В марте Беларусь объявила о налоговых ограничениях в отношении недружественных стран и их резидентов. Эксперты оценили последствия этих новшеств для белорусских компаний и иностранных инвесторов.

Постановлением от 7 марта 2024 г. № 164 «О вопросах налогообложения» предусмотрено, что с 1 апреля 2024 г. устанавливается повышенная ставка налога в 25% по дивидендам, получаемым от источников в Беларуси иностранными организациями, местом нахождения которых являются недружественные страны.

Кроме того, с 1 июня 2024 г. Беларусь частично приостанавливает исполнение соглашений об избежании двойного налогообложения (СОИДН), заключенных с 27 странами, включая страны ЕС, Великобританию, Швейцарию, США.

В отношениях с западными странами Беларусь, как правило, выступала не как экспортер, а как импортер капитала, предоставляя резидентам этих стран налоговые льготы в рамках СОИДН, в том числе по дивидендным и процентным доходам. Многие годы среди стран-лидеров по прямым иностранным инвестициям в белорусскую экономику были Кипр, Нидерланды, Германия, Швейцария и Великобритания. С этими странами заключены СОИДН с одними из наиболее привлекательных налоговых условий. Поэтому принятие ограничительных мер налогового характера будет наиболее ощутимым для их резидентов, все еще сохраняющих в том или ином виде свои инвестиции в Беларуси, отмечают эксперты компании B1 Belarus.

Последствия в виде увеличения налоговых издержек возможны и непосредственно для белорусских предприятий. Дело в том, что в сделках по привлечению заемного финансирования в договорной документации обычно прописывается оговорка о компенсации налоговых удержаний («gross-up provision»): если заемщик в силу императивных норм обязан производить какие-либо налоговые удержания, то сумма процентного дохода, которую в конечном итоге получает заимодавец, должна оставаться одной и той же.

Поэтому увеличение налоговых ставок из-за частичной приостановки СОИДН будет компенсироваться, скорее всего, за счет белорусского заемщика, а не иностранного заимодавца. А учитывая нестандартную природу таких компенсаций, будут возникать вопросы и в части того, как заемщику правильно учитывать такие расходы – в составе учитываемых при налогообложении затрат или относить их за счет чистой прибыли.

В любом случае эксперты B1 Belarus ожидают активной реструктуризации заключенных ранее сделок по привлечению заемного финансирования с ориентацией на дружественные страны и заменой текущего заимодавца. Помимо налогового фактора существуют риски проведения финансовых операций с нерезидентами.

Что касается повышения налоговой ставки по дивидендам, то обычно это приводит к тому, что чаще начинают использоваться альтернативные или скрытые способы распределения дивидендов и перевода прибыли за границу. Например, через пересмотр цен во внутригрупповых сделках, в том числе во взаимной торговле товарами и услугами, либо через выплату вознаграждений за оказание различного рода консультационных услуг или через выплату роялти за объекты интеллектуальной собственности. Внешнеторговые сделки белорусских организаций, соответственно, могут привлекать еще больше внимания со стороны налоговых органов с точки зрения рыночного уровня цен, экономической обоснованности затрат и т.д.

Еще один фактор, который будет предметно рассматриваться в контексте дивидендов и пересмотра текущей структуры владения, – это переезд иностранной компании, владеющей активами в Беларуси, из недружественной (например, Кипр) в дружественную страну (ОАЭ, специальные административные районы в России, Казахстан и т.д.). Так, при редомициляции происходит только смена юрисдикции иностранной организации с сохранением всех ее бизнес-структур, активов и обязательств.

Что касается дивидендов, получаемых от источников в Беларуси нерезидентами-физическими лицами, то здесь также коренным образом меняются условия налогообложения. Согласно Налоговому кодексу Беларуси, с 1 января 2024 г. дивиденды от источников в Беларуси облагаются по стандартной ставке в 13%, а если такие доходы превысят 200 тыс. белорусских рублей – действует ставка в 25% в отношении суммы превышения. Это применимо и для доходов физических лиц, которые не являются налоговыми резидентами Беларуси (например, иностранцы или граждане Беларуси, которые более 183 дней в году находились за пределами Беларуси). Для них значительно вырастет эффективная ставка налога в случае приостановки положений СОИДН по дивидендным доходам.

При этом в МНС поясняли, что ставка 25% не распространяется на вознаграждения членов совета директоров (наблюдательных советов) обществ, выплата которых производится на основании уставов и решений участников этих обществ. Однако, как считает налоговый адвокат Елизавета Ярмош, если в уставные документы компании внесут изменения и/или изберут членов СД (наблюдательного совета), имеющих связь с участниками общества (например, близкие родственники участников), то в совокупности с превышением 200-тысячного годового дохода таких лиц, есть риск попасть под особое внимание налоговых органов.

Предполагается, что налоговые ограничительные меры будут действовать до 31 декабря 2026 г. Срок их применения может быть сокращен в случае устранения обстоятельств, послуживших основанием для их применения, либо по предложению МНС, говорится в постановлении № 164.

Пока не известно, станут ли недружественные страны со своей стороны приостанавливать отдельные положения, полностью приостанавливать или денонсировать налоговые соглашения. При этом эксперты отмечают, что любое международное налоговое соглашение призвано не только устранять проблему двойного налогообложения, возникающего из-за различий в национальных налоговых правилах, но решает ряд других задач – содействие экономическому сотрудничеству между странами и их резидентами, поощрение взаимных инвестиций и торговли. Если такие налоговые соглашения не применяются, то ни о каком дальнейшем взаимовыгодном международном сотрудничестве говорить не приходиться.

Источник фото в статье https://ru.freepik.com/