, призматроны, лайтпостеры (световые коробы) с площадью рекламного поля более 2,16 кв. метра, лайтпостеры (световые коробы) в подземных пешеходных переходах, панели с внутренней подсветкой, а также иные средства наружной рекламы, отнесенные к технически сложным средствам наружной рекламы решением местного исполнительного и распорядительного органа), объемно-пространственные рекламные конструкции Ранее для щитов с внутренней подсветкой и лайтпостеров (световых коробов), размещаемых в подземных пешеходных переходах, срок действия Паспорта средства наружной рекламы мог быть не менее 3 лет
не менее 3 лет не менее 3 лет Лайтпостеры (световые коробы) с площадью рекламного поля до 2,16 кв. метра включительно, за исключением размещаемых в подземных пешеходных переходах, щиты с площадью рекламного поля до 32 кв. метров без внутренней подсветки, пилоны, панели без внутренней подсветки, указатели с внутренней подсветкой, иные средства наружной рекламы, закрепляемые на земельном участке Сейчас для щитов с внутренней подсветкой и лайтпостеров (световых коробов), размещаемых в подземных пешеходных переходах, срок действия Паспорта средства наружной рекламы должен быть не менее 5 лет
на срок, определяемый договором на срок до окончания расположения производственного объекта, торгового объекта или иного объекта обслуживания или осуществления рекламораспространителем деятельности по месту размещения вывески рекламного характера Вывески рекламного характера Ранее отдельный срок для данного средства наружной рекламы отсутствовал. Это средство относилось к группе «иные»
на срок, определяемый договором на срок не менее 1 года, если иное не определено договором на размещение средства наружной рекламы Иные средства наружной рекламы

Обратите внимание!
Выданные паспорта средства наружной рекламы переоформлять не требуется.
При этом срок их действия автоматически продлевается согласно новым срокам их действия. К примеру, паспорт средства наружной рекламы, выданный на электронное табло, будет действовать 7 лет. Исключение — паспорта на размещение средств наружной рекламы на недвижимых материальных историко-культурных ценностях, их территориях и в зонах их охраны (абз. 2 и 3 п. 6 постановления N 395).

Дополнительно отметим, что виды средств наружной рекламы установлены в приложении 1 к Положению о размещении средства наружной рекламы N 395. Их вид указывается в Паспорте (ч. 1 п. 3 Положения о размещении средства наружной рекламы N 395);

6) установлено, что Паспорт средства наружной рекламы выдается бесплатно на размещение средства наружной рекламы (абз. 20 — 22 п. 3 приложения 4 к постановлению N 395):

— специально предназначенного и используемого для размещения (распространения) социальной рекламы в пределах придорожной полосы (контролируемой зоны) автомобильной дороги, красных линий улиц, дорог или площадей населенных пунктов;

— на новом или прежнем месте в связи с прекращением действия ранее выданного разрешения по причине проведения в месте размещения средства наружной рекламы работ по застройке, благоустройству территорий, строительству, реконструкции или ремонту зданий (сооружений), иных элементов инфраструктуры, мероприятий по случаю государственных праздников, праздничных дней, памятных дат, иных мероприятий республиканского или местного значения.

Ранее плата за оформление Паспорта средства наружной рекламы не взималась при оформлении и выдаче разрешения на размещение технического средства, специально предназначенного и/или используемого исключительно для размещения социальной рекламы (п. 58 Положения о размещении средства наружной рекламы N 1497);

7) расширен перечень случаев, когда в выдаче Паспорта средства наружной рекламы будет отказано (п. 17 и 18 Положения о размещении средства наружной рекламы N 1497, п. 15, 18 и 19 Положения о размещении средства наружной рекламы N 395). Например, решение об отказе в выдаче Паспорта средства наружной рекламы будет принято, если:

— заявление подано рекламораспространителем на выдачу Паспорта средства наружной рекламы, который выдается по результатам проведения торгов, до их проведения или позднее 10 рабочих дней со дня утверждения протокола о результатах торгов (подп. 17.1 п. 17, ч. 2 п. 6 Положения о размещении средства наружной рекламы N 395);

— средство наружной рекламы и/или его размещение в заявленном месте не соответствуют установленным требованиям (подп. 17.3 п. 17 Положения о размещении средства наружной рекламы N 395);

— рекламораспространителем не выполнено или несвоевременно выполнено задание на разработку проекта привязки (подп. 17.5 п. 17 Положения о размещении средства наружной рекламы N 395);

8) предусмотрена выдача дубликата Паспорта средства наружной рекламы в случае его утраты или приведения в негодность. Это будет осуществляться в рамках административной процедуры, предусмотренной абз. 54 п. 3 приложения 4 к постановлению N 395, п. 21 Положения о размещении средства наружной рекламы N 395). Данная процедура будет осуществляться через службу «одно окно» (абз. 1 — 3 п. 5 приложения 4 к постановлению N 395).

1.2. Продление Паспорта средства наружной рекламы

По-прежнему продление Паспорта средства наружной рекламы будет осуществляться в рамках административной процедуры, проводимой через службу «одно окно»(подп. 9.11.2 п. 9.11 Перечня N 156 (в ред. от 25.06.2021), абз. 23 п. 3 приложения 4 к постановлению N 395, п. 166 Перечня административных процедур, прием заявлений и выдача решений по которым осуществляются через службу «одно окно», п. 22 Положения о размещении средства наружной рекламы N 395, п. 39-2 Положения о размещении средства наружной рекламы N 1497).

При этом есть нововведения, в частности:

1) установлена отдельная форма заявления на продление действия разрешения на размещение средства наружной рекламы. Она, в отличие от предыдущей, предусматривает, в частности, необходимость указывать информацию, размещается ли средство наружной рекламы на недвижимых материальных историко-культурных ценностях категории «0», «1», «2» или без категории, их территориях и в зонах их охраны (приложение 4 к Положению о размещении средства наружной рекламы N 395, приложение 1 к Положению о размещении средства наружной рекламы N 1497);

2) изменен срок обращения за продлением Паспорта средства наружной рекламы. Теперь это можно будет сделать не позднее чем за 5 рабочих дней до окончания срока его действия. В то время как ранее — не позднее чем за 20 дней. При этом по-прежнему обращаться за продлением можно не ранее чем за 2 месяца (ч. 1 п. 24 Положения о средствах наружной рекламы N 1497, п. 22 Положения о размещении средства наружной рекламы N 395);

3) скорректирован перечень документов, которые необходимо подать для продления Паспорта средства наружной рекламы. В частности, теперь для этого необходимо будет представлять фотографию средства наружной рекламы в увязке с конкретной архитектурно-планировочной ситуацией по месту его размещения размером 9 x 13 сантиметров, выполненную в цвете (абз. 25 — 26 п. 3 приложения 4 к постановлению N 395);

4) сокращены сроки проведения административной процедуры по продлению действия Паспорта средства наружной рекламы (см. таблицу 3). Они приведены в соответствие с изменениями, внесенными в Закон о рекламе (ч. 9 п. 1 ст. 13 Закона о рекламе, подп. 9.11.2 п. 9.11 Перечня N 156 (в ред. от 25.06.2021), абз. 30 п. 3 приложения 4 к постановлению N 395, п. 25 Положения о размещении средства наружной рекламы N 395).

Таблица 3

Наименование процедуры По 07.07.2021 включительно С 08.07.2021
Продление действия Паспорта средства наружной рекламы 15 рабочих дней 5 рабочих дней

5) скорректированы сроки, на которые продлевается Паспорт наружной рекламы. Они аналогичны срокам, на которые он выдается (см. таблицу 2) (подп. 9.11.2 п. 9.11 Перечня N 156 (в ред. от 25.06.2021), абз. 31 — п. 3 приложения 4 к постановлению N 395);

6) установлено, что Паспорт средства наружной рекламы выдается бесплатно при продлении действия разрешения на размещение средства наружной рекламы, специально предназначенного и используемого для размещения (распространения) социальной рекламы в пределах придорожной полосы (контролируемой зоны) автомобильной дороги, красных линий улиц, дорог или площадей населенных пунктов (абз. 38 п. 3 приложения 4 к постановлению N 395). Ранее такая норма отсутствовала;

7) расширен перечень случаев, когда в продлении Паспорта средства наружной рекламы будет отказано (п. 39-5 Положения о размещении средства наружной рекламы N 1497, п. 23, 29 Положения о размещении средства наружной рекламы N 395). Например, сейчас Паспорт средства наружной рекламы в том числе не продлят, если:

— нарушен срок обращения за продлением Паспорта средства наружной рекламы (п. 23 Положения о размещении средства наружной рекламы N 395);

— средство наружной рекламы размещается на недвижимых материальных историко-культурных ценностях категории «0», «1», «2» или без категории, их территориях и в зонах их охраны (подп. 29.1 п. 29 Положения о размещении средства наружной рекламы N 395);

— средство наружной рекламы размещается с нарушениями установленных требований (подп. 29.2 п. 29 Положения о размещении средства наружной рекламы N 395).

1.3. Переоформление Паспорта средства наружной рекламы

Переоформление Паспорта средства наружной рекламы будет осуществляться, как и ранее, в рамках административной процедуры, проводимой через службу «одно окно» (п. 9.12 Перечня N 156 (в ред. от 25.06.2021), абз. 39 п. 3 приложения 4 к постановлению N 395, п. 167 Перечня административных процедур, прием заявлений и выдача решений по которым осуществляются через службу «одно окно», п. 31 Положения о размещении средства наружной рекламы N 395).

При этом есть ряд новшеств, в частности:

1) установлена отдельная форма заявления на переоформление разрешения на размещение средства наружной рекламы Она, в отличие от предыдущей, предусматривает, например, необходимость указывать (приложение 5 к Положению о размещении средства наружной рекламы N 395, приложение 1 к Положению о размещении средства наружной рекламы N 1497):

— информацию, размещается ли средство наружной рекламы на недвижимых материальных историко-культурных ценностях категории «0», «1», «2» или без категории, их территориях и в зонах их охраны;

— основание для переоформления разрешения;

2) скорректирован перечень документов, которые необходимо подать для переоформления Паспорта средства наружной рекламы. А именно установлено, что (абз. 41 — 44 п. 3 приложения 4 к постановлению N 395):

в связи с модернизацией средства наружной рекламы, в результате которой изменяется вид и/или в допустимых размерах площадь рекламного поля средства наружной рекламы, надо представить эскиз средства наружной рекламы в увязке с конкретной архитектурно-планировочной ситуацией по месту его размещения, выполненный в цвете на бумажном носителе в формате А4 или на электронном носителе;

в связи с переходом права собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления на средство наружной рекламы к другому рекламораспространителю надо представить копию документа, подтверждающего такой переход;

3) изменен срок переоформления Паспорта средства наружной рекламы (см. таблицу 4) (ч. 9 п. 1 ст. 13 Закона о рекламе, п. 9.12 Перечня N 156, абз. 47 п. 3 приложения 4 к постановлению N 395, п. 36 Положения о размещении средства наружной рекламы N 395).

Таблица 4

Наименование процедуры По 07.07.2021 включительно С 08.07.2021
Переоформление разрешения на размещение средства наружной рекламы 10 рабочих дней 5 рабочих дней

4) установлено, что Паспорт средства наружной рекламы выдается бесплатно при переоформлении разрешения на размещение средства наружной рекламы (абз. 50 — п. 3 приложения 4 к постановлению N 395):

— специально предназначенного и используемого для размещения (распространения) социальной рекламы в пределах придорожной полосы (контролируемой зоны) автомобильной дороги, красных линий улиц, дорог или площадей населенных пунктов;

— по причине изменения формы Паспорта средства наружной рекламы в связи с изменением законодательства.

Ранее плата за переоформление Паспорта средства наружной рекламы не взималась при переоформлении разрешения на размещение технического средства, специально предназначенного и/или используемого исключительно для размещения социальной рекламы (п. 58 Положения о размещении средства наружной рекламы N 1497);

5) дополнен перечень оснований для переоформления Паспорта средства наружной рекламы. Теперь он подлежит переоформлению также в случае модернизации средства наружной рекламы, в результате которой изменяется вид средства наружной рекламы и/или в допустимых размерах площадь его рекламного поля. При этом за переоформлением надо будет обращаться не позднее 5 рабочих дней до ее проведения (абз. 4 ч. 1 п. 32, абз. 3 ч. 2 п. 31 Положения о размещении средства наружной рекламы N 395, п. 23 Положения о размещении средства наружной рекламы N 1497);

6) закреплено, что переоформление не осуществляется в случаях (ч. 2 п. 32 Положения о размещении средства наружной рекламы N 395):

— изменения наименования или фамилии, собственного имени, отчества (если таковое имеется) рекламораспространителя, в том числе в результате реорганизации в форме преобразования;

— изменения места нахождения или места жительства (места пребывания) рекламораспространителя;

модернизации средства наружной рекламы, не влекущей изменения вида средства наружной рекламы и/или площади его рекламного поля.

В данных случаях рекламораспространитель не позднее 1 месяца со дня наступления соответствующего события письменно уведомляет об этом местный исполнительный и распорядительный орган, который прилагает данное уведомление к ранее выданному разрешению (ч. 3 п. 32 Положения о размещении средства наружной рекламы N 395).

Ранее за рекламораспространителем была закреплена обязанность уведомлять только в случаях изменения его наименования или фамилии, собственного имени, отчества (если таковое имеется), места нахождения или места жительства (места пребывания) (ч. 5 п. 23 Положения о размещении средства наружной рекламы N 1497);

7) установлены случаи, когда в переоформлении Паспорта средства наружной рекламы будет отказано. К ним, например, отнесены случаи, когда (абз. 4 и п. 38 Положения о размещении средства наружной рекламы N 395):

— запланированные изменения средства наружной рекламы не являются модернизацией;

— по результатам модернизации средство наружной рекламы не будет отвечать установленным требованиям.

1.4. Прекращение действия Паспорта средства наружной рекламы

Установлено, что действие Паспорта средства наружной рекламы прекращается (п. 43 Положения о размещении средства наружной рекламы N 395):

— в связи с истечением срока его действия — со дня, следующего за днем истечения;

— на основании акта о прекращении действия разрешения — со дня его составления.

Данный акт будет составляться местным исполнительным и распорядительным органом по установленной форме не позднее 10 рабочих дней со дня возникновения определенных оснований. К ним, к примеру, относятся (абз. 3 п. 43, подп. 44.2, 44.10 п. 44 Положения о размещении средства наружной рекламы N 395):

— ликвидация (прекращение деятельности), смерть рекламораспространителя;

— использование средства наружной рекламы не по назначению.

Ранее были установлены основания аннулирования Паспорта средства наружной рекламы. Ряд из них соответствует основаниям составления акта о прекращении действия разрешения (ч. 1 п. 20 Положения о средствах наружной рекламы N 1497).

2. Случаи, когда Паспорт средства наружной рекламы не требуется

Перечень средств наружной рекламы, размещение которых допускается без наличия Паспорта средства наружной рекламы, скорректирован (приложение 2 к постановлению N 395, приложение 10 к Положению о размещении средства наружной рекламы N 1497).

Появились новые случаи, когда получение Паспорта средства наружной рекламы не требуется. Например, его не надо получать на средства наружной рекламы, размещаемые:

1) на территориях пассажирских терминалов и аэропортов, используемые для размещения (распространения) наружной рекламы об этих объектах, их владельцах, реализуемых в этих объектах товарах (работах, услугах) и/или их продавцах (исполнителях). Однако, если средство наружной рекламы размещается оператором наружной рекламы, Паспорт получить надо (п. 7 приложения 2 к постановлению N 395);

2) на огороженных территориях заводов и иных производственных объектов, используемые для размещения (распространения) наружной рекламы об этих объектах, их владельцах, производимых в этих объектах товарах (работах, услугах) и/или их производителях (исполнителях). Однако Паспорт надо получить, если средство наружной рекламы размещается оператором наружной рекламы или на внешних сторонах ограждений территорий производственных объектов (п. 8 приложения 2 к постановлению N 395);

3) на огороженных территориях открытых физкультурно-спортивных сооружений. Однако получение Паспорта требуется, если средство наружной рекламы размещается (п. 10 приложения 2 к постановлению N 395):

— оператором наружной рекламы;

— на внешних сторонах ограждений территорий открытых физкультурно-спортивных сооружений;

— на здании (сооружении) на высоте более 7 метров либо имеющем опору более 7 метров (флаговых рекламных конструкций);

4) на объектах культурной инфраструктуры или их территориях, если средства наружной рекламы используются для размещения (распространения) наружной рекламы о культурных мероприятиях, экспозициях и размещаются организациями культуры (п. 12 приложения 2 к постановлению N 395);

5) на территориях парков и парковых зон, если средства наружной рекламы используются для размещения рекламы об этих парках и парковых зонах, располагаемых на таких территориях торговых объектах и иных объектах обслуживания, реализуемых в этих объектах товарах (работах, услугах) и/или продавцах (исполнителях). Однако, если средство наружной рекламы размещается оператором наружной рекламы, Паспорт получить надо (п. 13 приложения 2 к постановлению N 395).

Также сейчас Паспорт не требуется, в частности (19 приложения 2 к постановлению N 395):

— на неспециализированные средства наружной рекламы, выполненные в виде строительных сеток, используемых для ограждения строительных объектов;

— средства наружной рекламы, специально предназначенные и используемые для размещения (распространения) социальной рекламы, размещаемые за пределами придорожной полосы (контролируемой зоны) автомобильной дороги, красных линий улиц, дорог или площадей населенных пунктов;

— иные средства наружной рекламы с площадью рекламного поля до 0,5 кв. метра, размещаемые за пределами придорожной полосы (контролируемой зоны) автомобильной дороги, красных линий улиц, дорог или площадей населенных пунктов, за исключением кронштейнов.

Обратите внимание!
Если в связи с изменениями Паспорт средства наружной рекламы не требуется, то его действие, а также действие договора на размещение (распространение) наружной рекламы прекращается автоматически. При этом плата по таким договорам, зачисленная в бюджет соответствующей административно-территориальной единицы, не возвращается (абз. 4 п. 6 постановления N 395). 

Кроме введения новых случаев, когда получение Паспорта не требуется, введен ряд уточнений. К примеру, теперь получение Паспорта не требуется:

1) на плакатницы и иные выносные рекламные конструкции с площадью рекламного поля до 1 кв. метра, размещаемые за пределами придорожной полосы (контролируемой зоны) автомобильной дороги, красных линий улиц, дорог или площадей населенных пунктов, размещаемые на расстоянии не более 5 метров от зданий (сооружений), в которых осуществляет деятельность рекламораспространитель или реализуются рекламируемые товары (работы, услуги). Ранее уточнения про место расположения плакатницы отсутствовало (п. 6 приложения 2 к постановлению N 395, п. 5 приложения 10 к Положению о размещении средства наружной рекламы N 1497);

2) если средства наружной рекламы размещены не только на зданиях (сооружениях) объектов придорожного сервиса, но и на их территории. Однако при этом средство наружной рекламы должно содержать рекламу об этих объектах, реализуемых в них товарах (работах, услугах) и/или их продавцах (исполнителях) (п. 11 приложения 2 к постановлению N 395, п. 8 приложения 10 к Положению о размещении средства наружной рекламы N 1497);

3) если средства наружной рекламы размещены на огороженной территории рынка и на нем размещена реклама о реализуемых на этих рынках товарах и/или их продавцах. При этом получение Паспорта потребуется, если средства наружной рекламы (п. 9 приложения 2 к постановлению N 395):

— размещаются операторами наружной рекламы;

— размещаются на внешних сторонах ограждений территорий рынков;

— имеют площадь рекламного поля 18 кв. метров и более.

Ранее было установлено, что Паспорт не требуется для средств наружной рекламы, размещенных на территории рынков, и требований к содержанию рекламы не было. Паспорт надо было получать для средств наружной рекламы, размещаемых операторами наружной рекламы, и для щитов с площадью рекламного поля 18 кв. метров и более (п. 6 приложения 10 к Положению о размещении средства наружной рекламы N 1497).

3. Требования к размещению средств наружной рекламы в пределах придорожной полосы автомобильной дороги, красных линий улиц, дорог или площадей населенных пунктов

Установлены требования к размещению средств наружной рекламы в пределах придорожной полосы (контролируемой зоны) автомобильной дороги, красных линий улиц, дорог или площадей населенных пунктов (абз. 2 п. 2 постановления N 395).

Ряд требований соответствует ранее установленным (п. 7 Положения о размещении средства наружной рекламы N 1497, абз. 1 — 6 п. 1 Требований к размещению средств наружной рекламы в пределах придорожной полосы автомобильной дороги). Однако есть и новшества, в частности:

1) установлен запрет на размещение средства наружной рекламы в пределах придорожной полосы (контролируемой зоны) автомобильной дороги, красных линий улиц, дорог или площадей населенных пунктов, например (абз. 8 — 11 п. 1 Требований к размещению средств наружной рекламы в пределах придорожной полосы автомобильной дороги):

на разделительной полосе (в разделительной зоне), над проезжей частью и обочинами автомобильной дороги, улицы, дороги населенного пункта, за исключением растяжек и средств наружной рекламы на путепроводах (мостах), а также случаев размещения средств наружной рекламы в указанных местах по решению Президента Республики Беларусь, Совмина в целях обеспечения национальных интересов;

на дорожном знаке, его опоре или ином техническом средстве организации дорожного движения, за исключением указателя;

на опорах наружного освещения или контактной сети, за исключением средства наружной рекламы с площадью рекламного поля до 2,2 кв. метра;

на расстоянии менее 10 метров от остановочного пункта транспорта общего пользования в пределах участка местности, образуемого от края проезжей части автомобильной дороги, улицы, дороги населенного пункта до линии размещения данного остановочного пункта, за исключением средства наружной рекламы с площадью рекламного поля до 2,2 кв. метра, размещаемого на опоре наружного освещения или контактной сети, и указателя;

2) закреплено, что средства наружной рекламы, размещаемые в пределах придорожной полосы (контролируемой зоны) автомобильной дороги, в том числе Минской кольцевой автомобильной дороги, также не должны закрывать или ограничивать видимость дорожных знаков или иных технических средств организации дорожного движения по ходу движения транспортного средства на расстоянии менее 350 метров от них (абз. 1 — 2 п. 2 Требований к размещению средств наружной рекламы в пределах придорожной полосы автомобильной дороги).

Кроме того, в отношении указанных средств наружной рекламы, к примеру, установлен запрет на размещение (абз. 3 — 6 п. 2 Требований к размещению средств наружной рекламы в пределах придорожной полосы автомобильной дороги):

— в полосе отвода автомобильной дороги, за исключением средства наружной рекламы с площадью рекламного поля до 2,2 кв. метра, размещаемого на опоре наружного освещения или контактной сети либо в месте организованной стоянки транспортных средств, и указателя;

— на расстоянии менее 200 метров до начала съездов транспортных развязок, мест примыканий или пересечений автомобильных дорог;

— в придорожной полосе (контролируемой зоне) автомобильной дороги с расстоянием видимости менее 350 метров;

3) для средств наружной рекламы, размещаемых в пределах красных линий улиц, дорог или площадей населенных пунктов, установлено, что они дополнительно не должны (3 п. 3 Требований к размещению средств наружной рекламы в пределах придорожной полосы автомобильной дороги):

— закрывать или ограничивать видимость дорожных знаков или иных технических средств организации дорожного движения по ходу движения транспортного средства на расстоянии менее 150 метров от них;

— размещаться на расстоянии менее 5 метров от края проезжей части (бордюрного камня) магистральных улиц непрерывного движения категории М либо менее 2 метров от края проезжей части (бордюрного камня) иных улиц, дорог, площадей населенного пункта до ближайшего края отдельно стоящего средства наружной рекламы.

Обратите внимание!
Все указанные средства наружной рекламы должны выдерживать нормативные значения (п. 4 Требований к размещению средств наружной рекламы в пределах придорожной полосы автомобильной дороги):
— ветровой нагрузки;
— снеговой нагрузки;
— вибрационной нагрузки.

4. Проведение торгов на право размещения средства наружной рекламы

Напомним, что с Паспорт средства наружной рекламы на государственном недвижимом имуществе в установленных случаях выдается рекламораспространителю, определяемому по результатам проведения торгов (ч. 3 п. 1 ст. 13 Закона о рекламе). В связи с этим утверждено Положение о порядке проведения торгов на право размещения средств рекламы на недвижимом имуществе. Оно, в частности, устанавливает:

1) форму проведения торгов (открытый конкурс и/или аукцион) (п. 3 Положения о порядке проведения торгов);

2) кто может быть организатором торгов в зависимости от места расположения средства наружной рекламы. В частности, это может быть Госкомимущество, местный исполнительный и распорядительный орган (п. 4 Положения о порядке проведения торгов);

3) обязанности организатора торгов. К ним, например, относится принятие решения о проведении торгов и определение их формы, установление начальной цены предмета торгов, а также суммы задатка для участия в торгах, создание комиссии по проведению торгов и др. (п. 5 Положения о порядке проведения торгов);

4) порядок организации проведения торгов, в том числе сроки извещения о проводимых торгах; информация, которую должно содержать извещение; требования к комиссии и ее функции; когда организатор торгов вправе отказаться от проведения торгов (гл. 2 Положения о порядке проведения торгов);

5) условия участия в торгах. Отметим, что лицо, желающее принять участие в торгах, обязано в срок, указанный в извещении (п. 12 Положения о порядке проведения торгов):

— внести задаток путем перечисления денежных средств на текущий (расчетный) банковский счет организатора торгов;

— представить заявление по установленной форме и приложить к нему необходимые документы;

— заключить с организатором торгов соглашение.

При подаче организатору торгов документов для участия в торгах и заключении соглашения представляются (п. 15 Положения о порядке проведения торгов):

— физлицом (ИП) — документ, удостоверяющий личность;

— представителем физлица, ИП, юрлица — оригинал документа, подтверждающего его полномочия, и документ, удостоверяющий личность.

Лица, не выполнившие данные условия, к торгам не допускаются (п. 16 Положения о порядке проведения торгов);

6) порядок проведения конкурса. Отметим, что конкурс проводится в день, время и месте, указанные в извещении, путем открытия предложений комиссией. На заседание комиссии с ее согласия могут быть приглашены участники конкурса, специалисты, эксперты, переводчики. Победителем признается участник, предложивший наивысшую цену. Он объявляется председателем комиссии в день вскрытия конвертов. О проведении торгов (конкурса) составляется протокол в двух экземплярах, который должен содержать определенные сведения (п. 21, 25 — 29 Положения о порядке проведения торгов);

7) порядок проведения аукциона. Особенностями данной формы торгов, в частности, является то, что аукцион проводит аукционист, выбранный организатором торгов. Аукцион начинается с оглашения аукционистом правил проведения аукциона, шага аукциона. Шаг аукциона устанавливается аукционистом в пределах от 5 до 15 процентов от предыдущей цены предмета аукциона, названной аукционистом. При этом не допускается продажа предмета аукциона по начальной цене (п. 36 Положения о порядке проведения торгов);

8) порядок расчета с участниками. Отметим, что победитель торгов (лицо, приравненное к победителю торгов) обязан в течение 5 рабочих дней со дня проведения торгов (п. 42, ч. 2 п. 43 Положения о порядке проведения торгов):

— перечислить сумму средств, за которую продан предмет торгов, за вычетом внесенной им суммы задатка (по общему правилу задаток ему не возвращается).

Примечание
Всем остальным участникам торгов задаток подлежит возврату в течение 5 рабочих дней со дня проведения торгов (ч. 1 п. 43 Положения о порядке проведения торгов);

— возместить организатору торгов затраты на их организацию и проведение;

9) случаи аннулирования результатов торгов. Например, к ним относятся отказ или уклонение победителя торгов (лица, приравненного к победителю торгов) в установленный срок от подписания протокола о результатах торгов; перечисления суммы средств, за которую продан предмет торгов; подписания договора (п. 45 Положения о порядке проведения торгов).

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex