С 05.03.2022 вступают в силу изменения, внесенные постановлением Совмина от 02.02.2022 N 59 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 марта 2012 г. N 229» (далее — постановление N 59), которые преимущественно коснутся случаев неприменения постановления N 229 (в ред. постановления N 59). В материале рассмотрим внесенные изменения.

1. Проведение процедур закупок

Постановлением N 59 уточнено содержание норм о тех субъектах, которые относятся к числу сбытовой организации (официального торгового представителя). А именно уточнено, что срок действия договора (соглашения), устанавливающего полномочия на реализацию товара такими субъектами, должен составлять не менее срока, предусмотренного, в частности, в условиях процедуры закупки из одного источника (абз. 1, 2 подп. 1.1 п. 1 постановления N 59). Ранее требования к сроку действия этого документа устанавливались фактически только для случаев проведения конкурентной процедуры (абз. 2 ч. 6 подп. 2.2 п. 2 постановления N 229 (в ред., действующей до 05.03.2022)).

Уточняется правило отклонения непроизводителей в конкурентной процедуре закупки при условии участия в ней не менее двух производителей и (или) сбытовых организаций (официальных торговых представителей), и при этом цена предложения такого непроизводителя должна быть не ниже цены хотя бы одного участвующего в процедуре закупки производителя и (или) его сбытовой организации (официального торгового представителя) (абз. 3 — 5 подп. 1.1 п. 1 постановления N 59). Ранее существовал подход об участии не менее одного производителя и (или) его сбытовой организации (официального торгового представителя) с тем, чтобы отклонить предложение непроизводителя (ч. 5 подп. 2.5 п. 2 постановления N 229 (в ред., действующей до 05.03.2022)).

2. Централизация закупок

Для организаций, применяющих постановление N 229, и находящихся в их подчинении (входящих в состав, систему) республиканских органов госуправления, иных госорганизаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, иных госорганов (организаций), гособъединений могут быть предусмотрены особенности осуществления закупок за счет собственных средств, которые размещают в открытом доступе в ИС «Тендеры». Одна из таких особенностей — централизация закупок товаров (работ, услуг). При этом организатор процедур централизованных закупок определяется на конкурентной основе (абз. 3 ч. 2 подп. 2.13 п. 2 постановления N 229 (в ред., действующей до 05.03.2022)). С 05.03.2022 уточняется, что организатор может быть определен из организаций, находящихся в подчинении (входящих в состав, систему) госоргана (госорганизации) (абз. 6 и 7 подп. 1.1 п. 1 постановления N 59). Тем самым организатором может быть определен субъект из числа находящихся в подчинении (входящих в состав, систему) организаций, для которого отсутствует необходимость приобретения товаров (работ, услуг).

3. Закупка иностранных товаров

Еще одна из особенностей осуществления закупок за счет собственных средств — согласование приобретения импорта — также корректируется. Так, норма о согласовании будет включать согласование с госорганом (госорганизацией) решений об осуществлении закупок и (или) допуска к участию в процедурах закупок поставщиков, предлагающих импортные товары, и (или) иностранных подрядчиков (исполнителей) с учетом международных договоров Республики Беларусь, в соответствии с которыми товарам (работам, услугам) в Республике Беларусь предоставляется национальный режим, а также с учетом положений подп. 2.16 п. 2 постановления N 229 (в ред. постановления N 59) (абз. 8 и 9 подп. 1.1 п. 1 постановления N 59).

Тем самым если подобная особенность будет установлена для организации, применяющей постановление N 229, то может потребоваться согласование, например, допуска к участию в процедуре поставщиков, предлагающих импортные товары. При этом, поскольку в норме оговорка содержится в отношении подп. 2.16 п. 2 постановления N 229 (в ред. постановления N 59), по мнению автора, такое согласование может быть установлено и при приобретении товаров из приложения 3 к постановлению N 229 (в ред. постановления N 59) на сумму до 2000 БВ.

Скорректирован перечень товаров в приложении 3 к постановлению N 229 (в ред. постановления N 59) для целей использования подп. 2.16 п. 2 постановления N 229 (в ред. постановления N 59), когда применяются условия допуска товаров иностранного происхождения и поставщиков, предлагающих такие товары, стоимостью свыше 2000 БВ. В этой связи следует учитывать скорректированный перечень товаров при проведении закупок товаров из приложения 3 к постановлению N 229 (в ред. постановления N 59) при превышении суммового порога в 2000 БВ (подп. 1.4 п. 1 постановления N 59).

4. Определение минимальной доли белорусских товаров

В соответствии с подп. 1.2 п. 1 и подп. 2.19 п. 2 постановления N 229 (в ред., действующей до 05.03.2022) на закупки согласно приложению 1 к постановлению N 229 (в ред., действующей до 05.03.2022) распространяются требования о соблюдении минимальной доли белорусских товаров. Между тем с 05.03.2022 соблюдение такой доли не потребуется без какого-либо обоснования в следующих случаях приобретения товаров из приложения 1 к постановлению N 229 (в ред. постановления N 59):

— при закупке биржевых товаров на биржевых торгах (п. 4);

— при закупке товаров на аукционах (п. 5);

— при закупке товаров для оптовой и (или) розничной торговли, общественного питания, за исключением закупки товаров для организации общественного питания в учреждениях здравоохранения и образования, не связанных с закупкой товаров для их последующей реализации в буфетах и кафетериях в учреждениях здравоохранения и образования (п. 26) (абз. 10 подп. 1.1 п. 1 постановления N 59).

5. Случаи неприменения постановления N 229

Важные изменения связаны с новой редакцией приложения 1 к постановлению N 229 (в ред. постановления N 59), то есть касаются тех случаев, когда применение постановления N 229 (кроме подп. 2.19 п. 2 постановления N 229 (в ред. постановления N 59)) не осуществляется (подп. 1.3 п. 1 постановления N 59):

1) значительно сокращено количество случаев, когда приобретение осуществлялось у конкретных поставщиков;

2) расширен перечень закупок с участием гособъединения, когда не применяется постановление N 229. В частности, при закупках между:

— организациями, входящими в состав гособъединения, и организациями, входящими в состав холдинга, управляющая компания которого входит в состав этого гособъединения;

— организациями, входящими в состав гособъединения, и хозобществами, акции которых находятся в управлении этого гособъединения;

— гособъединением и созданными им унитарными предприятиями, а также хозобществами, акции которых находятся в управлении этого гособъединения.

По-прежнему условием для неприменения п. 1 приложения 1 к постановлению N 229 (в ред. постановления N 59) является факт того, что поставщик таких товаров является их производителем и (или) приобрел их в результате проведения конкурентных процедур закупок либо на биржевых торгах;

3) с учетом п. 3 приложения 1 к постановлению N 229 (в ред. постановления N 59) с 05.03.2022 закупки товаров (работ, услуг) при строительстве объектов с привлечением полностью или частично средств внешних госзаймов и внешних займов, привлеченных под гарантии Совмина, кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии Совмина, облисполкомов и Мингорисполкома, будут осуществляться на основании постановления N 229 (в ред. постановления N 59).

Тем самым потребуется для закупок товаров (работ, услуг) при строительстве за счет вышеуказанных средств применять порядок осуществления закупок за счет собственных средств, если он имеется в организации, потребуется учесть условия допуска товаров (приложения 3, 3-1 к постановлению N 229 (в ред. постановления N 59)), условия и правила для конкурентных процедур закупок и закупки из одного источника, требования о ежеквартальной отчетности по результатам процедур закупок.

На закупки при строительстве за счет иных средств, кроме указанных выше, по-прежнему распространяется действие Декрета N 7, которым установлена необязательность применения для таких закупок специальных требований к закупкам товаров (работ, услуг) (абз. 34 подп. 4.4 п. 4);

4) преимущественно случаи неприменения постановления N 229 остаются прежними. Новыми можно назвать:

— закупки услуг по сертификации продукции, выполнения работ, оказания услуг, систем управления (менеджмента), компетентности персонала в выполнении определенных работ, оказании определенных услуг (п. 56 приложения 1 к постановлению N 229 (в ред. постановления N 59));

— приобретение услуг по обязательным медосмотрам работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда или на работах, где в соответствии с законодательством есть необходимость в оценке состояния здоровья работающего на предмет его годности (негодности) к выполнению отдельных видов работ, а также внеочередным медосмотрам при ухудшении состояния здоровья (п. 57 приложения 1 к постановлению N 229 (в ред. постановления N 59));

— приобретение консультационных и юридических услуг по защите и представлению интересов государства либо заказчиков в международных коммерческих арбитражах и иностранных судебных органах (п. 61 приложения 1 к постановлению N 229 (в ред. постановления N 59)).

Таким образом, после вступления в силу норм постановления N 59, в особенности в отношении приобретения товаров (работ, услуг) для строительства за счет полностью или частично средств внешних госзаймов и внешних займов, привлеченных под гарантии Совмина, кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии Совмина, облисполкомов и Мингорисполкома, следует учитывать обновленные положения постановления N 229 (в ред. постановления N 59). С учетом месячного срока для вступления в силу постановления N 59 времени для принятия организационных мер достаточно.

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex